В концепции воспитательной системы Дома Детского Творчества города Лагани широко используются системы дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В концепции воспитательной системы Дома Детского Творчества города Лагани широко используются системы дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу. Владея широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, проведения массовых форм организации досуга в объединениях, районе, творческая группа педагогов представила методическую разработку в рамках реализации второго – практического этапа развития Дома Детского Творчества города Лагани.
Интеграционный, воспитательно-образовательный проект «Шире круг» - это новый механизм функционирования и реализации воспитательно-образовательной системы, который реализует, корректирует работу объединений Дома Детского Творчества и позволяет выйти на качественно новый этап реализации воспитательной системы дополнительного образования. При этом развивая и закрепляя положительные изменения в личности ребенка, взаимосвязи с родителями, общеобразовательными учреждениями, общественностью.
Анализ результативности работы объединений творческой группы: «Тренаж современной пластики» педагог Крохалев В. В., «Авангард – альтернативная мода» педагог Державина С. Г., «Основы изобразительного искусства», «Лепка» педагог Салгалова Е. А. показал, что цели и задачи поставленные на первом – проектном этапе, способы реализации инновационных, модифицированных программ, имеют хорошую тенденцию к дальнейшему качественному развитию и обладают эффективными критериями по формированию способности к самопознанию, формированию позитивной «Я»- концепции личности ребенка и взрослого.
В сегодняшних, непростых, политико-экономических условиях, Дом Детского Творчества города Лагани, стал большой социальной средой по воспитанию детей с различным интеллектом, социальным уровнем жизни, детей имеющих проблемы в развитии, одаренных детей. И, тем не менее, проблема занятости, социальной адаптации и развития остается актуальной. Средства массовой информации доводят до нашего сведения все новые и новые тревожные цифры правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних детей и подростков. Поэтому сегодня, как нельзя остро ощущается потребность в тесном контакте педагога дополнительного образования с детьми, родителями, общественностью. И именно поэтому, первой, и пожалуй самой веской целью творческого проекта «Шире круг» стало:
Расширение круга, качественно нового взаимодействия объединений со школой, родителями, общественностью.
Задачи проекта:
Популяризировать работу педагога дополнительного образования;
Вовлечь в образовательный процесс родителей детей;
Научить планировать будущую деятельность и ориентировать в выборе профессии.
Как эффективней реализовать образовательные программы
дополнительного образования?
Как найти и построить деловой контакт с наибольшим количеством детей и родителей?
Как дополнительное образование может существенно повлиять на нормализацию образа жизни ребенка с «улицы»?
Однозначного ответа нет. Но благодаря общности взглядов на цели и задачи дополнительного образования в современных условиях, имея положительную динамику работы, в воспитательно–образовательной части, творческая группа педагогов: Державина С. Г., Крохалёв В. В., Салгалова Е. А. разработала не только схему реализации интеграционного проекта «Шире круг» - которая существенно расширила взаимодействие объединений Дома Детского Творчества города Лагани, детей, родителей и школ, но и провела ряд мероприятий в общеобразовательных учреждениях района. Не отклоняясь от лично определенного образовательного маршрута, педагога дополнительного образования, через организаторов общеобразовательных учреждений вышли на широкую аудиторию учащихся общеобразовательных учреждений города, там самым создали условия, которые дадут возможность:
популяризировать деятельности Дома Детского Творчества, объединения в районе, городе;
заинтересовать и вовлечь большее число обучающихся и родителей в творческую, созидательную деятельность Дома Детского Творчества, объединения, школ города;
учащимся школ города реализовать себя среди сверстников, осознать свою значимость и востребованность «сейчас – сегодня»;
развить среди широких масс школьников и их родителей, патриотические национально-региональные темы;
повлиять на статистику правонарушений среди несовершеннолетних детей района, города;
удовлетворить социальный заказ муниципального образования, общественности района, города.
Работать на «результат» всегда стимулирует и побуждает детей к новому, интересному. Формы и методы реализации образовательных программ в рамках реализации творческого проекта «Шире круг» усиливают свое значение и как итог дают качественные знания в интересующей ребенка области. Периодическая востребованность обучающихся в проведении различных мероприятий творческого проекта «Шире круг» в школах города пробуждает интерес не только у сверстников но и у родителей, которые активно включаются в творческую и общественную жизнь объединений Дома Детского Творчества. Оказывают спонсорскую помощь и пожалуй, самое главное, нацеливают ребенка получить дополнительное образование, дополнительную подготовку в объединениях Дома Детского Творчества. Опираясь при этом на достаточно развернутую информацию о деятельности Дома Детского Творчества, полученную при непосредственном контакте с педагогами дополнительного образования. На тематических мероприятиях проводимых творческой группой в школах города, родители и дети имеют возможность:
очно познакомиться с педагогом и деятельностью его объединения задолго до принятия решения, куда и к кому пойти;
одновременно получить развернутую информацию сразу о нескольких объединениях Дома Детского Творчества и их направленности;
увидеть выставочный материал представленных объединений Дома Детского Творчества;
пообщаться с обучающимися Дома Детского Творчества и получить информацию от самого ребенка;
спланировать досуг ребенка с педагогом, обговорить особенности общения, обучения.
Реализация творческого проекта «Шире круг» предусматривает тесные межведомственные связи внутри Дома Детского Творчества. Работая «рука об руку» деятельность объединений становится так называемо «видимо-прозрачной», как на уровне педагогов, так и на уровне обучающихся, что не маловажно в плане наставничества, конкуренции, обмена опытом и отслеживания деятельности педагога на уровне руководства Дома Детского Творчества и города. Возникает необходимость в самообразовании и поиске новых воспитательно-образовательных материалов. Находясь в постоянном творческом поиске, наращивая педагогический и методический потенциал, педагог дополнительного образования активно участвует в реализации основных направлений модернизации Российского образования в городе Лагани.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Проект «Шире круг» реализуется творческой группой педагогов, единомышленников в количестве от 3 до 5 человек. (Учитывая психологический момент восприятия информации широким кругом зрителей.)
Творческая группа формируется из педагогов дополнительного образования не зависимо от направленности объединений, возраста, уровня профессиональной подготовки. Большую роль в формировании творческой группы играют межведомственные связи, личный контакт, взаимопонимание, наставничество в педагогическом коллективе. Творческая группа может формироваться стихийно по инициативе педагогов в зависимости от темы проводимых мероприятий, или цикла мероприятий, и планово по инициативе методистов с учетом плана мероприятий воспитательной работы Лаганского Дома Детского Творчества.
Например:
А) первая группа (в составе Державиной С. Г. объединение «Альтернативная мода «Авангард»», Крохалёва В. В. обюъединение «Тренаж современной пластики», Салгаловой Е. А. объединение «Основы изобразительного искусства», «Лепка»), организованая по инициативе педагогов, провела в муниципальных общеобразовательных учреждениях города 3 мероприятия:
«Нашим мамам» - посвященное празднованию международного женского дня;
«День смеха» - посвящённое 1 Апреля;
«В день рождения стань миллионером» - посвящённое чествованию детей родившихся весной и летом.
В мероприятиях приняли участие обучающиеся всех трех объединений в возрасте от 7 до 18 лет.
Б) творческая группа организованая по инициативе методиста, провела в муниципальных общеобразовательных учреждениях 1 мероприятие:
«Наурыз».
В мероприятии приняли участие обучающиеся объединений:
«Национальные танцы» возраст детей от 7 до 12 лет;
«Тодо битчиг» возраст детей от 10 до 17 лет;
«Веселые нотки» возраст детей от 7 до 14 лет;
«Очумелые ручки» возраст детей от 7 до 12 лет.
Каждое объединение представило на проводимых мероприятиях выставочный материал, фотогазету с материалами о деятельности объединения и так далее.
И так, творческая группа может формироваться на время проведения одного мероприятия или цикла мероприятий.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП.
а) б)
Схема 1.
В процессе реализации проекта предусмотрена взаимозаменяемость педагогов.
ОБЩАЯ СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШИРЕ КРУГ».
Дом Детского Творчества в небольшом городе Лагани, где численность населения составляет около 20 тысяч человек, стал своеобразной планетой знаний, развлечений, знакомств, открытий для детей, практически всех возрастных групп и различного социального положения. Проект дает возможность выйти за рамки «нормативного обслуживания» детей и охватить воспитательно-образовательной деятельностью, буквально всех детей нашего города, близлежащих сел.
ггггггг Города,
Схема 2.
Примечание. Связь - школа, ученик, родители; друзья, знакомые, сверстники, родственники, общественность на схеме 2 показаны на примере одной школы.
Представим Дом Детского Творчества – планетой «Солнца», которая излучает огонь «Прометея» в:
искусстве;
декоративно-прикладном творчестве;
спорте;
живописи;
слове;
пластике;
танце.
38 образовательных программ реализуется на базе Лаганского Дома Детского Творчества. Уют, тепло, доброжелательность, духовность и профессионализм царит в стенах дома и душах педагогов. И именно это, помогло нам найти новую форму работы с общеобразовательными учреждениями города, села, учителями, родителями, учащимися. Все эти люди живут, работают, растут рядом с нами, но каждый на своей орбите. Призвание педагога не позволяет остаться в стороне, не проявить участие в жизни, досуге, воспитании детей в их профессиональном выборе. Не знаем ни одного педагога – своих коллег, которые бы прошли мимо обиженного соседского мальчишки, скопившейся стайки девчонок – бездельниц, подростков распивающих пиво в парке.
# В центре - Лаганский Дом Детского Творчества – планета «Солнца». Солнце окружено орбитами.
# На первой орбите - творческие группы педагогов с детьми, обучающимися в объединениях. Их может быть сколько угодно.
# На второй орбите - общеобразовательные учреждения города, села: школы, гимназия, лицей, вспомогательная школа интернат, а также дошкольные образовательные учреждения.
# На третьей орбите - родители, учащиеся, дети всех возрастных групп.
# На четвертой орбите - общественность, друзья, сверстники, знакомые, коллеги по работе.
И это лишь одна «Солнечная система» маленького города. Но благодаря ей, круг взаимодействия и интеграции Лаганского Дома Детского Творчества стал действительно шире, при этом нагрузка по организации работы этой системы ложиться не на одного энтузиаста, а на всех участник
·ов проекта «Шире круг» и реализуется поэтапно на всех орбитах. Дом Детского Творчества вызвал так называемые колебания, волны, которые и распространяются по городу, охватывая и воздействуя на всех детей, родителей, коллег, учителей.
ВЕКТОРНАЯ СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ШИРЕ КРУГ»
Схема 3.
С помощью схемы 3, проследим за реализацией творческого проекта «Шире круг» и взаимодействием участников группы,
Обучающихся в объединениях:
«Авангард – альтернативная мода», количество 20 человек, возраст 10 – 17 лет;
«Тренаж современной пластики», количество 56 человек, возраст 6 – 18 лет;
«Основы изобразительного искусства, лепка», количество 10 человек, возраст 9 – 14 лет.
с общеобразовательными учреждениями.
Опыт работы показывает, что педагог дополнительного образования реализует свои воспитательно – образовательные программы, как правило с детьми одной или нескольких школ. Но! С обязательным преимуществом контингента учащихся одного из общеобразовательных учреждений города. Как правило, за время работы, педагогу удается выстроить определенные отношения с руководством общеобразовательного учреждения, учащимися, и как следствие именно там удобнее обговорить те или иные организационные моменты, своего рода заключить соглашение (договор) на реализацию проекта «Шире круг», то есть проведение одного или цикла мероприятий различной тематики.
Так как творческая группа состоит из нескольких человек, то договор заключается любым членом группы с выбранным или базовым учебным заведением, двумя учебными заведениями. Икс и знак вопроса в схеме 3 дает возможность реализации проекта в большем количестве учебных заведений города при обязательном рассмотрении и решении ряда проблем:
Время обучения детей в общеобразовательном учреждении;
Расписание работы объединений творческой группы;
Согласие родителей;
Удаленность общеобразовательного учреждения от дома обучающегося;
Погодные условия;
Комфортность;
Гостеприимство;
Состояние здоровья детей, педагогов;
Транспорт, маршрут;
Время начала и окончания мероприятия;
Частота проводимых мероприятий;
Напряженность.
Апробация проекта в городе Лагани выявила вопросы, которые на первый взгляд не заслуживали особого внимания, а решались в рабочем порядке:
А) Продолжительность работы группы и участие детей в мероприятиях проводимых в ЛСШ №1 – 2 мероприятия, ЛСШ №4 – 1 мероприятие, ЛСШ №3 – 1 мероприятие, МПГ – 1 мероприятие, приобрела особую остроту и проблемность. Поэтому количество общеобразовательных учреждений в которых проводятся мероприятия одной творческой группой должно быть строго ограничено.
Б) Участие детей обучающихся в объединениях должно быть откорректировано с учетом желаний, возможностей ребенка, родителей, и организационных вопросов перечисленных выше.
В) Особое внимание необходимо уделить временному интервалу проводимых мероприятий и расписанию.
Мероприятие «Нашим мамам».
МАРТ
3.03.06 года, место проведения ЛСШ №1, время проведения: начало 13-00 окончание 15-00 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 86 человек, 3 педагога;
4.03.06 года, место проведения ЛСШ №1, время проведения: начало 9-00 окончание 11-00 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 86 человек, 3 педагога;
4.03.06 года, место проведения ЛСШ №4, время проведения: начало 13-00 окончание 15-00 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 40 человек, 3 педагога;
7.03.06 года, место проведения ЛСШ №3, время проведения: начало 9-00 окончание 11-00 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 48 человек, 3 педагога;
10.03.06 года, место проведения МПГ, время проведения: начало 15-00 окончание 17-00 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 20 человек, 1 педагог.
Г) Необходимо предусмотреть параллельность работы нескольких творческих групп при проведении аналогичных мероприятий.
Мероприятие «День смеха».
АПРЕЛЬ
8.04.06 года, место проведения ЛСШ №3, время проведения: начало 15-00 окончание 16-30 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 40 человек, 3 педагога;
15.04.06 года, место проведения ЛСШ №4, время проведения: начало 15-00 окончание 16-30 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 40 человек, 3 педагога.
Мероприятие «В день рождения стань миллионером».
МАЙ
13.05.06 года, место проведения ЛСШ №1, время проведения: начало 15-00 окончание 16-30 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 40 человек, 3 педагога;
20.05.06 года, место проведения МПГ, время проведения: начало 15-00 окончание 16-30 (время указано с организационными вопросами, то есть подготовка к мероприятию и сбор после окончания), количество участников 40 человек, 3 педагога.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПРОЕКТА «ШИРЕ КРУГ ДРУГ С ДРУГОМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ДОМОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.
ЭТАПЫ.
Схема 4.
Срок реализации этапов..
1 этап. Организационно определяющий.
Две встречи по 2 часа.
Или 4 встречи по 1 часу. Реализуется творческой группой.
Определяющие моменты работы на данном этапе.
Определение темы мероприятия, его содержание;
распределение частей темы мероприятия в каждом объединении;
Анализ существующего состояния. Что есть, что нужно сделать, кем будет осуществляться;
Маркетинговые исследования;
План взаимодействия педагогов и учащихся на других этапах.
2 этап. Договорной
Две встречи по 1 часу.
Реализуется участником творческой группы с зам. Директора по учебно-воспитательной части, организаторами, вожатыми.
Определяющие моменты работы на данном этапе.
Темы проекта. Тема мероприятия. Сценарий;
Дата и время проведения мероприятия в данном учебном заведении;
Количество детей, возраст зрителей, гостей;
Помещение, оформление, инвентарь, музыкальное сопровождение;
Форма приглашения родителей, СМИ, общественности;
Приглашение участвовать в мероприятии учителей, учащихся, родителей.
3 этап. Практически – образовательный.
Реализуется каждым педагогом на базе своего объединения. Срок реализации от 1 до 2 месяцев.
Определяющие моменты работы на данном этапе.
Технология выполнения определенной части мероприятия;
Реализация образовательной программы объединения;
Постановки, репетиции.
4 этап. Итоговый
Реализуется творческой группой обучающимися объединений, за 2 часа или 4 часа на базе общеобразовательных учреждений..
Определяющие моменты работы на данном этапе.
Оформление выставочного, информационного материала;
Представление педагогов;
Выступление детей, обучающихся в объединениях, общеобразовательных учреждениях;
Игры, викторины, беседы, конкурсы;
Обратная связь (отзывы, замечания, предложения, анкеты)
Приглашение родителей, детей на новые встречи.
В данном проекте Общеобразовательное учреждение является плодотворным полем деятельности для реализации творческого проекта «Шире круг».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изменение творческой психологии, пересмотр отношений с общеобразовательными учреждениями города и Домом детского творчества.
Формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам образования и воспитания, включающим инновационные материалы и рекомендации, анкеты, результаты, исследования.
Укрепление теоретико-методологических основ современной образовательной деятельности, улучшение её методологической базы.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Т В О Р Ч Е С К И Й П Р О Е К Т
«Ш И Р Е К Р У Г»
Педагог Державина С.Г.
г.Лагань
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 15
«Тренаж современной пластики»
П.Д.О. Крохалёв В.В.
«Авангард»
П.Д.О. Державина С.Г.
«Веселые нотки»
П.Д.О.
Мазгарова
«Основы изобрази-тельного
искусства»
П.Д.О. Салгалова Е.А.
«Авангард»
П.Д.О. Державина С.Г.
«Тренаж современной пластики»
П.Д.О. Крохалёв В.В.
«Фото и видео дело» П.Д.О. Лиджи-Горяев Н.Т.
Д Д Т
Планета Солнца
Т Г
№1
Т Г
№2
Т Г
№3
Орбита творческих
групп
ЛСШ №1
ЛСШ
№3
ЛСШ
№4
МПГ
Орбита школ
ЛСШ
№1
ВШ
интернат
КСШ
ССШ
МПГ
ЛСШ №4
ДСШ
уч-ся
Род-ли
СМИ
друзья
сверстники
знакомые
родственники
друзья
общественность
Орбита учащихся и родителей
СМИ
Гор.
СМИ
Респ.
Чита
тели
Орбита Орбита Общественности друзей знакомых
городр
Лаганский Дам Детского Творчества
Творческая группа
Державина С. Г.
Крохалёв В. В.
Салгалова Е. А.
ЛСШ №4
Лицей
Х - ?
ЛСШ №1
Гимназия
Х - ?
ЛСШ №13
ВШ интернат
Х - ?
родители
родители
родители
учащиеся
учащиеся
учащиеся
Другие родители
Коллеги
Знакомые
Друзья
Родствен
ники
Сверстни
ки
Знакомые
Другие родители
Коллеги
Знакомые
Друзья
Родствен
ники
Сверстни
ки
Знакомые
Другие родители
Коллеги
Знакомые
Друзья
Родствен
ники
Сверстни
ки
Знакомые
СМИ города
СМИ Республики
общественность
Читатели города
Российские СМИ
Министерствол образования РК
Общественность районов РК
Читатели РК
Лаганский Дом Детского творчества.
Руководство, методисты.
Администрация города
РОО города
П.Д.О.
Салгалова Е. А.
П.Д.О.
Крохалёв В. В.
П.Д.О.
Державина С.Г.
Творческая группа №1 Державина С. Г., Крохалёв В. В., Салгалова Е. А.
1 этап. Организационно- определяющий.
ЛСШ №1
ЛСШ №4
ЛСШ №3
МПГ
2 этап. Договорной
Объединение «Авангард»
Демонстратор одежды,
Художественное моделирование,
Технология.
Объединение «Тренаж современной пластики»,
«Плетение из стеблей болотных растений»
Объединение «Основы изобразительного искусства, лепка»
3 этап. Практически – образовательный.
4 этап. Итоговый.
ЛСШ №1, родители. Учащиеся.
ЛСШ №4, родители. Учащиеся.
ЛСШ №3, родители. Учащиеся.
МПГ, родители. Учащиеся.
Заголовок 115