Календарно-тематическое планирование по технологии Технология
Программа по технологии 4 класс.
Пояснительная записка
Главная цель : формирование нравственной, активной , творческой, эмоциональной и эстетически развитой и самостоятельной личности.
Программа направлена на решение следующих задач:
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
•развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
•воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
•применение полученных технико -технологических знаний, умений, навыков для изготовления изделий из различных материалов соблюдения последовательности технологических операций, декоративного оформления и отделки изделий..
задачи обучения:
•стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
•формирование мотивации успеха и достижений творческой самореализации интереса к предметно-преобразующей, художественно- конструктивной деятельности;
•формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку.
Описание места «Технология» в учебном плане учебного предмета. Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Технология» 4 кл. Узоровой О.В. и Нефёдовой Е.А.
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч - в 4 классе, базовый уровень, 1 вариант.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить
решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовнонравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Ценностные ориентиры.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов:окружающего мира,
изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Личностные Метапредметные Предметные
иметь представление: • иметь представление: • иметь представление:
-о проявлении -правила безопасности труда - об истории возникновения л
эмоционального отношения [1 личной гигиены; плетения для бытовых нужд;
к творческой деятельности и - освоение способов решения - о возникновении аппликации,
окружающему миру; проблем творческого и мозаики, оригами как искусства;
-воспитание патриотизма, поискового характера; чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. - о уважительном отношении к иному мнению, истории и культуре других народов. -уметь: -уметь: -знать:
-принять и освоить - планировать, контролировать - названия ручных
социальную роль и оценивать учебные действия обучающегося, развитие моти- в соответствии с поставленной инструментов, их назначение,
вов учебной деятельности и задачей и условиями её реали- правила безопасности труда и
формирование личностного зации, определять наиболее смысла учения; эффективные способы личной гигиены при обработке
-формировать эстетические достижения результата. различных материалов;
потребности, ценности и - использовать знаково- чувства; символические средства - новые термины, данные в
-выражать собственное мнение представления информации учебнике;
при оценке произведений для создания моделей - свойства новых материалов;
искусства, музеев декоративно изучаемых объектов и - новые свойства уже
прикладного искусства. процессов, схем решения встречавшихся материалов;
учебных и практических задач. - новые приемы разметки
- соблюдать правила техники деталей из бумаги: с помощью
безопасности; копировальной бумаги,
-владеть навыками линейки, на глаз, на просвет;
самообслуживания. - новые приемы разметки
- использовать различные ткани: с помощью шаблонов,
способ поиска (в справочных копировальной бумаги;
источниках и открытом - новые способы соединения
учебном информационном деталей: с помощью ниток,
пространстве Интернета), проволоки;
сбора, обработки, анализа, - новые виды аппликации,
организации, передачи и мозаики, плетения;
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла- виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать Планируемые результаты курса «Технологии» на конец
4 класса.
нормы информационной избирательности, этики и этикета. •проявлять:
положительное отношение к результатам своего труда и других детей;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, -стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома. •владеть:
-первоначально приобретёнными знаниями и умениями для творческого решения художественных задач;
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. • уметь:
вырезать из бумаги по криволинейному контуру;
вырезать из бумаги полоски на глаз;
обрывать бумажные детали по намеченному контуру;
плести разными способами из различных материалов;
выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;
пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;
экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;
соединять детали разными способами;
ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
планировать последовательность выполнения действий по образцу;
контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
создавать образы по собственному замыслу.
Содержание программы по технологии 4 класс.
Страна технических профессий (7 часов)
Страна разработчиков идей (7 часов)
Страна модельеров (8 часов)
Страна информационных технологий (12 часов)
Технология
Календарно-тематическое планирование.
№ Страницы учебника Тема урока Тип урока Планируемые результаты
Предметные Личностные МетапредметныеСтрана технических профессий ( 6 часов)
1 С.10-11 Город воздушных потоков. Ветроуказатель. Комбинированный урок. Рассказывать о простейших приборах для определения силы направления ветра. Изготавливать изделия из доступных материалов. Иметь представление о мире профессий, о роли ручного труда в жизни человека. Удерживать ориентиры, данные учителем, ориентироваться в рисунке и алгоритме действий, планировать собственную практическую деятельность.
2. С.12-13 Город испытателей. Бумажная вертушка-вертолётик. Пуговичная вертушка. Волшебный цветок. Комбинированный урок. Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделий. Иметь эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда. Анализировать технологический рисунок, делать выводы на основе анализа изображения, осуществлять эксперименты с готовыми изделиями под руководством учителя.
3 С.16-17 Весёлая топография. Горы и равнины. Комбинированный урок. Знакомство с профессией топографа. Изготовление рельефа местности из бумажных конусов. Эксперименты с секторами конусов. Иметь представление о мире профессий, о роли ручного труда в жизни человека. Следовать инструкции в учебнике при выполнении практической работы, анализировать изображения, делать выводы.
4 С.18-21 Город архитекторов. Пизанская башня. Комбинированный урок. Познакомить с профессией архитектора. Осознавать принципы построения мостов. Осознавать созидательное значение труда в жизни человека. Формулировать цель и задачи учебной деятельности. Следовать инструкции в учебнике при выполнении практической работы, анализировать изображения, делать выводы.
5 С.22-25 Город зодчих. Комбинированный урок. Рассказывать о древнем зодчестве, создавать модель колодца из спичек по описанию. Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Ориентироваться в рисунке-инструкции по описанию, следовать инструкции при самостоятельной работе, получать информацию из различных источников.
6 С.26-27 Твои творческие достижения. Город будущего. Урок комплексного применения знаний и умений. Изготавливать поделки на основе изученных приёмов, технологий из самостоятельно подобранных материалов. Испытывать чувство ответственности за свою работу. Ставить цель, формулировать задачи, планировать и осуществлять личную практическую деятельность.
Страна разработчиков идей. (8 уроков)
7 С.32-37 История профессий. Рачительный хозяин. Комбинированный урок. Рассказывать о принципах ведения хозяйства, формулировать правила экономии. Стремиться к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Ориентироваться в тексте, выделять существенную информацию, следовать алгоритму в творческой деятельности, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание.
8 С.38-40 Студия здоровья. Мешочек для трав. Комбинированный урок. Обсуждать проблемы здоровья. Раскраивать ткань, использовать для сшивания шов «вперёд иголку» Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к ручному труду. Следовать плану-инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, выделять существенную информацию из текста, таблицы.
9 С.42-43 Город скульпторов. Комбинированный урок. Лепить цилиндрическую форму для серединки подсвечника. Иметь эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда. Следовать плану-инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль.
10 С.44-45 Бульвар устроителей праздников. Пиньята. Комбинированный урок. Знакомство с новогодними традициями других стран. Изготовление новогодней игрушки. Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Следовать плану-инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль.
11 С.44-45 Бульвар устроителей праздников. Пиньята. Комбинированный урок. Знакомство с новогодними традициями других стран. Изготовление новогодней игрушки. Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Следовать плану-инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль.
12 С.8-9 Типографские работы. Памятный фотоальбом. Комбинированный урок. Рассказывать о знакомых профессиях, их взаимосвязях. Иметь эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда. Получать информацию из разных источников
13 С.46-47 Бисерная улица Комбинированный урок. Расширение представлений о бисере, овладением умением читать схемы бисероплетения. Работать с проволокой и бисером. Следовать плану-инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль.
14С.48-51 Твои творческие достижения. Урок комплексного применения знаний и умений. Выполнять поделку по схеме. Обсуждать новогоднее меню. Положительная мотивация к практической деятельности, осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. Ставить цель, формулировать задачи, планировать и осуществлять личную практическую деятельность.
Страна модельеров. ( 8 часов)
15 С.56-57 Ткацкая мастерская. Волшебное плетение. Комбинированный урок. Обсуждать актуальные профессии. Комментировать проблему выбора профессии. Плести из нитей по схеме. Внимательное отношение к красоте окружающего мира. Получать информацию из различных источников, следовать инструкции, плану осуществлять самоконтроль и взаимооценку.
16 С.60-63 Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. Комбинированный урок. Осознавать значение делового этикета для современного человека. Завязывать галстучный узел. Стремиться к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Планировать практическую деятельность, ориентироваться в рисунке-инструкции, плане работы.
17 С.66-67 Курсы кройки и шитья. Грелка на чайник «Курица» Комбинированный урок. Осознавать взаимосвязь людей смежных профессий для достижения оптимального результата в работе. Создавать выкройки по клеткам, раскраивать материал. Шить обмёточным швом через край. Декорировать поделку из ткани. Стремиться к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Осуществлять совместную работу в паре с учителем, осознавать затруднения и обращаться за помощью, ориентироваться в рисунке-инструкции, плане работы, действовать по инструкции.
18 С.66-67 Курсы кройки и шитья. Грелка на чайник «Курица» Комбинированный урок. Осознавать взаимосвязь людей смежных профессий для достижения оптимального результата в работе. Создавать выкройки по клеткам, раскраивать материал. Шить обмёточным швом через край. Декорировать поделку из ткани. Стремиться к правильной организации быта, к порядку и дисциплине. Осуществлять совместную работу в паре с учителем, осознавать затруднения и обращаться за помощью, ориентироваться в рисунке-инструкции, плане работы, действовать по инструкции.
19. С.68-69 Город флористов. Цветы из ткани. Махровые цветы. Комбинированный урок. Работать с тканью. Изготавливать элементы поделок по схеме. Осуществлять сборку изделия. Составлять композицию из готовых поделок. Осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. Получать информацию из различных источников, ориентироваться в инструкциях разных типов, осознанно делать выбор с учётом своих возможностей.
20. С.70-71 Город флористов. Цветы из ткани.
Пышные цветы. Комбинированный урок. Работать с тканью. Изготавливать элементы поделок по схеме. Осуществлять сборку изделия. Составлять композицию из готовых поделок. Уважительное отношение к людям труда различных профессий. Получать информацию из различных источников, ориентироваться в инструкциях разных типов, осознанно делать выбор с учётом своих возможностей.
21 С.72-73 Город джинсовой фантазии. Виды швов. Сумка-карман. Комбинированный урок. Рассказывать об отличиях свойств тканей и их назначении. Ориентироваться в многообразии швов. Изготавливать поделки на основе элементов джинсов-кармана. Осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. Выделять существенную информацию из текста, сравнивать материалы, делать выводы, осуществлять выбор материала и технологии в зависимости от цели.
22 С.74-77 Твои творческие достижения. Урок комплексного применения знаний и умений. Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приёмов, технологий, из самостоятельно подобранных материалов. Положительная мотивация к практической деятельности, адекватная оценка правильности выполнения задания. Ставить цель формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание.
Страна информационных технологий.(11 часов)
23 С.88-91 Хранение информации. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Понимать и осознавать компьютер как инструмент труда. Осознавать необходимость долгосрочного хранения информации. Повторение правил безопасной работы на компьютере. Уважительное отношение к труду, разным профессиям. Получать информацию из различных источников, делать выводы, сравнивать различные хранилища информации, аргументировать высказывания.
24 С.92-93 Виды информации. Работа с флеш-накопителями. Комбинированный урок. Находить USB-разъём на компьютере. Правильно вставлять флешку. Копирование файлов с флешки на ПК и обратно. Осознание роли человеческого разума в эволюции науки и техники. Использовать информацию из текста в самостоятельной работе, ориентироваться в тексте-инструкции и рисунке.
25. С.94-96 Организация информации. Поиск в компьютере. Комбинированный урок. Понимать принципы систематизации информации. Искать файлы и папки в памяти ПК по названию. Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютера. Следовать алгоритму действий в самостоятельной работе, осознавать затруднения и обращаться за помощью, осуществлять самоконтроль, взаимопомощь.
26. С.97-99 Диалог с компьютером. Работа с калькулятором. Комбинированный урок. Открывать и использовать на ПК программу «Калькулятор» Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютера. Работать по инструкции учителя, составлять собственные задания по аналогии.
27. С.100-103 Работа с текстами, изображениями. Комбинированный урок. Форматировать тексты в Word, ориентироваться на панели инструментов. Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютерных программ. Получать информацию из различных источников, делать выводы, сравнивать различные хранилища информации, аргументировать высказывания
28 С.104-105 Работа с таблицами. Создание таблицы. Комбинированный урок. Работать с таблицами в Word. Адекватная оценка правильности выполнения задания. Использовать возможность компьютерных сервисов для создания собственных авторских продуктов.
29 С.106-107 Графические редакторы. Комбинированный урок. Открывать и изменять фотографии в Paint. Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Использовать возможность компьютерных сервисов для создания собственных авторских продуктов.
30 С.108-109 Печатные публикации. Комбинированный урок. Использовать Wordдля создания печатных публикаций Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютерных программ. Использовать возможность компьютерных сервисов для создания собственных авторских продуктов.
31 С.110-111 Всемогущий интернет. Безопасность в интернете. Комбинированный урок. Знакомство с электронной почтой, противовирусной безопасностью. Осознание важности владения компьютерными технологиями для современной жизни. Осваивать новые приёмы и способы действий.
32. С.112-116 Поиск информаци Твои творческие достижения. Комбинированный урок. Осуществлять поиск на странице и в сети. Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютерных программ. Ориентироваться в источниках информации, осуществлять поиск информации по заданным критериям.
33 С.117-120 Твои творческие достижения. Урок комплексного применения знаний и умений. Использовать изученные возможности графических, текстовых редакторов, интернета для создания документа на заданную тему. Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Ставить цель формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность.
34 Итоговая контрольная работа за 2 полугодие Урок проверки знаний.
Материально-техническое обеспечение.
Наименование объектов
и средств материально-технического обеспечения Количество Примечание
Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. д1 Учебно-методические комплекты учебники. Н.М.
Сокольникова. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник. — М.: ACT, Астрель. к Компл. Рабочие тетради: Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: ACT, Астрель, к Компл. Методические пособия и книги для учителя. Н.М
Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство», — М.. ACT- АстрельД 1 Методические журналы по искусству. ф/дКомпл. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Д/ПКомпл. Шк.
библиотека
Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры. ПВ групп. Шк.
библиотека
Печатные пособия. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Д Портреты русских и зарубежных художников. Д Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Д 1 Альбом
Технические средства обучения Аудио/видеомагнитофон. д1 CD\DVD - проигрыватели д1 Компьютер с программным обеспечением. д1 Телевизор. д1 С
диагональю не менее 72 см.
Магнитная доска. д1 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Конструкторы .к Компл. Краски акварельные, гуашевые. к Компл. Бумага цветная. к Компл. Фломастеры. к Компл. Кисти,клей, ножницы. к Компл. Пластилин. К Компл.