Инновационный опыт «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»


Представление инновационного педагогического опыта
Рузмановой Ларисы Анатольевны, учителя начальных классов
МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
Тема опыта : «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения».
 
   «Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими  ценными становятся  для учителей  острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…»  
                                                                              У.Глассер.
 
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.
«Новая школа», построенная на новых ФГОС, учит детей применять полученные знания в практических ситуациях: ставит цель, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.
Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Я  согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.
Именно поэтому с 2012 года я работаю над проблемой «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»
 
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.
 
 Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.
Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности.  Развитие рассматривается как «непрерывный процесс самовыдвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на первых ступенях единством общественного и личного при восхождении ребёнка по ступеням развития» (Л.С.Выготский “Педагогическая психология” М. 1991г.)  
 В учебном процессе работаю по программе «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию. Выдвигать гипотезы. Делать выводы и умозаключения.
 
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
       Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
       Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
       Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Так как наша школа находится в старинном мордовском селе Левжа, то это даёт возможность сохранять и развивать национальную культуру мордовского народа. Проблема, над которой работает наша школа « Этнокультурный компонент как средство формирования нравственных и патриотических качеств личности обучающихся». Моя педагогическая проблема «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения с использованием этнокультурного компонента». Поэтому целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению, используя на своих уроках этнокультурный компонент. Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с направлениями деятельности образовательного учреждения. Она направлена на создание условий, способствующих формированию и развитию ключевых компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования, повышению качества обучения учащихся, опираясь на знание культуры и национальных традиций родного края.
 
Теоретическая база опыта.
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все  выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Работа над развитием способностей учащихся на основе развивающих технологий. дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность.
За время работы у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам. Исходя из своего опыта работы, основной задачей учителя я считаю – это совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
      За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологии уровневой  дифференциации, мнемонические, здоровье - сберегающие, игровые, проектного обучения.
       В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися разного возраста (объединённые классы – комплекты), различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
       Использую задания:
·                                            с наличием образца выполнения;
·                                            со вспомогательными вопросами;
·                                            с инструкциями;
·                                            с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
       Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
       Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.
       Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
       Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.
       Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
       Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
       На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, для того чтобы запомнить непроверяемую букву в словарном слове, интересно, с учётом психологических особенностей мышления младших школьников «оживляю» букву, создаю её «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.
       В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.
       В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.
       Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
       Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
       Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.
 
              Ведущая педагогическая идея.
 
Для  меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, сохранять и развивать национальные ценности мордвы, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
 
 
Оптимальность и эффективность средств
       Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
       Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.
Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой,  составлять планы,  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
       Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
 
5.Результативность опыта(ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
        Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  
       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:
·              Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
·              Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
·              Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
·              Формированию личностных качеств ученика,
·              Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
·              Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
·              Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
       Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
 Мои ученики ежегодно участвуют в  школьных  научно-практических конференциях с исследовательскими работами (« Загадочный мир динозавров», «Эти загадочные кошки», «Красивые  зубы», «Мое село», «Картофельные чипсы-это полезно или вредно», « Мои домашние животные».  )    Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
У моих выпускников сформировано «умение учиться»: они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении ряда лет осуществлять «учение с увлечением» помогают занятия в кружке « Я - исследователь».   Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Человек и природа», «Инфознайка», в которых они охотно участвуют. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины  и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.
   
        В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы.
       Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому  - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.
Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности .Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность, опираясь на национальные традиции мордовского народа. Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях. Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.  
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий.
Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.
6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта
 
 Конечно, в процессе моей работы у меня тоже возникают трудности, ошибки в методах преподавания. Есть, к сожалению, большое количество учащихся, которые по некоторым причинам имеют пробелы в знаниях. Работу по целенаправленной ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроке и во внеурочное время провожу с учётом реальных учебных возможностей ученика, уровню его развития. Все те замечания и недостатки в ходе проведения уроков, я стараюсь исправлять.
Своей задачей, я считаю, является правильная и четкая организация и совершенствование учебной деятельности учащихся, чтобы правильно сформировать учебные мотивации, развивать интерес и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта, познавательной и творческой деятельности на основе развивающих технологий обучения.
Из опыта своей работы я сделала следующие выводы:
Совершенствование образовательного процесса учащихся в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.
Познавательная самостоятельность-качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства.
Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.           
Систематически повышаю свой методический уровень на курсах повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также пользуюсь Интернет-ресурсами, где размещен опыт педагогов других регионов.  Опытом работы я делюсь со своими коллегами: на заседаниях ШМО, на муниципальных семинарах учителей начальных классов, на педагогическом совете школы. Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов.
Мною разработаны программы: предметного кружка « Я - исследователь», « Юный математик», «Любознайка. В электронном банке методических материалов кафедры ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО»размещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, литературному чтению на мокшанском языке, которые используются для демонстрации особенностей УМК.
С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте вы можете познакомиться на официальном сайте МБОУ «Левженская СОШ» Рузавского муниципального района, http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/levjruz
на сайте http://soc.edurm.ru/users/ruzmanova1968-на сайте http://infourok.ru/user/ruzmanova-larisa-anatolevna/progress8. Наглядное приложение.
Конспект урока математики в 1 классе
Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Цели урока:
- ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;
- развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства; 
- воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.
Формирование  универсальных  учебных  действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
- наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Технологии:
Технология  проблемного  диалога.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро, карточки для работах в группах.
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
I. Самоопределение к деятельности -         Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-         Вы готовы?
      Приступаем. Решать,
считать,
думать.
-  Да.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. Постановка учебной задачи. 1. Математический диктант.
- Найдите сумму чисел 7 и 3.
- На  сколько 10 больше, чем 5?
- Увеличьте число  6 на 3.
- 1-ое слагаемое 5, 2-ое слагаемое 4. Найдите сумму.
- 8 уменьшите на 6.
 
2. Ассоциативный ряд.
На доске:
 2+7 =      5+1=    8+2=   9+4=
 
- Посмотрите внимательно, что написано на доске и расскажите, что вы заметили нового в записи примеров?
-         Запишите и вычислите эти суммы.
 
 
 
 
После решения примеров, детям предлагается сравнить свои вычисления в тетрадях с примерами на доске.
-         В чем была трудность?
-         Какая цель нашего урока?
 
Значит, какая тема сегодня на уроке? Записывают значения выражений в строчку.
Взаимопроверка в парах.
 
 
 
 
 
 
Рассматривают ряд.
- Это суммы.
 -  Мы  не сумеем решить последний пример.
Дети самостоятельно пробуют выполнить задание.
Одновременно 2 учащихся работают на закрытых досках.
Сравнивают и находят ошибки.
 
 
 
 
 
 
Мы не знаем, как складывать числа с переходом через десяток.
 
- Научиться решать примеры с переходом через десяток.
 
-Сложение чисел с переходом через десяток.

 IV. Построение проекта выхода из затруднений. - Внимательно посмотрите на примеры те, которые вы легко решили. Как вы их решали?
-А как удобно прибавлять числа?  
-Удобно  прибавлять к десяткам, так  легче считать.
 V. Первичное закрепление во внешней речи. - Молодцы!
- А теперь вернемся к нашему примеру
9+4=
- Кто сможет объяснить решение данного примера.
Прибавляем число по частям. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10.
9+1=10
Вспоминаем, что 4 это 1 да 3. Уже прибавили 1, теперь надо прибавить 3.
Можно записать так:
9+4=13
9+1+3  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученик решает у доски.
ФизминуткаVI. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой. Дает задание каждой группе на карточках.
Карточка 1.
8+4=    6+5=   7+4=
Карточка 2.
9+2=   7+6=   9+4=
                       Карточка 3.
              6+6=    8+5=    9+2=
   
 
Дети работают в группах.
 
 
Консультант  сверяет результаты.
VII. Включение в систему знаний и повторение. Предлагает работу по учебнику (стр. 64 № 4).
- В каком примере мы применили полученные знания на уроке?
- В чем затруднялись при решении?
Задача №3 , №5 (устно) Дети работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность.
 
 
VIII. Итог урока
(Рефлексия) - Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-Вам было легко или были трудности?
 
 
Предлагает  домашнее задание с.65№6
- А для любознательных самостоятельно составить 3-4 примера на сложение чисел с переходом  через десяток.
  Соотносят цель и результаты действия.
Проговаривают способы «открытия» нового знания.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.
Конспект урока чтения в 1 классе на тему: «Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы «Щ», щ».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить с новым звуком [щ'] и буквами «Щ», «щ».
Задачи: 1.Сформировать представление о звуке [щ'] как о мягком глухом согласном.
2.Отрабатывать навык звукового анализа слова.
3.Воспитывать интерес к чтению.
УУД, формируемые на уроке:
личностные: формирование культуры речевого общения, мотивации к учению;
коммуникативные: умение слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать;
познавательные: умение осуществлять отбор необходимой информации, работать со звуковыми моделями.регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, презентация «Звуки лесной чащи».
Наглядные пособия: карточки с буквами, сигнальные карточки, касса букв.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник, конверты с прямоугольниками и треугольниками, фишками-звуками, карточки для проведение рефлексии.
Авторы учебника: В.Г.Горецкий «Азбука».
№ п/п Этапы урока Содержание этапа, деятельность учителя. Деятельность учащихся 1. Организационный момент Настраивает детей на работу, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
- Начинаем урок чтения. Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. 2. Актуализация знаний. -А удача нам сегодня очень нужна.Представьте, что отправляемся мы с вами в лес. Закройте глаза.
Лето, солнышко светит. И вдруг всё изменилось. Тучи налетели. Дождик.
Блещут молнии всё ярче.
Тучи гуще, гуще, гуще…
Капли чаще, чаще, чаще…
Дождик пуще, пуще, пуще…
( Презентация «Звуки лесной чащи»)
-Увидели чащу, а в чаще волчище. Злющий-презлющий. Зубами щёлкает.
Дальше не пойдём! Страшно!
Открывайте глаза!
-Какой новый звук услышали?
-Кто назовёт тему урока?
-Предлагаю вам поработать в группах.
Вспомните, по какому плану мы работаем, изучая новый звук. Дети закрывают глаза.
Выделяют звук [щ'], называют тему урока.
Работа в группах.
3. Открытие новых знаний. -По какому плану анализировали новый звук? ( Гласный – согласный,звонкий - глухой, может ли быть твёрдым, мягким).
- Что получилось?
Дети характеризуют звук. Учитель выясняет все ли согласны и есть ли другие мнения.
Итак, выяснили, что звук [щ'] согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий.
Ловушка.
-При составлении звуковых моделей будем обозначать звук [щ'] так- ◘, Характеристика звука по плану.
Дети обнаруживают ловушку, исправляют ошибку. 4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля. 1). Назовите слова, в которых есть звук [щ'].
2).Игра «Заменяем звук»
Замените в слове первый звук на звук [щ']. Назовите новое слово.
Учитель, имитируя бросок, называет слова. Дети, изменяя первый звук, «бросают» слова обратно.
Придумывают слова.
Встают. Изменяют первый звук и « бросают» слова обратно. 5. Знакомство с буквами «Щ», «щ». - Звук [щ']обозначается буквой Щ (ЩА).
Учитель демонстрирует образцы печатных букв «Щ», «щ».
Как вы думаете, на что похожа буква Щ?
-А вот поэт Виеру, человек творческий, сравнил букву «Щ» с щенком.
«Щ» - играющий щенок…
Кверху лапками он лёг.
Поселим буквы в дом. (Касса букв).
-На каком этаже будут жить буквы «Щ»?
-В какой квартире?
-Поселилась буква «Щ», огляделась и отправилась в гости к гласным. К каким буквам не заглянет «Щ»?
Предположения детей.
Дети приветствуют «новосёлов» аплодисментами.
Дети поясняют, что не заглянет буква «Щ» к гласным «Я», «Ю», «Ы». Они «поссорились». (Сказка про шипящие)
Буква «подходит» к карточкам с гласными, дети читают слоги 6. Физминутка. Мы сегодня в чаще побывали, давайте и физминутку проведём о её обитателях.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так.
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так.
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали.
Вот так, вот так.
Дружно лапы поднимали.
Говорят и выполняют соответствующие движения. 7. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.
Чтение слогов, слов, предложений. -Открываем учебники. Рассмотрите иллюстрации в верхнем ряду. Кто изображён слева?
- Что вы знаете об этой рыбе?
-Прочитайте слово.
-Сколько в слове слогов?
-На каком месте в слове стоит буква «Щ»?
-Какой звук обозначает?
-Дайте характеристику звуку.
(Аналогично работают с одноуровневыми моделями слов плащ, щука, прощай).
Чтение слогов. (Хором)
-Чем различаются?
Чтение слов на стр. 104.
-Значение каких слов вы не знаете?
Назовите слова, которые обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов.
Чтение и разгадывание загадок.
Читают,выделяют звук, характеризуют его.
Сравнивают.
(В двух столбиках слоги начинаются с гласного звука, в двух других со звука «Щ»). 8. Составление звуковых моделей.
Работа в группах. -Мы познакомились сегодня с новым звуком. Давайте попробуем составить звуковые модели. Работаем в группах.
На ваших листах по четыре слова.
Во втором столбике слова для составления моделей более сложные.
Посоветуйтесь и выберите сами.
Окончательное решение за командиром группы. Контролёры проверяют правильность.
щука мощная
щель защитить
(Проверяются учителем).
Составляют звуковые модели. Если группа справилась раньше других, ей предлагаются ребусы.
9. Рефлексия -Над какой темой сегодня работали?
-Довольны ли вы своей работой на уроке? Если довольны, поднимите сигнальную карточку с солнышком, нет – с изображением тучки.
-Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
-Всем спасибо за урок!