Классный час по теме вред наркотиков
Тема: СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР
Цель: учить старшеклассников делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.
Количество участников: 16 человек.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Разбить учащихся на три группы. Это можно сделать двумя способами:
а) среди участников выделить трех лидеров и вокруг них разместить ребят, которые между собой легко находят общий язык.
б) заранее приготовить жетоны трех цветов и раздать их, когда участники зайдут в класс. Участники рассаживаются по группам с учетом цвета жетонов.
Когда учащиеся разобьются на группы и займут свои места, будет объявлена тема и распределятся типы зависимости:
1-я группа – зависимость от табака;
2-я группа – алкогольная зависимость;
3-я группа – наркотическая зависимость.
II. Выполнение заданий.
Задание 1. Каждая группа в зависимости от распределения находит свои «причины» злоупотребления табаком, алкоголем, наркотиками. Время работы групп – 5 минут.
Причины употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения:
– любопытство;
– подражание;
– потребность в самоутверждении;
– желание следовать правилам компании;
– желание испытать необычные ощущения;
– для завоевания популярности;
– безделье, скука;
– для облегчения контактов;
– страх перед жизненными трудностями, конфликтами.
Классная доска делится на три части, и представители каждой группы записывают свое решение.
Задание 2. Разнести по трем колонкам таблицы проблемы, возникшие у человека со злоупотреблением табаком, алкоголем, наркотиками.
ПРОБЛЕМЫ
медицинские социальные правовые
Время работы групп – 7–10 минут.
Каждой группе раздается лист с таблицей, которую участники заполняют по мере обсуждения. Затем представитель каждой группы защищает свое мнение по выбранному типу зависимости. Остальные участники могут дополнять или выразить свое несогласие. Заполненные и обсужденные таблицы вывешиваются на доске.
Проблемы, которые возникают при злоупотреблении
алкоголем, наркотиками, табакокурениемМедицинские Социальные Правовые
Психические расстройства Прогулы в школе Хулиганство
Слабоумие Уход из школы Воровство
Поражение всех систем и органов Суицид Грабеж
ВИЧ / СПИД Проблемы в семье Убийство
Резкое уменьшение продолжительности жизни Проституция Нанесение телесных повреждений
Проблемы со здоровьем будущих детей Изготовление, хранение и продажа алкоголя (наркотиков)
Склонение к употреблению алкоголя (наркотиков)
Задание 3 – ролевая игра. Каждая группа анализирует ситуацию по выбранному типу зависимости, определяет пути разрешения этой ситуации. Время работы группы – 5–7 минут.
III. Анализ ситуаций.
Ситуация 1.
В дверь позвонили, Инга открыла дверь – на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:
– Слушай, Инга, давай покурим.
– Давай, – согласилась Инга, – сейчас только сигареты принесу.
– Не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие еще не пробовала?
– Нет, – растерялась Инга.
– Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй! – и Даша протянула Инге сигарету.
Ситуация 2.
Совершенно неожиданно Лена, девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на свой день рождения. Праздник получился очень веселым. Все танцевали, играли, пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол. В этот момент один из мальчиков достал из пакета большую красивую бутылку и сказал: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!» Большинство ребят за столом радостно оживились.
Ситуация 3.
После школьных соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Один из ребят предложил попробовать таблетки LSD. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить», – услышали они вслед.
По истечении времени ситуации обсуждаются участниками, вносятся поправки и дополнения.
Учитель. Отказ может звучать по-разному и не всегда убедительно. Вот восемь способов сказать «нет».
1. – Ты хочешь выпить?
– Нет, спасибо.
2. Объясни причину отказа.
– Нет, спасибо. Я не пью вина потому что...
3. Повтори несколько раз свой отказ.
– Нет.
– Нет.
– Нет.
4. Уходи.
– Нет, я ухожу.
5. Смени тему разговора.
– Нет, пойдем лучше ко мне, посмотрим новый видеофильм.
6. Избегай критических ситуаций.
– Нет, я туда не пойду.
7. Не поддавайся.
– Я не трус, просто мне не нравится.
8. Сила в друзьях.
– Дружи с теми, кто тебя понимает и кто поможет тебе в трудный момент.
IV. Подведение итогов.
«Антиреклама».
Два заранее подготовленных старшеклассника читают стихи в стиле «Вредных советов» Г. Остера.
Прочитанные стихи помогут взглянуть на проблему зависимости от табака, алкоголя, наркотиков с другой стороны и увидеть, как смешон такой человек.
I
Если спецразведка папы донесла ему внезапно,
Что ты пробовал курить,
И в родительском генштабе принимается решенье:
Меры строгие к ребенку, не колеблясь, применить,
Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся,
Ведь сейчас диктат не в моде – демократии почет.
Пусть родители считают, что курение опасно,
У тебя другое мненье может быть на этот счет.
Разве это так опасно, что у тех, кто курит,
Часто легкие похожи на закопченный мешок?
Ну, подумаешь, что вместе с кровью к клеткам для дыханья
Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.
Пусть при этом очень сложно сердцу – органу-мотору
Свои важные задачи, не сбиваясь, выполнять.
И совсем неважно то, что у курящих очень быстро
Разрушаются порою зубы белые во рту.
Человеку много ль надо?
Пусть же выпадет десяток,
Остальных надолго хватит – что печалиться, грустить?
Ты запомнил?
А теперь все это четко, смело, не сбиваясь,
Маме с папой растолкуй!
II
Если друг-приятель Толя
Предложил тебе немножко «очень вкусного» вина,
Без сомненья соглашайся.
Что тут думать, размышлять?
Ведь вино не просто вкусно –
Это очень-очень нужный и полезный для здоровья
Человека компонент.
Пусть вначале – только выпьешь –
В голове внезапно что-то сильно-сильно зашумит.
Пусть в глазах вдруг потемнеет
И покажется случайно, что уходит постепенно
Полквартиры из-под ног,
Пусть и стул, и стол, и кошка,
Кошка Мурка на комоде, в хороводе закружатся,
Словно бабочки весной, –
Не пугайся, без сомненья, это все идет на пользу,
Лишь представь, что очень скоро ты совсем
Похожим станешь на любителей вина.
И тогда ты сможешь так же, как они,
Подобно свинкам,
В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.
Хочешь быть на них похожим?
Ну, тогда не сомневайся и, конечно, пей вино!
Закончить классный час можно пословицей: «Человек – кузнец своего счастья». Он может и должен САМ сделать свой выбор.
Тема: ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
(Деловая игра)
Цель: помочь подросткам осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия.
Ход игры
I. Организационный момент.
Участники деловой игры разбиваются на пять-шесть групп. Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры, цветную бумагу.
II. Выполнение заданий.
Задание 1. Создайте портрет зависимого человека (зависимость от табака, алкоголя, наркотиков). Это может быть и символическое изображение. Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы – 10–15 минут.
После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются на одном столе, и ребята делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
Задание 2. Участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа представляет собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от подростков, от сверстников. Задача группы – сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы группы – 10–15 минут
Ситуация 1.
У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть времени проводит с ними.
Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика.
ПОСОВЕТУЙТЕ, КАК?
Ситуация 2.
Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно и я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?» Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома.
ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Ситуация 3.
Мы дружим уже больше года. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она созналась, что несколько месяцев балуется ханкой и это ей нравится.
Этой новостью я поделился с другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обратиться за помощью ко взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения.
КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ?
Обсуждение:
• Доступна ли форма ответа на письмо?
• Насколько интересен, понятен ответ?
• Не вызвал ли ответ чувство неприязни или смущения?
Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику.
Задание 3. Участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа представляет работников телевидения. Их задача – придумать и поставить телевизионный ролик о вреде зависимости. Можно работать в любых жанрах: реклама, музыкальный клип, мультипликация, сказка, постановка и пр. Также можно использовать музыку, танцы, костюмы. Время подготовки группы – 10–15 минут. Это задание может быть подготовлено заранее.
По окончании просмотра роликов участники обсуждают, какой из роликов был самым удачным и почему. Это упражнение позволяет подросткам утвердиться в своей позиции и осознать, как легко становятся зависимыми молодые люди и какие последствия ожидают зависимых людей.
III. Подведение итогов.