ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ, ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
ДОКЛАД
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА
ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ,
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ И
ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Выполнила: Гусарова Оксана Михайловна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа №1»
города Зарайска Московской области
2016год
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ,
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием.
И. С. Тургенев
Русский язык! Тысячелетия создавал народ
это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое,
умное, поэтическое и трудовое орудие своей
социальной жизни, своей мысли, своих чувств,
своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. В. Толстой
Перед педагогами, а особенно перед словесниками, стоит сложная задача – формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной, что особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в потоке самой разнообразной информации. Наши ученики учатся и развиваются не только в школе, сколько под влиянием семьи, социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета. Наверно, поэтому на уроках нам часто приходится слышать: «То, что вы говорите, правильно, но так никто из нашего окружения не говорит. Если мы будем говорить и вести себя так, как вы нас учите, над нами будут смеяться». Слышать такие слова о родном языке тяжело.
Длительное наблюдение и анализ системы преподавания русского языка в школе привели меня к поиску ответа на вопросы: «Почему, обучаясь русскому языку в школе, дети плохо пользуются им как инструментом общения в жизни? Почему выпускникам порой трудно ориентироваться в этом сложном мире, почему часто они теряются перед новыми формами приема на работу, не могут достойно представить себя, рассказать о себе и сфере своих интересов? Что необходимо сделать педагогу, чтобы выпускник мог успешно реализовать свои возможности на современном рынке труда? Как на практике попытаться изменить ситуацию?
Помочь ученику повысить уровень речевой культуры, получить необходимые языковые и социокультурные знания в области коммуникативной компетенции будущего специалиста – это наша общая цель. Для ее достижения и в помощь урокам русского языка приходят элективные курсы, факультативные занятия и внеклассные мероприятия.
Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.
В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:
-базовые общеобразовательные,
-профильные,
-элективные.
Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
-обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
-служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);
-обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);
-служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
-обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
-служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
-способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);
-способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык”, Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”).
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:
*Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов (предметные) /пример, “Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц”.
*Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне, развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (межпредметные). Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы:
-"Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль;
-"Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля;
-"История искусств" для гуманитарного профиля;
-“Технология создания сайтов” – универсальный.
*(Ориентационные) направленные на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля. Например, технологический профиль – “Зарубежная литература XX века”. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы “Компьютерная графика”, "Делопроизводство" или "Деловой английский язык".
Я считаю, что элективные курсы играют важную роль в обучении русского языка, особенно в системе профильного обучения на старшей ступени школы, в нашей школе они обязательны для старшеклассников. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей и склонностей учащихся, а также являются помощником при подготовке к ЕГЭ. В нашей школе в 11 классе с гуманитарным профилем реализуется элективный курс «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)»
Элективный курс «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» рассчитан на 34 часа для учащихся 11 классов. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно-интегрирующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка.
Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познания в этой области:
-лекции учителя с различными видами заданий;
-доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
-беседы;
-работа в больших и малых группах;
-самостоятельная работа учащихся - наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
-упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);
-чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;
-самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);
-подборка материала из художественной литературы, его анализ;
-чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;
-проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, игр «Как стать... отличником» (по типу телевизионной игры «Как стать миллионером»), практикумов.
Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.
Структуру занятий я определяю по основным законам дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных заданий.
Основными целями данного курса являются:
-формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;
-создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.
В результате изучения курса мои ученики должны:
-освоить минимум основ языкознания;
-видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения ;
-знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка;
-осознать, что язык развивается по определенным законам.
Содержание учебной дисциплины курса
1. Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая со-кровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) (2 часа).Цели, задачи курса. История языка и история общества. Язык - средство социализации человека. Работа со словом «грамота».
2. Как жили наши предки - славяне (2 часа).Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен. Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне).
3. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишьписьмена» (И. Бунин) (2 часа).Источники изучения языка и его истории (диалекты, памятники письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Краткие сведения из области палеографии. Материал и орудия письма. Важнейшие памятники письменности; чтение отрывков из них на древнерусском языке.
4. Развитие письменности на Руси (несколько историй изжизни букв (2 часа). Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
5. Славянский алфавит и его особенности (2 часа). Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ.
6. Как учили грамоте на Руси (2 часа). «Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев) Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1574 г.). «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям» В. Бурцева (1634 г) и др. Грамматика М. Смотрицкого (1619 г.). М. В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов.
7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...»(2 часа). Язык «Повести временных лет...». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет...».
8. Русский язык в кругу славянских языков (2 часа). «Общеславянский язык - прародитель славянских языков». «Языки-братья». Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории славянской письменности». «Первоучители Кирилл и «Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси».
9. «Дыхание» времени (основные тенденции развития взвуковой системе русского языка) (2 часа). Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона слогового сингармонизма.
10. «Первородные и усыновленные слова» (Я. Козлов-ский) (2 часа). Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.
11. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинекий) (2 часа).
Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.
12. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Коз-ловский) (2 часа). Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.
13. Тайны имен и прозвищ (2 часа). Антропонимия. Анторопонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования. Прозвища.
14. С какого времени начинается современный русскийлитературный язык? (2 часа.) Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык.
15. Что? Как? Почему? (2 часа.)История имен существительных: почему в языке есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по типам склонения? История имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше - полные или краткие? Как появилась превосходная степень? История имен числительных: как считали славяне в древности? История местоимений, или Знакомые незнакомцы: как появилось «я» в местоимениях 3-го лица? История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы 1-го, 2-го спряжения и разноспрягаемые? Почему во 2-м спряжении есть 11 исключений? Из истории предлогов, союзов, частиц (происхождение, особенности употребления, написания).
16. Из истории русской пунктуации (2 часа). Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века писались без промежутков между словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания показывали паузы. Точка - самый ранний знак препинания (с 80-х гг. XV в.). Появление запятой (к концу первой четверти XVI в.). Функции точки с запятой. Упорядочение знаков препинания I связывают с книгопечатанием. Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М. Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец XVIII в.). Другие наименования знаков препинания.
17. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» (2 часа). Подготовка и презентация устного журнала.
18. «Кто хочет стать... отличником?» (1 час.) Занятие обобщающего характера.
По моим наблюдениям оказывается, что элективные курсы интересное и увлекательное занятие. Теория закрепляется примерами и опытами. По русскому языку у нас идут лекции о том, как нужно правильно и красиво говорить, учащиеся объясняют различные языковые приемы. Я считаю, что элективные курсы делают выпускников интеллектуально богаче. На каждое занятие предлагаю задание одному из учеников, он готовится самостоятельно и пытается рассказать классу что-то новое, познавательное. Таком образом, расширяя кругозор знаний, развивая образное мышление, творческие способности учащиеся пополняют копилку и базу для сдачи ЕГЭ, приобщаются к культурным и гуманистическим ценностям.
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. В 8 классе мною преподается элективный курс «Культура речи», который рассчитан на два года обучения – 8-9 классы. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.
В центре внимания оказывается культура речи лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Апробированный элективный курс «Язык в речевом общении» для учащихся 8-9 классов также показывает свои положительные результаты. Как показывает опыт преподавания, содержание курса нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.
От смысла к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение, слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).
Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему на занятиях курса уделяется большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.
Не менее важным, на мой взгляд, является преподавание факультативных курсов. Целью факультативных занятий является “углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение”. Факультативный курс по сравнению с основным курсом русского языка обладает некоторыми преимуществами. Факультативные курсы расширяют и углубляют знания и умения, приобретаемые школьниками при изучении основного курса. Помимо того, они позволяют формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, умение самостоятельно восполнять знания, приобщают школьников к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки. В рамках гуманизации образования, факультативные занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала учащихся, созданию условий для их самореализации и развития. Факультативные курсы позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. При этом форма организации занятий более свободна и предполагает в большей степени творческую активность учащихся. К тому же программы факультативных курсов не являются жёсткими и допускают коррекцию. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности, ознакомление их с некоторыми современными достижениями в теории языкознания происходит в рамках современной парадигмы лингвистического образования и осуществляется на новой основе - посредством факультативного курса.
Свободное владение родным, русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Углубленное изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако, предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Дополнительное учебное время будет уделено таким вопросам, как "Речевые умения и навыки учащихся", "Интонация и пунктуация", "Назначение знаков препинания", "Принцип русской пунктуации". Особенностью курса русского языка в 8 - 9 классах является то, что впервые учащиеся переходят на работу по учебному плану под редакцией М. М. Разумовской и Т. А. Леканта. Главная цель занятий родным языком в 8 - 9 классах речевое и языковое развитие школьников решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь. Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная -"Простое предложение". Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-сематического подхода, предписывающего рассматривать сематические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется сематическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация - один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. В 8 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. По-скольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения. Особенности работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст - рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Мною применялись и апробировались следующие факультативные курсы по русскому языку в 11 классе «Правописание и культура речи».
Основные разделы факультативного курса:
1.Повторение
2.Пунктуация и речь
3.Единицы русской пунктуации
4.Знаки препинания и их функции
5.Принципы русской пунктуации
6.Опозновательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания
7.Знаки завершения в изолированном предложении и тексте
8.Знаки выделения в простом предложении
9.Знаки разделения в предложении и тексте
10.Культура речи
11.Правильность речи
12.Речевое мастерство
Занятия помогали быстрее и легче ориентироваться учащимся в заданиях ЕГЭ части А,В, у учащихся сформировались разносторонние интересы, культура мышления, умение самостоятельно восполнять знания, приобщаться к самостоятельной исследовательской работе,
Факультатив по русскому языку в 9 классе «Теория и практика сочинений разных жанров» расширял возможности написания сочинений разных жанров. В процессе проб и ошибок учащиеся приобрели навыки и знания по созданию сочинений, корректировки и редактированию текстов. Это позволило уверенно подойти и успешно сдать ГИА.
Основные разделы факультативного курса:
1.Введение 2.Композиционные формы сочинений
3. Теория и практика сочинений 4. Культура письменной речи делового человека 5. Разовые виды творческих работ 6.Предупреждение ошибок в устной и письменной речи 7. Великое русское слово 8. Практика развития письменной речи 9. Точность и выразительность слова 10. Функции слова в русском языке 11. Выразительные возможности русского языка 12. Теория и практика сочинений разных жанров.
Таким образом, применение на практике факультативных занятий еще раз доказывает, что они необходимы в учебном процессе, так как расширяют и углубляют базовое образование. Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), лабораторную работу (работу с текстами), задания по развитию речи. Программы факультативных занятий составлены с учетом психологических особенностей школьников, имеют не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогают обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык. Практическое значение программ состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературой.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его многие "тайны". В развитии потенциальных возможностей учащегося на помощь приходят внеклассные мероприятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся. В ходе мероприятий у школьников формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения. Конечно, любое внеклассное мероприятие требует тщательной подготовки, репетиций, а значит терпения не только со стороны учителя, но и учащихся, поддержки. «Клуб эрудитов русского языка», «Грамоте учиться – всегда пригодиться», «Путешествие в страну Фразеологию», «Устный журнал», «Великий, могучий», КВН по русскому языку, «В стране СЛОВАРИИ», «Экология слова», «Где вы УСТАРЕВШИЕ слова?» и многие другие. Невозможно перечислить все мероприятия, которые были проведены за мои годы педагогической деятельности. Но запоминается очень важное, что ребятам очень нравятся общие дела, подготовка, организация и, конечно же, результат – запоминаются сложные правила, трудные слова и выражения, легче учатся стихотворения, речь обогащается новыми словами, раскрывается внутренний потенциал многих учеников, актерские и ораторские данные, коллектив становится сплоченнее. Не передать словами восторг после показа театральных постановок как актеров, так и зрителей. Влияние внеклассных мероприятий огромно: расширяется кругозор, мышление, раскрываются таланты, корректируется и развивается речь, прививается любовь к родному языку и бережному отношению к слову, воспитывается чувство ответственности и поддержки, уважения к товарищам, раскрываются организаторские способности, в процессе игры и заданий запоминаются важные темы и разделы русского языка.
В своей педагогической деятельности я использую и элективные курсы, и факультативные занятия, и внеклассные мероприятия. Каждая из форм обучения по своему хороша и каждая дополняет друг друга. На мой взгляд, польза и результат будут тогда, когда учитель будет любить детей и свое дело – учить учиться детей, вместе с ними познавать новое и создавать интересное, тогда и дети откликнуться и пойдут в страну Знаний.
Перед педагогами, а особенно перед словесниками, стоит сложная задача – формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной, что особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в потоке самой разнообразной информации. Наши ученики учатся и развиваются не только в школе, сколько под влиянием семьи, социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета.
15