Проблемы межличностных отношений подростков
"Состояние проблемы межличностных отношений подростков в коллективе".
Главное содержание подросткового возраста состоит в его переходящем, от детства к зрелости, характере. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируеются новые психологические образования.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Чаще всего трудности в этом возрасте связывают с полпвым созреванием, являющимся причиной возникновения различных психофизиологических и психических отклонений, как чувство тревого, повышенная возбудимость, депрессия и в результате, снижение самооценки. Подростку, испытывающему различные физиологические изменения вообще бывает нелегко удерживать ощущения целостности и стабильности своего «Я», что в свою очередь , порожает множетсво личностных проблем.
Углубленное изучение проблем подросткового возраста следует начать с анализа сферы общения подростка со сверстниками.
Все исследования подростковой психологии сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростка общение со сверстниками , во многом определяющее все стороны его жизнедеятельности. В этом возрасте значительно меняется структура мотивировок, где большую роль начинают играть указания на нравственно- психологические черты личности товарища - «Волевой, честный, смелый, скромный, простой, трудолюбивый, веселый». Важно отметить, что мотивировок, основанных на оценке личности , значительно больше в классах, характеразующихся более высоким уровнем развития коллектива. В этих классах намного чаще встречаются «альтруистические» мотивировки.
Следует остановится еще на одном моменте, на который исследователи редко обращабт внимание. Взрослые видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе лишь негативные стороны - (стал непослушным», «скрытым», и.т.п., совершенно не замечая позитивного нового. Одним из таких проявлений является развитие в подростковом возрасте. Способности к эмпатии по отношению ко взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить, их тревоги и радости. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопередивание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, так как для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на «равных». Таким образом , многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают из того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не жалея, да ине умея ничего взять. Но ведь только через реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные столь дефицитные сегодня личностные качества могут развиваться.
Следует сказать, что характер общения с учителями и субьективное отношение к личности учителя изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение со стороны учиттеля за учение, поведение и школьный труд, то для страших подростков характерно стремление к личностному общению с учителем. Начиная с 6 класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем, если профессионыальные качества их в целом устроивает , то личностные – нет. Это неудовлетворенность личностными качествами педагогов субьективно выступает как проблема «справедливости» учителя. Одноко, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителей, они все равно стремятся к общению с ними, чего учителя не замечают. Как правила учителя ологают, что подростки удовлетворены общением с нми и их качествами.
Таким образом, в основе конфликтной ситуации лежит сформированная у подростков потребность в личностном общении с педагогами и невозможность ее удовлетворения.