Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Осенний пейзаж»



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Автозаводского района»
Методическая разработка занятия
по изобразительной деятельности
«Осенний пейзаж»
Составитель:
Костина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования структурного подразделения «Луч»
г. Нижний Новгород
2016 г.
Методическая разработка представляет собой занятие по изобразительной деятельности для учащихся семи-восьми лет. Она может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями ИЗО. Изобразительная деятельность – один из любимых видов деятельности детей, которая объединяет в себе познание мира через восприятие и передачу художественного образа и проявление творческих способностей.
Цель: познакомить детей с жанром живописи «пейзаж».Задачи: 1. Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в пейзаже, развивать чувства композиции.2. Научить отличать жанр изобразительного искусства пейзажа от других жанров.3. Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины, эстетические чувства.Обогащение словаря: разделяющая линия горизонта, передний план, задний план, пропорции, игра цветом.
В начальном школьном возрасте дети с помощью взрослого осваивают достаточно сложные основы художественной грамоты и навыки, техники. Рисование красками особенно привлекательно для детей. Экспериментируя с цветом и способами рисования красками под чутким руководством педагога, учащиеся получают настоящие «шедевры» своего творчества и осознание себя как могущего и умеющего, что особенно ценно для личностного развития ребенка.
Важно, чтобы педагог сам владел техникой и методикой рисования, и мог активизировать творческую активность ребенка, помочь ему осознать собственную значимость.
Форма занятия: групповая.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
словесный метод (стихи, совместное обсуждение).
наглядный метод (репродукции осенних пейзажей).
наглядно-практический (творческая работа).
игровой прием (физкультминутка).
Материалы и оборудование:
Для педагога:
План-конспект занятия.
Репродукции.
Учебная доска.
Для учащихся:
лист в формате А4.
краски гуашь.
кисти №5,3,2.
палитра.
емкость для воды.
карандаш.
тряпочки.
Ход занятия
1.Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята, занимайте свои места.
-Давайте с вами поприветствуем друг друга.
(Учащиеся заходят, приветствуют друг друга и педагога, садятся).
2.Изложение нового материала. Практическое задание.
-Сегодня мы познакомимся с прекрасным жанром живописи «пейзаж».
Педагог показывает репродукцию и задает вопросы: что изображено?
(ответ детей), Какое время года (ответ детей).
Педагог читает стихотворение:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.
Утешает Осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите-роща золотом одета!
-Вот и на этой картине осень, с красочными деревьями, голубым небом,
и темной, холодной рекой. Как можно назвать такой пейзаж?
(ответы учеников).
-Наш картина изображает красоту «Золотой осени».
Но художники рисуют и другие времена года. Картина с изображением природы называется «пейзаж».
1.шаг: Набросок карандашом композиции пейзажа. Педагог обговаривает с детьми, что можно изобразить, соответственно теме рисунка, где будет проходить линия горизонта, что будет на переднем плане, заднем плане, уточняем, какого размера
2.шаг: Выбираем расположение листа. В зависимости от задачи изображения, расположения элементов композиции, лист кладем либо вертикально, либо горизонтально. Вертикальное направление даёт возможность показать больше воздушного пространства и перспективы, а горизонтальное — больше элементов и деталей композиции.
3.шаг:Фон,небо и земля Какие способы передачи фона  мы можем использовать на этом этапе. Способ « Сырым по сырому слою» или «по-мокрому слою», который доступен младшим школьникам в двух варианта. Смачиваем лист широкой кистью водой. Затем наносим этой же кистью горизонтальную полосу насыщенной синей краски в верхней части рисунка. Затем делаем последовательно наложенные мазки, используя только воду, размываем краску к линии горизонта. Получается постепенный переход от насыщенного цвета к все более светлому, что создает нужную нам для пейзажа воздушную перспективу. Переходим к земле. Здесь мы можем так же по-сырому слою нанести краску одного цвета. Это может быть желтая гуашь для осени, зелёная травяная местами. Ученики рисуют дальний план играя желто-коричневым, желто-зеленым цветом. Передний план педагог предлагает покрыть способом лессировки, используя такие же цвета, но ярче. Для осени, передачи яркого солнца, меняющегося неба, утра или вечера, мы можем использовать эту технику.
-Пока сохнет фон рисунка, ученикам предлагается физкультминутка.
4.шаг: Волшебная палитра. На палитре смешиваем краски, рисуем дальний план в пейзаже - лес, рощи. Используем белила. Педагог наглядно объясняет не яркость, туманность дальнего плана, используя репродукцию И.Левитана «Золотая осень». И яркими цветами осени, учащиеся рисуют первый план рисунка: деревья, кусты, речку.  Учим детей наносить именно легкими движениями краску, чтобы не смешать цвета в один оттенок. Прелесть этой техники в видимых переходах цвета в цвет. В работе с гуашью получаем нужные оттенки на палитре и дальше пользуемся ими для передачи яркости и сочности рисунка. Краска наносится на сухую бумагу и позволяет учащимся нанести более мелкие детали, проводить тонкие линии, делать тонкие мазки, подчеркивая красоту осени. Ветви деревьев просвечивают сквозь осеннею листву. У каждого ученика своя композиция пейзажа, живописная работа.
Подведение итогов.
Учащиеся раскладывают рисунки на общий стол и рассматривают их. –Посмотрите, какие яркие пейзажи, у кого золотая осень, у кого багряная,есть исмещанные деревья. –Какую оценку вы поставите себе за рисование осеннего пейзажа? Что вам понравилось на нашем уроке?
Уборка рабочих мест и прощание.-Молодцы, все хорошо поработали!
-Наступила пора прощаться и уборка рабочих мест. (ученики прибирают свое рабочее место).
-Всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!