Перспективный план работы с детьми старшего возраста по реализации региональной программы Крымский веночек-Культура добрососедства


Перспективный план занятий
«Культура добрососедства» (6-7 лет)
(в рамках региональной программы «Крымский веночек»)
Пояснительная записка
Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех стран. Однако подходы к решению этой проблемы неодинаковы и зависят в значительной степени от конкретных исторических и социально-политических условий, состояния общества, его идеологии.
Крымский полуостров является полиэтничным и поликонфессиональным регионом. В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего этнического просвещения и привития навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.
Вопросы возможности познания детьми в дошкольных учреждениях своей национальной культуры только начали обговариваться.
Содержание образования детей дошкольного возраста определяется Федеральным государственным стандартом ДО России. В его инвариантной части определены направления работы педагогов для достижения детьми дошкольного возраста необходимого уровня развитости, обученности и воспитанности, в частности, приобретения детьми навыков межличностного общения, взаимного уважения и толерантности.
Предлагаемый план разработан на основе программно-методического комплекса (ПМК) «Крымский веночек», который является первой частью интегрированного специального курса «Культура добрососедства», направленный на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона.
Одной из первоочередных задач современной воспитательной политики является формирование у детей толерантного сознания и поведения, в частности, этнической и конфессиональной толерантности. Так как к четырем годам у ребенка появляются первые признаки этнического самосознания, именно в этом возрасте целесообразно начинать работу по формированию этнической и конфессиональной толерантности.
В разработанном плане отражены тема занятия, программное содержание и рекомендации по содержанию занятия.
Занятия проводятся 2 раза в месяц, так же проводится работа и вне занятий в различные режимные моменты.
Общие методологические подходы к построению педагогического процесса:
- от восприятия к идеям и обобщениям;
- накопление опыта различных контактов с объектами окружающего мира, рефлексия этого опыта, интеграция впечатлений в целостную картину мира;
- через приобщение к духовной сокровищнице своей нации к пониманию того, что мир прекрасен своим многообразием;
- этнокультурный компонент (фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство, природа) позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить уровень мотивации к обучению.
Это средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, художественного развития, приобщения к красоте и самобытности народа. Это путь к культуре отношений между людьми.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
— воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной;
подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.
Это всецело отвечает содержанию и направленности международных и украинских документов о правах ребенка и об образовании, Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях РК.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения:
- к семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине;
- к природе родного края;
- к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.
2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.
3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.
4. Воспитание уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей, чувства собственного достоинства и толерантности.
5. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Крыму — в том числе с семейными и религиозными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.
6. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».
7.Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.
8.Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных заведениях.
№ Тема Цели Содержание
1. 0 дружбе Обратить внимание ребенка на самого себя, уточнить представление о том, что значит — уметь дружить, учить осмысливать ситуацию, оцени-вать её. Формировать доброже-лательное отношение друг к другу, дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях, пробуж-дать желание рассказывать о товарищах. Песня "О дружбе'1 В Шаинский. Рассказывание С Михалкова "Как друзья познаются".Пословица "Старый друг лучше новых двух" Игровое упр. "Комплименты". Ситуация "На необитаемом острове-"помощь".Рисование "Это - я!"
2 Игра-
драматизация "Сказка про трех поросят" Формировать доброжелатель-ное отношение к окружающим. Расширять представление о дружбе, учить описывать ха-рактерные черты друзей. Учить оказывать внимание и под-держку другу, работать сообща. Сочинение сказки "Три поросенка" на новый лад.Упражнение "Кто мой друг?
Ручной труд "Друг Ниф-Ниф" Проблемные ситуации.
3 Моё имя. История моего имени учить детей называть свое полное имя, день и место своего рождения, дать представление о том, что имя даётся каждому человеку при его рождении, каждое имя имеет какое то значение, побуждать детей произносить своё имя ласково, воспитывать самоуважение. Игры «Пропой свое имя», «Как тебя зовут?», «Назови своё имя ласково» пословица «Не имя красит человека, а человек - имя» Тет. «Культура добрососедства» с. 18,19
4. Учимся жить
в добром
соседстве.
Произведения
национальны
х литератур о
соседях. Познакомить детей с произ-ведениями детских писателей национальных культур Крыма; показать, что в Крыму живут люди разных национальностей и у них есть своя культура: песни, стихи, танцы. Дать возможность детям услышать украинскую, крымско-татарскую, болгарскую речь. Побуждать к запоминанию слов на разных языках. Воспитывать интерес к разным национальным культурам, толерантное отношение к своим соседям. Слушание потешек, стихов из сб. «Крымская колыбель», слушание музыкальных произведений в записи, рассматривание иллюстраций людей в национальных костюмах, Д/И «Угадай, кто сказал?» Тет. «Культура добрососедства» с.2-5,64-67
5. Рисунок- рассказ о детском саде. Научить детей отражать в рисунке свои впечатления и представления воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отно-шение к сверстникам. Коллективно-творческое рассуждение "Письмо заболевшему другу" Минутка ИЗО "Подарок "
6. Семья.Произ- ведения национальных литератур о семье. Ценности моей семьи. пополнять представления о своей семье, родне, родственниках. Дать представление о значении семьи в жизни человека. Учить рассказывать о традициях семьи, её ценностях. Познакомить с произведения-ми национальных литератур о семье. Воспитывать дружеские отношения в семье, почитание старших. Произведения о семье,фотографии членов семьи, Д/И «Назови ласково», загадки о членах семьи. Тет. «Культура добрососедства» с. 22-25
7. "Занятие рассуждение "Что такое милосердие" Формировать представление о милосердии, раскрыть основную идею - сердце может быть ми-лым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим со-страдания и любви. Побуждать проявлять милосердие к окружа-ющим: помогать нуждающимся, утешать обиженного, говорить добрые слова, жалеть. Чтение сказки Одоевс-кого "Мороз Иванович", В. Сухомлинский «Кра-сивые слова и красивые дела»,Минутка ИЗО "Добрые дела Мороза Ивановича», обсуждение жизненных ситуаций, игры «Я тебя люблю», «Волшебный стул
8. «Волшебные слова» Формировать представление о слове как источнике жизни человека; показать, что слова бывают разные: мудрые, добрые, задушевные, которые помогают, сохраняют любовь, а бывают слова лжи, брани, клеветы, которые разрушают мир вокруг нас, обижают, приводят к плохому настроению; есть слова прощения, покаяния, которые возвращают любовь, покой, лад. Побуждать детей чаще говорить добрые, вежливые, хорошие слова окружающим людям не зависимо от их национальности и расы, воспитывать толерантное отношение к окружающим. Упр. «Я дарю слово», «Комплимент», «Поляна добра», «Подари слово любимой игрушке», обсуждение проблемных ситуаций, Т.Шорыгина «Этикет для малышей», зан.З, В. Сухомлинский «Доброго здоровья, дедушка»
9. Учимся решать спорные вопросы. Игровое упражнение "Ругаемся овощами" Формировать умения преодо-левать личностную незрелость, агрессивность. Познакомить де-тей с новым видом фольклора - дразнилки. Дать понятие, что в одной и той же ситуации можнс вести себя по-разному. Показать детям, что любой конфликт можно решить мирным путём. Воспитывать дружеские отношения в коллективе, толеран-тное отношение к окружающим. Игра "Ругаемся ово-щами". Чтение и обсуж-дение дразнилок. Рисо-вание ) "Дразнилка мо-его друга - овощ" Созда-ние книги о себе "Кто и какой я?", лит-ра: «Ко-лосок», «Гуси-лебеди», О. Иванова «Подружка» (тет. «Культура добро-соседства»с.ЗО)
10. Беседа «О происхождении фамилии" Моё родословное древо Формировать представление о происхождении фамилии, рас-сказать , что фамилия образовы-валась от названий профессий наших предков(Швец, Кучер, Гончаренко), указывала на человеческие способности (Разум-ный, Удальцов), характерные особенности и т.п.; дать пред-ставление о «родовом древе», побуждать детей к составлению родословной своей семьи.; вос-питывать интерес к своему роду, отрицательное отношение к сло-весным оскорблениям. Беседа "Моя фамилия", рассказ воспитателя о происхождении фамилии Чернов, Мячин и др., чтение Н. Носова "Приключения Незнайки", фото членов семьи для оформления "Родового древа", заготовки родословного древа, Тет. «Культура добрососедства» с.26-27,20,21
11. Кто такие «Крымчане» .Формировать представления детей о многонациональности Крымского полуострова, рас-ширять знания об элементах национальной культуры; рас-крыть понятия «соседи», «добро-сосество», «крымчане», «нацио-нальность», «народ»; учить понимать, что окружающие люди все разные, не всегда похожи друг на друга, каждый народ имеет свою культуру, традиции; сохранять природную толеран-тность к окружающим людям, воспитывать уважение ко всем народам и людям разных наци-ональностей.Стих Л. Знаковская «Крымский хоровод» (тет.»Культура добрососедства» с. 29),СКЗ «Путешествуем по Крыму», с. 114-123, пословицы, аудиозапись национальных танцев, раскраска «Крымских хоровод», фломастеры
12. Крым на карте России. Символика Крыма. Продолжать формировать представления о родном крае; показать место расположения Крыма на карте России, дать представление , что Крым яв-ляется частью России, в кото-ром есть горы, равнины, степи, моря, реки; познакомить с на-званиями наибольших городов Крыма, расширять и закреплять знания о государственной сим-волике РКрым,( флаг, герб, гимн). Закрепить понятие « сто-лица», Симферополь - столица Крыма; дать понятие о том, что русский язык является государ-ственным символом как России, так и Крыма - государственным языком. Закрепить представле-ние об уважительном отноше-нии к государственной симво-лике: гимн слушают и исполняют стоя,флаг поднимают на торжественных мероприятиях и приспускают во время трау-ра(горя, беды) . Воспитывать любовь к своей Родине и гор-дость за нее, прививать чувство патриотизма, учить уважать символы своей малой Родины. Атрибутика символики РКрым, стихи о Крыме, государственных символах РКрым, запись мелодии гимна РКрым, иллюстрации, фотографии с изображением городов, пейзажев Крыма, карта России и Крыма
13. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек (право на отдых) Продолжать формировать представление об играх, их ро-ли, взаимоотношениях в процес-се игры, дать некоторые исто-рические сведения об играх; познакомить с некоторыми на-родными национальными иг-рами, в которые играли наши предки, разучить считалку на одном из языков крымского на-рода. Продолжать развивать ин-терес к истории своего народа, уважать традиции, воспитывать дружеские, толерантные взаи-моотношения среди сверстни-ков и взрослых, желание играть в народные игры. тет.»Культура добрососедства» с.32,33; сборник игр «Играем вместе»
14. Что носили наши предки. Национальный костюм формировать представления о народном костюме на при-мере украинского, русского и крым-ско-татарского традиционных народных костюмах ;познако-мить с историей народного костюма; учить выделять отличи-тельные особенности элементов характерные для крымско-татар-ского, украинского и русского национальных костюмов; при-влекать внимание детей к традиционным народным закличкам, пословицам и поговоркам, активизировать речь детей новы-ми словами, при назывании элементов национальных кос-тюмов: русского, крымско-татарского и украинского; на-сыщать реальную жизнь детей фольклорным материалом; развивать интерес к народному творчеству; формировать поло-жительное отношение к людям разных национальностей; куклы в национальных костюмах, изображение людей в народной одежде; тет.»Культура добрососедства» с.40-43
15. Разнообразные блюда Крымской кухни. Готовим бутерброд. продолжать формировать пред-ставления о своей Родине, дать представление о многообразии традиционных блюд крымской кухни, раскрыть понятия «кух-ня», «национальная кухня», «блюдо», «пища», дать доступ-ную историческую информацию о том, как формировалась кухня Крыма, расширять представления о продуктах питания, спо-собах их приготовления, вызывать интерес к истории своего края, желание готовить пищу для себя и окружающий воспи-тывать гостеприимство, береж-ное отношение к продуктам питания.Продукты для бутерброда, тет. «Культура добрососедства» с.54-59, загадки, стихи, поговорки, фартуки, салфетки
16 Беседа "Что
такое право»
! Познакомить детей с понятием "Право" Воспитывать уважение к правам человека. Форми-ровать адекватное отношение к соблюдению и нарушению об-щечеловеческих принципов морали. Способствовать воспи-танию правовой культуры. По-казать детям единство нрав и обязанностей - твои нрава за-канчиваются там, где начи-наются права другого. Дать об-щее представление о правовых документах по защите прав человека и ребёнка. Позна-комить с творчеством русских художников .Беседа "Что такое право? "Игра "Признаки",игры "Что такое обязанности," "Круговая беседа" Обсуж-дение ситуаций "Не соб-рал игрушки, не вымыл посуду"и др. Рассказ Уса-чева "Приключения зеле-ного человечка" Рассматривание картины Перова "Тройка". Этюды "Радость", "Обида", "Зло", м/ф «Про барашка», "Декларация прав человека. Декларация прав ребен-ка", «Конвенция по защите прав ребёнка
17. Конвенция глазами ребёнка. (О серьёзном , играя). Дать представление о междуна-родном документе по защите прав ребёнка- «Конвенции о правах ребёнка», о тех основ-ных правах , которые имеют дети- право на жизнь, свой дом, имя, достоинство и др.; продол-жать учить понимать содержа-ние сказок, анализировать си-туации, которые характеризуют нарушения прав детей; учить сопоставлять добрые и плохие поступки; воспитывать чувство собственного достоинства, уве-ренность в себя, толерантное отношение к окружающим раз-вивать умение быстро ориен-тироваться в созданных вос-питателем ситуациях. «Конспекты занятий по формированию правовых знаний у дошкольников», материалы познавательной игру «С детьми о серьёзном», Конвенция, карточки-символы о правах ребёнка
18. Литературно-
правовая
викторина
"Калейдоскоп
сказок" Способствовать развитию пра-вового сознания детей. Учить определять права героев ска-зок. Закреплять представления детей о своих правах. Форми-ровать социальные способы поведения. Викторина "Калейдоскоп сказок" Эстафета "За-щитники прав своих дру-зей в сказке", Этюды "Герои сказок с нарушенными правами"