ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Современное российское общество переживает ответственный период, когда идет сдвиг экономического и социального развития, усовершенствование общества, а так же перестройка самого человека. В решении этих проблем человеку помогут знания, активная жизненная позиция, уверенность в себе. В настоящее время от молодых людей требуется высокий уровень образованности, глубокие знания научно-технических и экономических процессов, происходящих в обществе, созидательное и творческое отношение к труду. Это возможно при условии активизации его познавательной деятельности, воспитания самостоятельности, формирования умений и навыков, необходимых в жизни, а также трудовой и учебной деятельности.
В данный период, когда большая часть учащихся обучается без особого желания, главной задачей преподавателя является мотивация детей к учебной деятельности. В настоящее время это возможно при условии использовании в процессе обучения активных и интерактивных методов обучения. В своей педагогической деятельности я активизирую интерес к познавательной деятельности через технологию проблемного обучения. Этот метод оживляет педагогический процесс, ускоряет его, у учащихся ярко проявляются мотивы интеллектуального побуждения – дети сами с интересом ищут пути получения недостающей информации, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, преодоления сложностей и нахождения самостоятельного решения. Таким образом, использование технологии проблемного обучения в курсе обществознания позволяет достигнуть цели – формирования познавательного интереса к учебной деятельности, так как « знания – дети удивления и любопытства » ( Луи де Бройль), а также способствует решению задач, отраженных в Концепции Модернизации Российского Образования:
- содействие самоопределению личности, содействие ее социализации
- формирование гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на ее совершенствование
- воспитание любви к Отечеству
- выработки основ нравственной, правовой, экономической, политической и
экологической культуры
-помощь в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и
убеждений с учетом многообразия мировоззренченских подходов
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Проблемное обучение - целостная дидактическая система, основанная на логико- психологических закономерностях творческого усвоения знаний в ходе учебной деятельности, в центре которой находится решение проблемной ситуации. Проблемной ситуацией является состояние интеллектуального затруднения, когда учащийся не знает как объяснить явление или факт, и не может разрешить его известными ему способами. Нередко понятие «проблема» представляется как единство двух элементов:
-знание о незнании
-предложение о возможном открытии нового способа практического применения
ранее полученных знаний.
По уровню проблемности все ситуации можно классифицировать, как:
1. возникающие независимо от приемов ( такие ситуации могут возникнуть спонтанно
на любом этапе урока)
2. вызываемые и разрешаемые учителем ( примером такой ситуации может служить
проблемное изложение нового материала в виде лекции)
3. вызываемые учителем – разрешаемые учеником ( когда учитель формулирует
проблему, а ученик самостоятельно разрешает ее каким либо способом)
4. ситуация, когда ученик самостоятельно формулирует проблему как таковую и
находит пути решения данной проблемы.
Следует отметить, что первый и второй уровень проблемных ситуаций на сегодняшний день вряд ли будет считаться достаточно прогрессивным и эффективным. В настоящее время главным требованием выступает познавательная активность самих обучающихся, то наиболее приемлимыми следует считать третий и четвертый уровень, в которых наиболее полно может раскрыться весь творческий потенциал обучающихся.
По методическим особенностям проблемные ситуации подразделяются на:
Проблемное изложение материала. Здесь, в частности, примером может служить не только проблемное изложение материала учителем, но и самостоятельная работа учащихся над тезисным изложением изучаемого материала. В качестве примера можно привести работу над темой « Потребности человека » в курсе обществознания за 8 класс. Учебный материал в учебном пособии изложен в форме диалога и учащимся необходимо, осмысливая текст, построить стройную систему основных мыслей данной темы.
Эвристическую беседу, в ходе которой ученики, самостоятельно овладевая новым материалом, могут подтвердить или опровергнуть проблемное высказывание. Например, тема « Достоинства и недостатки человека » вызывает разногласия среди учащихся в том плане, что некоторые дети недостатки классифицируют как достоинства и наоборот. Необходимо доказать или опровергнуть данный факт.
Исследовательские работы, примером которых может служить лексическое исследование, когда учащимся необходимо найти истоки и объяснить смысл крылатых выражений, такой, например, как « дамоклов меч » и ряда других, воспользовавшись дополнительными справочниками или словарями, либо другими источниками информации.
Мысленный проблемный эксперимент, когда представляется ситуация, которая происходила на самом деле достаточно давно, например в эпоху Средневековья, и при решении поставленной проблемы необходимо знать и учитывать условия того времени.
Проблемное решение задач, которые может ставить как учитель, так и ученики. Это могут быть конкретные проблемные ситуации, например: определить, какое место занимает человек в природе? Человек – венец мироздания или только звено в цепи развития природы?
Проблемные задания, которые можно обсуждать как на уроке, так и выполнять дома. Например, в курсе обществознания за 6 класс имеется рубрика « попытайтесь поспорить ». В теме « Демократия » в качестве обсуждения предлагаются следующие высказывания: « России нужен не президент, а царь ». Или « Демократия – это когда все можно ».
Игровые проблемные ситуации, как никакие другие способствующие усвоению учебного материала, создающие условия для проявления учащимися познавательной активности, активно стимулирующие учащихся к самооценке, самовыражению, саморазвитию, рефлексии. Примеров тут огромное множество: это и мини-игра «Ассоциация» ( тема: «Политические права человека»), ролевые и неролевые игры « Предприниматели» и « Стенгазета», ( темы: « Право на свободный выбор занятий» и «Свобода выражения мнения» ), игровые дискуссии и диспуты « Отмена смертной казни» , « Зачем нужна свобода мысли». Игровые проблемные ситуации можно включать в курс обществознания на любом этапе и на любой ступени обучения.
Таким образом, проблемное обучение занимает достойное место в системе развивающего обучения в школе, так как организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, приводит в итоге к творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных способностей учащихся и формированию у обучающихся мотивации к учебной деятельности.
Литература:
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.
Дьюи Дж. Образование и демократия. М., 2000.
Махмутов В.И. Проблемное обучение М.: Педагогика, 1975.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999.
Якиманская Н.С. Развивающее обучение. М., 1979.
Работу выполнила Попова Марина Гайнулловна,
МАОУ СОШ № 146,
Екатеринбург, 2016