Перспективный план занятий по реализации региональной программы Крымский веночек — Природа родного края ( средняя, старшая группа)


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА
«ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»
Ознакомление детей с природой Крыма осуществляется в рамках задач, определенных государственной программой образования детей дошкольного возраста. В связи с тем, что природные и климатические условия Крыма значительно отличаются от остальных регионов России, есть необходимость познакомить детей с особенностями природных зон Крыма. Следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой рекомендуется начинать с природой местности, в которой они проживают и в которой находится детский сад. Детей знакомят с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями своего участка, территории детского сада, близлежащего парка, рощи. Дети узнают названия реки, озера, горы и других природных объектов, находящихся рядом. Также необходимо обращать внимание детей на особенности климата местности, на сезонные изменения в природе.
Работа по реализации содержания раздела осуществляется в первую очередь в повседневной жизни детей путем наблюдений, экскурсий, практической деятельности: опытов, экспериментов, зарисовывания объектов, составления экологических карт, обустройства экологических троп, подбора коллекций, иллюстрационного материала и т. д. Полученные знания уточняются и закрепляются на занятиях, во время бесед, просмотра видеозаписей, рассматривания альбомов, чтения художественной литературы. В конце изучения определенной темы можно проводить с детьми тематические занятия.
Предложенный план занятий поможет дошкольникам глубже познакомиться с объектами природы родного края, проявить инициативу и творчество.
Цель: формирование элементов экологического мировоззрения, экологической воспитанности, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма.
Задачи:
для детей среднего дошкольного возраста:
- развивать у детей интерес к природным объектам и явлениям, вызывать положительный эмоциональный отклик при общении с ними;
- обогатить представление детей о разнообразии природы ближайшего окружения;
- приобщать детей к посильной практической природоведческой деятельности;
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природным объектам.
для детей старшего дошкольного возраста:
- поддерживать устойчивый интерес к природе, ее объектам и явлениям ближайшего окружения;
- развивать познавательный интерес и познавательную активность в процессе природоведческой деятельности;
- познакомить с особенностями климата, дать представление об их влиянии на сезонные изменения в природе своего поселка, села, города;
- сформировать представления о взаимосвязях и взаимообусловленности биологических элементов природы в местности проживания;
- привлекать детей к посильному участию в природоохранной деятельности.
Показатели успешного развития детей
Дети среднего дошкольного возраста:
- позитивно относятся к явлениям и объектам природы, знают некоторые объекты ближайшего окружения (растения и животных уголка природы, территории детского сада);
- проявляют интерес к информации природоведческого характера;
- стремятся к самостоятельным практическим действиям на природе (полить цветы, покормить рыбок и т. д.);
- проявляют любознательность и познавательный интерес во всех видах организованной деятельности по усвоению программного материала;
- внимательно и бережно относятся к природным объектам.
Дети старшего дошкольного возраста:
- проявляют позитивные эмоциональные реакции на явления и объекты природы, знают объекты ближайшего окружения (растения и животных уголка природы, территории детского сада, семейного садового участка, двора);
- проявляют ярко выраженный интерес к информации природоведческого характера, желание понять суть явлений, выявить их взаимосвязь;
- проявляют заинтересованность в практических действиях (наблюдать за растением, противостоять тому, кто наносит вред природе и т. д.);
- отображают природоведческую деятельность в других видах детской деятельности (изобразительной, игровой и др.);
- проявляют познавательную активность во всех видах организованной деятельности, направленной на усвоение программного материала, интерес к способам достижения результата, наблюдательность;
- ориентируются в ближайшем природном окружении.
Перспективный план по ознакомлению детей средней группы
(4-5 лет) с природой «Природа моего края»
месяц № заня-тиятема программное содержание
Сентябрь
1. «Груша» Ознакомление с природой/ Рисование Расширить знания детей о груше (особенности этого дерева, его значение для природы и человека). Развивать любознательностьУчить детей рисовать грушу (плод) с натуры, передавая форму, величину и цвет. Закреплять навыки рисования цветными карандашами.
октябрь 2. «Стрекоза» Ознакомление с природой/ Ручной труд
Словарь: хищник, гигантский. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы. Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков,
тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко. Учить детей понимать образные выражения и сравнения. Учить детей лепить стрекозу из пластилина, передавая строение тела насекомого, дополняя деталями из природного материала. Воспитывать интерес к природе родного края и бережное к ней отношение.
ноябрь «Ясень» Наблюдение в природе/Ручной труд
Словарь: светолюбивый, просвет, ясень. Познакомить детей с деревом (его названием, внешним видом, характерными особенностями, использованием человеком). Воспитывать интерес к природе родного края. Учить детей видеть красоту природы.
декабрь «Кизил» Ознакомление с природой/рисование
Словарь: щедро, обильно, древесина, кизил. Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком. Знакомство с народной приметой и легендами о кизиле. Воспитывать интерес к природе родного края. Учить детей рисовать ветку с листьями кисточкой, а ягоды пальцем(прикладывая его для получения формы овала).
январь «Сосна» (Наблюдение в природе/ Рисование)
Словарь: древесина, «с натуры».
Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека.
С помощью скороговорки отработать произношение звука «с».Познакомить детей с загадкой и пословица-ми о сосне и о деревьях вообще.Закрепить понятие «слева направо».Учить рисовать ветку сосны с натуры, закреплять умение пользоваться карандашом, рас-полагать рисунок в центре листа, заполняя всё пространство листа.Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок на природе и походах.
февраль «Лиса» (Ознакомление с природой/Рисование Словарь: грациозный, аккуратный, самостоятельно.Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде. Закрепить знания о домашней птице.Учить детей понимать значение пословиц и поговорок.Упражнять в употреблении слов, обознача-ющих детенышей домашней птицы.
Учить детей рисовать сюжетную композицию с главным персонажем – лисой. Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.
март « В гостях у Лесовичка» (Ознакомление с природой) Дать детям знания энциклопедического характера о растениях. Закрепить знания детей о деревьях и лекарственных растениях. Развивать память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
апрель «Шиповник» (Ознакомление с природой/ Ручной труд)
Словарь: шиповник, шип. Познакомить детей с происхождением названия «шиповник», его характерными особенностями,полезными свойствами, значением в жизни человека и животных. Закрепить знания детей о насекомых. Продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать значение поговорок. Учить детей делать объёмную аппликацию – цветущий куст шиповника.Вызывать позитивное настроение от создания коллективной работы. Воспитывать интерес к природе родного края, учить детей видеть красоту природы.
май «Божья коровка» (Ознакомление с природой/ Ручной труд)
Расширить и уточнить знания детей о божьей коровке.
Закрепить знания о насекомых и их развитии. Учить детей делать божью коровку из скорлупы ореха, создавать сюжет поделки. Развивать интерес к жизни насекомых.Развивать мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Перспективный план по ознакомлению детей старшей группы
(5-6 лет) с природой в рамках региональной программы
«Крымский веночек»
месяц Вид занятия Тема Цель
сентябрь 1.Рисование «Наши друзья – насекомые» (светлячки,ба-бочки)
Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал ,самка, самец, зигзаг, светляк. Познакомить детей с насекомыми, их об-разом жизни и внешним видом; обратить внимание на разнообразие бабочек, знакомить с загадками и приметами. Учить детей бабочку из фантиков от конфет, развивать цветовое восприятие, мелкую моторику. Закрепить знания детей о развитии насекомого. Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней развивать креативность, любознательность.
2.Рисование ладошкой «Медуза»
Словарь: акваланг.
Расширить и углубить представления детей о медузе. Показать детям закономерные связи в природе. Показать детям как можно нарисовать медузу ладошкой, упражнять в дорисовке деталей. Воспиты-вать интерес к природе, желание узнавать о ней что-то новое.
3.Аппликация
(коллективная«Грецкий орех»
Словарь: скорлупа, плод

Познакомить детей с историей появления этого дерева в Крыму. Расширить знания детей о характерных особенностях и свойствах дерева и его плодов – орехов. Познакомить детей с загадкой и поговоркой о грецком орехе. Учить детей обводить контур ладошки , вырезать его и наклеивать , создавая крону дерева. Развивать положительные эмоции от совместного трудаВоспитывать у детей любознательность и интерес к родной природе.
октябрь 4.Ручной труд
из бросового материала и пластилина «Гвоздика»
Словарь: легенда, дикорастущие, медоносные.
Уточнить и дополнить знания детей о цветке гвоздика. Познакомить с легендой о гвоздике (из книги Л. Згуровской «Август в Крыму»).Учить детей выполнять поделку из бросового материала и пластилина.Развивать мышление, образное восприятие, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к родной природе.
5.Лепка «Грибы»
Словарь: масленок, опе-нок, лисичка белый гриб, ма-сленок, сыро-ежка, , рыжик, груздь, белый гриб, шампинь-он, серенький, кузовок. Познакомить детей с грибами.Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы. Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах. Развивать мышление детей, мелкую моторику. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.
6.Коллектив-ная апплика-ция из природ-ного матер. «Осень в Крыму»
Словарь: листопад, дождливая, моросит, заморозки, урожай, ненастье, непогода Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных для Крыма признаках осени. Приучать сле-дить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; Познакомить с народ-ным календарем пословицами, примета-ми. Обогащать словарь старинными на-
званиями осенних месяцев. Побуждать де-тей делать коллективную работу по теме «Осень, используя природный материал, учить правильно пользоваться клеем; прививать аккуратность в работе. Приоб-щать к украинской народной культуре.
Воспитывать интерес к природе родного края.
7.Ручной труд «Мидия».
Словарь: моллюск, плотно, деликатес, жемчужина, мидия.
Познакомить детей с мидией, ее внешним видом, образом жизни, с огромной важ-ности значением мидий для Черного мо-ря. Познакомить детей с легендой о миди-ях.Учить делать поделки их мидии. Разви-вать мелкую моторику. Воспитывать лю-бознательность, интерес к природе род-ного края.
8.Рисование
(разукраши-вание) «Малиновка»
Словарь: малиновка, зарянка, добросердеч-ность, насеко-моядная.
Познакомить детей с малиновкой (за-рянкой). Вызвать у детей эмоциональный отклик от знакомства с этой птицей, жела-ние самим стать добросердечнее. Упраж-нять в раскрашивании картинки, не выхо-дя за края контура и не оставляя просве-тов, добиваться яркости цвета путём на-жима карандаша.Развивать интерес к жизни птиц, желание заботится о них.
ноябрь 9.Аппликация
из мятых комочков бумаги «Ежевика»
Словарь: ежевика, превосходный, ожина (укр). Познакомить детей с ежевикой. Закрепить знания о витаминах, последовательности созревания ягод. Научить детей делать аппликацию из скомканных комочков бумаги. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к природе родного края.
10.Ручной труд
(природный материал) «Олень»
Словарь: изящное, панты, бурелом, благородство.
Познакомить детей с крымским оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Научить делать оленя из природного материала (шишки, ветки), крепко скрепляя детали. Воспитывать интерес к природе родного края.
11.Рисование «Перепел»
словарь: нагрудничек,
«пичужка», «дегустатор», «свирель». Познакомить с внешним видом, повадка-ми перепелов.Учить детей понимать об-разность и значение пословиц. Упражнять детей в звукоподражании птичьим голо-сам. Расширять знания детей о приспособ-лении к среде обитания. Познакомить с
рассказом Е.Чарушина «Перепёлка». Учить рисовать птицу, изображая основ-ные части: голова, туловище, клюв, лап-ки, крылья; упражнять в правильном ри-совании фломастером; развивать мелкую моторику. Развивать у детей интерес к жизни птиц родного края.Активизировать познавательные способности детей. Вос-питывать интерес к природе родного края.
12.Лепка «Кипарис»
Словарь: кипарис, вечнозеленый.
Познакомить детей с кипарисом, историей его появления на крымской земле, пред-ложить детям слепить кипарис, передавая основные его части: крона, ствол, крепко скрепляя детали, создать совместную «Кипарисовую» аллею. Побуждать полу-чать удовольствие от совместного труда. Развивать интерес к природе родного края.
13.Конструир-ование из
бумаги
«Змеи»
Словарь: грациозная, жало.
Познакомить детей со змеями.Раскрыть необоснованность преследовния людьми змей.Предложить детям сделать поделку «Змея» из бумаги, складывая полоски бу-маги «гармошкой» (см. конспект) Воспи-тывать у детей гуманные чувства к неза-служенно преследуемым людьми змеям. Формировать правила поведения при встрече со змеями.
декабрь 14.Ручной труд «Рапан»
Словарь: рапана, пришелец, песчаный.
Продолжать знакомить детей с обитателя-ми Черного моря.Подвести к выводу о тесных взаимосвязях подводной жизни. Расширить и уточнить знания о рапане. Развивать детское творчество, мелкую мускулатуру кистей рук при изготовлении поделок. Воспитывать устойчивый инте-рес к родной природе
15.Рисование «Ворона»
Словарь: всеядный, падаль.
Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках ворон. Позна-комить с пословицами о воронах. Про-должать учить детей рисовать предметы овальной формы –туловище птицы, пти-чьи яйца в гнезде, смешивать краски на палитре.Упражнять в звукоподражании, развивать артикуляционный аппарат де-тей. Воспитывать любознательность, ин-терес к птицам родного края, гуманное к ним отношение к ним.
16.Коллектив-ная апплика-ция«Проказы матушки-зимы»
Словарь: вьюга, метель, сугроб, «мягкая зима»,оттепель,
Продолжать закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систе-матизировать представление о характерных для Крыма признаках зимы. Учить видеть и описывать красоту зимнего пей-зажа. Расширять словарный запас. Про-должать приобщать к народной культуре.
Знакомить с народными приметами зимы.
Обратить внимание на характерные приз-наки зимы, продолжительность светового дня.Воспитывать любовь к родной при-роде, бережное отношение к деревьям во время заморозков
Январь 17.Рисование «Королёк» Познакомить детей с птицей, ее внешним видом, повадками, особенностями. Объ-яснить детям значение слова «солидный», «потаенный», выражения «на крыле». По-буждать подбирать синонимы к слову «маленькая». Развивать связную речь де-тей. Закрепить знания о знакомых птицах. Познакомить детей с легендой о корольке.
Закрепить навыки счета и рисования ок-руглых предметов. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
18.Конструиро-вание из бумаги
«Заяц»
Словарь: травоядный, наст. Закрепить и расширить знания о зайцах. Познакомить детей с особенностями при-способления крымских зайцев к местному климату.Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающе-му миру. Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с учас-тием зайцев.Развивать мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к приро-де родного края.
19.Рисование
«Хомка, хомка, хомячок…»
Словарь: хомяк, одино-чество, рыже-вато-бурый. Расширить и уточнить знания детей о хо-мяках (особенности внешнего вида, обра-за жизни, является фауной Северного Крыма). Познакомить детей с понятием «грызуны». Учить рисовать хомяка, изо-бражая мех при помощи губки. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспи-тывать интерес к природе родного края.
февраль 20.Ручной труд «Краб»
Словарь: панцирь, клешни, жабры, линька.
Познакомить детей с крабом (внешний вид, особенности поведения, повадки).
Развивать мелкую моторику кистей рук детей. Учить делать поделку из природ-ного материала.Воспитывать у детей ин-терес к обитателям Черного моря. Побуж-дать детей активно оберегать природу.
21.Аппликация
(из комочков бумаги) «Калина»
Словарь:
Кисть калины,
символ,народные традиции, алая Расширить и уточнить знания детей о ка-лине. Познакомить детей с народным творчеством о калине; дать представления о калине как народном символе. Упраж-нять в изготовлении поделки из скомкан-ных комочков бумаги, правильно пользо-ваться клеем. Развивать любознатель-ность, интерес к природе. Воспитывать уважение к народным традициям, умение видеть красоту природы.
22.Рисование «Хамса»
Словарь: хамса, нерест, косяк.
Познакомить детей с черноморской хам-сой. Уточнить и расширить знания о ры-бах.Закрепить знания о понятиях «планк-тон», «хищник».Учить детей понимать природные взаимосвязи, пищевые цепоч-ки. Предложить нарисовать косяк рыбы с помощью шаблона. Воспитывать интерес к обитателям Черного моря.
23.Ручной труд «Дикие свиньи»
Словарь: разъяренный, калкан, рыло.
Расширить и уточнить знания детей о ди-ких свиньях.Объяснить детям значение фразеологизма «встать грудью».Познако-мить с пословицей и загадками о кабане, свинье и поросятах. Научить детей делать кабана из яичной скорлупы и пластилина, развивать творческую фантазию. Воспи-тывать интерес и гуманное отношение к природе.
март 24. Ручной труд «Подснежник» Расширить знания детей о подснежнике.
Уточнить знания детей о строении цветка, об условиях, необходимых для роста рас-тения.Познакомить с загадкой, легендой, стихами о подснежнике.Продолжать учить выразительно рассказывать стихот-ворение наизусть.Развивать память, любо-знательность, мелкую моторику.Воспиты-вать экологическое мировоззрение, жела-ние подарить маме подарок, подготов-ленный самостоятельно.
25. Аппликация
(коллаж)
«Шмель»
Словарь: шмель, матка, соты, опыле-ние, пасека,
пчеловод,само-отверженно.
Познакомить детей с шмелем, с его значе-нием в природе ( опыление). Закрепить знания о развитии насекомых, о домаш-них животных, о Красной Книге. Продол-жать учить детей пользоваться ножни-цами, вырезать картинки ровно, срезать ненужную бумагу, аккуратно приклеивать Приобщить к изготовлению коллажа «Па-сека»; расширять представления о про-фессиях. Развивать координацию движе-ний руки, мелкую моторику.Сформиро-вать у детей убеждение о необходимости бережного отношения к природе.Воспи-тывать интерес к насекомым.
26.Рисование
«Дятел»
Уточнить и расширить знания детей о птицах - дятлах, о значении деревьев.
дать представление о вредителях леса и
пользе птиц в природе. Учить детей пони-мать фразеологизм «длинный язык». Уп-ражнять детей в разукрашивании птиц, передавать характерный окрас оперения, не вылезать за края контура, закрашивая рисунок полностью. Развивать чувство ритма, мекую мускулатуру кистей рук, мышление детей.
27. Рисование «Миндаль»
Словарь: благоухание,
миндаль, зяб-нуть, биологи, «затяжная весна»
Продолжать закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и сис-тематизировать представление о харак-терных для Крыма признаках весны. Учить устанавливать связь между изменени-ями температуры воздуха и состояния во-ды; замечать красоту пробуждающейся природы Закреплять знания о плодовых деревьях сада. Познакомить с особеннос-тями миндального дерева, использовани-ем его человеком. Учить детей рисовать дерево миндаль, передавая его характер-ные особенности, использовать приёмы рисования губкой, пальчиком, кляксогра-фии, передавая форму кроны. Воспиты-вать любознательность, интерес к приро-де, желание разобраться в явлениях приро-ды, понять их суть, Способствовать креа-тивному развитию детей.
-493395114290028.Конструиро-вание из бумаги «Лягушка»
Словарь: земноводное, линять, линька головастик, икринка
Расширить и уточнить знания детей о ля-гушках. Познакомить с загадками, пого-воркой о лягушке и фразеологизмом «раз-вязался язык». Упражнять детей в звуко-подражании. Учить делать поделку-ори-гами , внимательно слушая воспитателя. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
29. Ручной труд «Муравьи» Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнёзда. Объяснить, что стро-ительство муравейника — это боль-шой труд многих тысяч шестиногих созданий. Учить делать поделку из желудей. Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам. Разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.
30. Лепка из дрожжевого теста «Жаворонок»
Словарь: жаворонок, противень, земледельцы, «пернатые Познакомить детей с хохлатым жаворон-ком (внешний вид, образ жизни, особен-ности поведения). Закрепить знания о ве-сенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особен-ностях крымского климата. Познакомить
друзья»,
«превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна». детей с загадкой, стихотворением, приме-тами о жаворонках. Упражнять детей в звуко-подражании, научить детей лепить жаворонков из теста. Развивать мышле-ние, мелкую моторику кистей рук. Воспи-тывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.
31. Бумаго-
пластика
(из салфеток или ватных дисков) «Одуванчики» Продолжать знакомить детей с представи-телями растительного мира родного края.
Расширить и уточнить знания об одуван-чике.Учить подбирать образные слова.
Познакомить детей с понятием «лекарст-венное растение».Развивать слуховое восприятие.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме.Способствовать развитию бережного отношения к живой природ
-48387050790032.Лепка «Пион»
Словарь: пион, пурпурный, «уплетать за обе щеки».
Познакомить детей с цветком, легендой о нем. Побуждать детей эмоционально вос-принимать объекты природы.Уточнить знания об оттенках красного цвета.Про-должать учить детей выполнять барель-ефную лепку, дополняя ее элементами из природного материала.Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.Воспиты-вать бережное отношение к природе родного края.
май 33. Творческая мастерская
«Мир природы Крыма» Закрепить знания, полученные на занятиях в течение года, вызвать желание общаться со сверстниками, обсуждая ин-тересные темы, побуждать к желанию сделать поделку, используя различные приёмы творчества. Развивать креатив-ность, интерес к родной природе; воспитывать бережное отношение к ней.