Статья «Мультимедийные технологии как помощь в развитии познавательного интереса школьников при изучении астрономии»
Мультимедийные технологии как помощь в развитии познавательного интереса школьников при обучении астрономии.
Цирлин Игорь Борисович, МБОУ СОШ №1, Кстово
К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников.
Использование информационных компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к дисциплине и активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения занятий в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из такой внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал.
При обучении астрономии целесообразно использовать различные средства ИКТ. Каждому из них отводится определенное место и роль в образовательном процессе. Это мультимедийные презентации, интерактивная доска, электронные информационно-поддерживающие средства: “Открытая Астрономия”, “RedShift ”. Также сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий, видеофильмов различных астрономических явлений.
Несомненно, возможность представлять информацию в виде презентаций является замечательным орудием образовательного процесса. С их помощью можно просто и наглядно представить своё выступление на уроке, конференции или внеклассном мероприятии. Можно добавить в свои работы схемы, графики, цифровые фото или просто отсканированные иллюстрации.
Хочется уделить внимание использованию анимации в программе Power Point для создания мультипликационных фильмов для учащихся или учащимися. Данный метод может быть использован для учеников и старших классов, но особый интерес это вызовет у детей младшего и среднего школьного возраста. В программе Power Point широко представлены возможности для создания мультипликации. Это рисование объектов с помощью автофигур, установка анимации на отдельные элементы презентации, вставка готовых анимационных файлов, видеосюжетов, музыки, возможность микрофонной записи голоса, возможность регулирования временных интервалов вплоть до исключения участия человека при демонстрации. Передаваемая информация по средствам мультфильма легко усваивается детьми. У детей данного школьного возраста еще недостаточно развито аналитическое мышление, зато отлично развито наглядно-образное мышление и эмоциональное отношение к окружающему миру. Таким образом, мультфильмы могут быть вспомогательным технологическим средством. Информация, которая в доступной и увлекательной форме преподносится в мультфильме легко запоминается, наглядна и понятна. События, созданные в мультфильме, повышают осведомленность, развивают мышление и воображение и как следствие мощный познавательный интерес к науке.
Огромное удовольствие вызывает у учащихся и создание собственных мультфильмов. Ребятам нравится быть художниками, режиссерами, озвучивать персонажи. Это требует владения грамотной теоретической информацией и технической базой с работой на компьютере.
В заключение хочется отметить, что занятия с применением компьютера, заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.
Список литературы:
Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. // Информатика и образование. - 2004. № 5.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Т. 10 – М.: АМП, 1950.
Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде.//Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» - Москва, 2001.
Заголовок 115