Роль книги в формировании познавательного интереса
Роль книги в формировании познавательного интереса
Познавательный интерес потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира.
Познавательный интерес важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. . Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса. Любопытство элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами. С устранением внешних причин исчезает и избирательная направленность. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком. Любознательность стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Узкий познавательный интерес узкая направленность на ту или иную область познания, характерная для среднего школьного возраста.
Читательский портрет подростка во многом определяется в 1011 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятельность, возникают новые увлечения). Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».
При благоприятных условиях у ребенка в 10-11-летнем возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к вопросам мироздания, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая «пережить». Именно теперь учитель и библиотекарь может, в полную меру, развивать читательские запросы ребят в области познавательной литературы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, «деловые» книги, научно-популярные альманахи и журналы. Полезно в этот период раскрыть подростку многообразие технических приемов чтения научно-познавательной литературы, научить гибкому применению их на практике.
Замечено, что читательская активность подростков особенно интенсивно формируется в процессе чтения книг, авторы которых рассчитывают на встречное сотворчество, ставят читателя в роль пытливого исследователя. Проблемные материалы отвечают потребностям детей этого возраста, удовлетворяют их интерес ко всему новому, необычному, поражающему их воображение, ставят перед ними все новые и новые вопросы. Таким качествам, например, отвечают книги П. Клушанцева, И. Акимушкина, Ю. Дмитриева, М. Ивина, Г. Свирина и др.
Учителю и библиотекарю надо знать, что установка исключительно на познание способна иногда превратить и чтение художественной литературы в сугубо рациональный процесс. Этой опасности можно избежать, если своевременно заострять внимание подростка на своеобразии чтения разных видов литературы.
Для некоторых библиотекарей в качестве идеала выступают читатели, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к какой-либо одной отрасли знания. Другие считают более желательным для подростка смену интересов. Психологи утверждают, что изолированно от других никакой интерес развиться не может. Разнообразный опыт чтения, «примеривание» разных ролей принципиально важны для полноценного развития личности. Вот почему многообразие увлечений подростков 10 11 лет надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов.
Одна из причин падения интереса к чтению в десятилетнем возрасте, по мнению психологов, установка на отказ от усилий. Чтение требует активного умственного труда. Читать скучно тому, у кого нет соответствующих мотивов, сильных побуждений, нет интересов. Ставка исключительно на занимательность, увлекательность, игру, к которой часто прибегают библиотекари в пропаганде книги подросткам (викторины, состязания, КВН и др.), не всегда состоятельна. Увлечь и заинтересовать сиюминутно 10-летнего подростка чем-либо необычным легко, но трудно сохранить и поддержать этот интерес, трансформировать его в читательский.
Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у младших подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя движет в этом случае фабула, увлекают экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка: желанию испытать свои возможности, проверить себя мысленно в необычных обстоятельствах. «Опасность, говорил Л. Толстой о 10-летнем Федьке, для него составляет, кажется, самое главное условие удовольствия». Это же «условие удовольствия» присуще и современным десятилетним. Отсюда естественный интерес к приключенческой литературе, к которой читатели 10 11 лет относят книги «про индейцев», фантастику, литературную сказку, книги «про ужасы», книги «про войну». Наиболее спрашиваемыми и наиболее читаемыми в этот период, по наблюдениям библиотекарей, являются книги А. Волкова, К. Булычева, Р. Стивенсона, В. Скотта. Охотно читаются детьми книги с мифологическими сюжетами.
Наблюдения показали, что в герое приключенческих книг подросток ценит выше всего храбрость, решительность, даже если эти качества сочетаются с жестокостью и бездушием. Вот характерный пример отзыва пятиклассника на книгу Р. Стивенсона «Остров сокровищ»: «В книге мне больше всего нравится Джон Сильвер: ловок, дерзок, удачлив, силен. На протяжении повествования он совершил два убийства, а сколько смертей он принес до этого? Но тем не менее я восхищаюсь им. Это мой любимый герой». Подобные отзывы должны стать предметом специального обсуждения с читателями. Надо помочь развенчать в сознании подростка героев-убийц, какими бы привлекательными они с первого взгляда ни казались. В разговоре о героях следует больше внимания обращать на проявления милосердия, доброты, человечности.
Доминанта читательских интересов 10-11-летних школьников ориентация на «захватывающее» в книге может в дальнейшем привести к неразборчивому чтению, к утрате чувства слова. Задача библиотекаря умело опираясь на интересы детей, рекомендовать им для чтения высокохудожественные произведения.
Контакт с книгой в 10-11-летнем возрасте во многом зависит от осознанности мотивов чтения: для чего подросток читает, что дает ему чтение, что хотел бы он почитать, что может порекомендовать другому. На такого рода вопросы полезно заострять внимание каждого подростка. Если формированию мотивов чтения не уделить в этот период должного внимания, то, как правило, не происходит развития потребностей. Помочь осознать роль книги в своей жизни подростку помогут адресованные ему издания: Линкова И. «Ты и твоя книга», «Час книги»; Чирва А. «Книга в твоих руках» и др.
Диапазон познавательных интересов у подростков 1213 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания. Как показало исследование Г. И. Гинзбург, для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Именно процесс зарождения у подростка вопросов в связи с прочитанным, характер его самостоятельных действий, направленных на их разрешение, возникновение новых вопросов является существенным показателем его читательской активности.
По степени читательской активности и характеру мотивов чтения научно-познавательной литературы подростков можно условно разделить на три группы. К первой относятся читатели, ищущие развлекательной, обязательно «новой», «нетрудной» информации «для себя» и книги «для урока». Подросткам этой группы свойственны ситуативность, узкий практицизм читательского спроса, отражающий пассивность их позиции, отсутствие глубоких познавательных интересов. Сталкиваясь с непонятным в тексте, эти читатели пропускают его, не пытаясь уяснить. Познавательная активность этих подростков направлена преимущественно на воспроизведение читаемого (выписывание отрывков текста, цифр, имен, дат и т. п.). В работе с такими читателями полезны вопросы типа: что нового для себя ты узнал из прочитанного, соответствует ли содержание книги ее названию?
Вторую группу читателей составляют подростки 1213 лет, способные не только получать из книги информацию, но и сравнивать читаемое с уже известным, соотносить со своим жизненным опытом. Они ищут ответы на свои вопросы, их занимает не только новизна Материала, но и его связь с предшествующим чтением. Для них представляют интерес очерки- документального характера, книги о людях научного подвига, изобретателях. Эту группу читателей можно заинтересовать рекомендательной библиографией, познакомить с фондом справочной литературы, пригласить к участию в конкурсах, диспутах, в Дне информации и т. п.
К самой малочисленной группе относятся читатели, чьи мотивы направлены на углубление понимания известного, поиски путей применения знаний. Читатели этой группы, не ограничиваясь восприятием новой информации, стараются понять ее во взаимосвязи с уже известной. Возникающие у них вопросы отражают стремление к поиску существенных связей. Наиболее интересными эти подростки считают книги, написанные в форме бесед, когда автор подключает читателя к поискам доказательств выдвинутых гипотез, вводит в суть научной полемики. Их интересуют книги, помогающие моделировать, конструировать. Для этого они часто используют приложения к книгам (таблицы, карты, схемы), отыскивают объяснение специальных терминов. Они охотно обращаются к научно-популярным журналам, к изданиям рекомендательной библиографии. Особым спросом у этой группы читателей пользуются книги Я. Перельмана, приобщающие к научным методам познания.
Такого рода литература располагает подростка к читательскому общению, побуждает ставить вопросы, спорить. Такой читатель может стать хорошим помощником библиотекарю в развитии познавательной активности читателей первых двух групп. Как показывает опыт, наиболее сильное влияние эти читатели оказывают на других в так называемых малых коллективах кружках, клубах и т. п.
Что касается чтения художественной литературы, то на возраст 1213 лет приходится пик чтения приключенческой литературы. Круг чтения подростков составляют романы А. Дюма, А. Кристи, Ж. Сименона, А. Конан Дойла. Второе место по спросу занимает фантастика. В репертуар чтения подростков входит «взрослая» литература (произведения В. Пикуля, А. Рыбакова и других авторов). В отличие от читателей 1011 лет этих подростков интересуют не только действия героев, но и их внутренний мир, взаимоотношения с другими персонажами. У многих подростков в эти годы происходит включение литературы в контекст их собственной жизни. Хотя мотивы чтения художественной литературы они часто формулируют как познавательные или развлекательные («читаю, чтобы узнать о жизни», «чтобы отдохнуть»), на самом деле (об этом говорят их отзывы о прочитанном) мотивация чтения у многих более глубокая интерес к человеку, к психологии взаимоотношений, потребности в косвенном жизненном опыте.
Характерная особенность восприятия художественной литературы в этом возрасте самосознание, что раньше наблюдалось крайне редко. При чтении художественных произведений у многих подростков создается «эффект сопричастности» и на этой основе перенесение читаемого на себя. «Меня просто потрясла судьба героини повести А. Алексина „Безумная Евдокия", пишет в редакцию 13-летняя девочка. Скажу честно, глядя на старомодных людей, я, как и Ольга, испытывала перед ними, отставшими от жизни, чувство превосходства, что ли. И вот мне стало стыдно. Стыдно за подобные мысли, а больше всего за то, что я, оказывается, совсем неверно думала о людях. Книга убедила меня, что быть такой не просто глупо, но подло. Я бы не задумалась над этим, не попадись мне эта книга». Большую роль в этом плане играют книги Ю. Иванова, В. Тендрякова, Р. Погодина, В. Железникова и др.
Однако далеко не у всех подростков мотивация чтения художественной литературы отличается многообразием, а восприятие глубиной и богатством чувств. Примитивизм восприятия, стереотип развлекательного чтения, ориентация на массовую культуру характерные явления нынешнего подросткового чтения. От библиотекаря требуется большое педагогическое мастерство, чтобы ослабить эти явления.
Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими. С этой целью некоторые библиотекари проводят диспуты «Чтение как творчество», организуют специальные выставки: «Каков ты, наш читатель?», «Узнай себя, читатель», «Мы с тобой читатели», «Читательский портрет друга», проводят деловые игры, конкурсы на лучшего читателя.
В особом внимании библиотекарей нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтением подростки. Та дифференциация отношения к книге (положительная или отрицательная), которая наметилась у десятилетних, к 14 годам поляризуется. Не случайно одни называют восьмиклассников «самыми читающими», а другие «самыми нечитающими». И те и другие правы. В этом в наибольшей степени сказываются результаты влияния социально-педагогических условий, в которых подросток развивался раньше. Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге. Круг чтения, мотивы, восприятие произведений несут на себе печать их индивидуальности. Это читатели-«исследователи», читатели-«мыслители». Некоторые из них реферируют прочитанное «для себя», выступают с «научными» докладами.
Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами, восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны нигилизма к книге как к «отжившему» средству информации. Характерное в этом отношении письмо восьмиклассников было опубликовано в материалах дискуссии «Место книги» в «Литературной газете», в котором они демонстративно отвергли значение книги для их поколения. Такого рода утверждения могут стать предметом обсуждения в библиотеке. Запастись аргументами в пользу книги библиотекарю поможет сборник «Человек читающий», содержащий высказывания о книге писателей разных стран, а также книги А. М. Левидова «Автор образ читатель» и «Литература и действительность».
В целом же внутренняя позиция у четырнадцатилетних характеризуется чаще всего ярко выраженной тенденцией, с одной стороны, к самоопределению, постижению своего «я», с другой к поискам нравственного идеала. Типичным для них является мотив самообразования и самовоспитания. В круг чтения широко входит публицистика, усиливается интерес к поэзии. Обостряется внимание к художественному своеобразию, творческой манере писателя. Меняется отношение к герою: волнует характер личности во всей его сложности и цельности. В этом возрасте проявляется тенденция обособления интересов юношей и девушек.
Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались стержневые интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения. Начинают сказываться на спросе профориентационные намерения.
Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в индивидуальном общении с учителем и библиотекарем. Залог успеха в паритетном характере общения. В учителе и библиотекаре 14-летний читатель, ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с учителем и библиотекарем только в случае полного доверия к нему. «Белые нитки» педагогического расчета он замечает сразу. Отсюда высокие требования к мастерству учителя и библиотекаря, к тонкости его педагогических приемов, усиление роли опосредованных форм общения.
15