Формирование познавательного интереса обучающихся через развивающее обучение
«Формирование познавательного интереса обучающихся через развивающее обучение».
На земле интерес есть великий
волшебник, изменяющий в глазах всех
существ вид всякого предмета.
Гельвеций
Российское образование стоит сегодня перед сложной задачей – задачей модернизации образования. Сегодня школа должна изменить требования к ученику. Сегодня главное не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений определять индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
В условиях современных социальных изменений актуальными становятся задачи совершенствования содержания и методов обучения в школе.
Необходима разработка научно – педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии учащихся.
Для достижения этого необходимо, чтобы деятельность ребёнка была бы предопре-делена мотивом, так как только положительная мотивация процесса обучения может обеспечить включённость учащихся в активную деятельность на уроке. Такая активизация создаёт общий положительный фон для проявления у учащихся познавательного интереса к учению.
В своей работе я рассматриваю познавательный интерес как качество личности и как важный мотив обучения. Говоря о развитии познавательного интереса, имею в виду развитие учащихся через развивающее обучение.
Развивающее обучение - это целостная педагогическая система, которая по своим целям, содержанию, типу учебной активности школьников, методам обучения, характеру взаимоотношений между участниками учебного процесса, формам его организации и коммуникативным процессам альтернативна системе обучения, сложившейся в рамках традиционной общеобразовательной школы. Если цель традиционной школы – дать ребенку прочные знания, умения и навыки объяснительно-иллюстративным методом, то цель развивающего обучения – организовать каждому ученику условия для самостоятельного развития, которые формируют желание и умение учиться. Знания, умения и навыки выступают в форме необходимого средства для достижения цели развивающего обучения.
Развивающее обучение – это проблемное обучение. Сегодня невозможно вести урок, не поставив перед учащимися проблему, которую в течение урока они должны решить. Именно поставленная проблема вызывает учащихся на откровенный разговор, на спор, на отстаивание своего мнения по тому или иному вопросу.
Всем известно, что ребёнок – это чистый лист бумаги, и наша задача нарисовать на этом листе то, что так необходимо каждой развивающейся личности. А каждый ребёнок – это уже личность.
Изучив свойства системы развивающего обучения, предпочтение я отдала следующим свойствам:
Самостоятельность
Учащиеся добывают знания сами, а я, как учитель, умело направляю их.
Многогранность
- формирую учащихся как свободную личность
- даю широкое представление о мире
Процессуальность
Ничего в готовом виде ребёнку не даю, так как всё должно познаваться в процессе деятельности учащихся.
Коллизии (разрешение противоречий)
Изучаемый вопрос ставлю крупным планом. Моя цель – умело столкнуть детей, вывести их на спор, в котором дети решают возникшую перед ними проблему, но при этом никогда не навязываю учащимся своего мнения. Я внимательно выслушиваю все их позиции и высказываю свою точку зрения по проблемному вопросу.
Вариативность
- все сомнения или незнания доказываются не одним учеником, а несколькими, то есть каждый высказывает свою точку зрения и доказывает её.
Основным элементом образовательного процесса в школе является урок.
Главное в обучении - сделать урок праздником мысли. Я стараюсь добиваться того, чтобы с моего урока дети уходили удовлетворёнными и на следующий урок шли с желанием.
На уроках обучающиеся всегда активны. Им не нравятся уроки, на которых они являются просто слушателями. Дети любят высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения, дополнять друг друга. Я часто создаю провокационные ситуации, вызывая учащихся на спор. Иногда высказываю мнение, которое абсолютно расходится с мнением ребят. Зная, что они по данному вопросу правы, обучающиеся приводят аргументы и доказательства, которые подтверждают их знания. Такие уроки неинтересными быть не могут. А ведь всем известно, что немалое значение имеет привитие обучающимся интереса к учению.
На уроках русского языка и литературы приучаю детей слушать учителя, отвечающих и самих себя. Для развития внимания учащихся позволяю себе написание слов и предложений на доске с некоторыми недочётами и даже с ошибками. Обучающиеся с огромным удовольствием исправляют все неточности, допущенные мной. Любимая фраза моих учеников: «Я могу доказать».
При подготовке к урокам, продумываю методы и формы, которые являются стимулом познавательного интереса обучающихся к предмету, повышают их активность на уроке, улучшают качество знаний.
Современная методика уделяет огромное внимание формированию и развитию творческих способностей обучающихся. В 5 классе ребята выполняют много творческих работ при изучении темы «Фольклор»: сочиняют сказки по пословицам, небылицы, загадки, считалки. Итогом этой работы является создание книжек – малышек.
В 6 классе ребята с удовольствием пишут баллады, басни, сочиняют мифы, киносценарии. Был составлен киносценарий по поэме М.Ю. Лермонтова «Беглец».
В старших классах провожу большую работу по написанию отзывов, рецензий на самостоятельно прочитанные книги. Много времени уделяю одному из художественных средств – сравнению.
Обучающимся очень нравится работа с текстом. Они самостоятельно определяют тему, идею, средства связи предложений в тексте, лексические, морфологические и выразительные средства связи, а также делят текст на композиционные части.
Для развития речи и логического мышления провожу большую работу над словом. Почти на каждом уроке русского языка провожу игры, которые называю «Минутка со словом». Вот некоторые из них.
Игра «Словолов» заключается в чтении слов по вертикали и горизонтали в любом направлении. Одно условие: все слова должны цепляться одно за другое. Результат игры: кто за 1 минуту запишет больше слов.
Игра «Найди слово». Обучающимся предлагается табличка с несколькими слогами. Ребята должны записать с этими слогами слова. Кто больше?
Например. Предлагается табличка со слогом мя. Учащиеся вспоминают и записывают
10 существительных, оканчивающихся на мя.
Игра «Составь логическую цепочку». Обучающимся предлагается составить слова из двух, трёх и более слогов. Условие: конец первого слова является началом второго, конец второго является началом третьего и т.д.
(Ки – но, но – ги, ги – ря, ря – ды, ды – ра и т.д.)
В своей работе использую методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся, вызывающие интерес к чтению. В связи с этим провожу ролевые игры, мини – экзамены, интегрированные уроки, уроки – практикумы, комбинированные уроки.
В старших классах использую формы работы, позволяющие обучающимся мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы. В связи с этим провожу уроки – лекции и уроки – семинары. В 10 классе был проведён урок по теме: «Базаров и мы» и «Нужны ли Чеховы России?». Такие уроки являются критерием оценки эффективности предыдущих уроков.
Так как конечный результат является критерием оценки эффективности урока, учебно – воспитательный процесс не может быть эффективным без проверки знаний и умений учащихся. С целью проверки ЗУН учащихся предлагаю различные формы контроля: различные виды диктантов, работа по индивидуальным заданиям, работа по карточкам и др.) Однако есть и другие виды контроля, очень эффективные – это работа с использованием перфокарт и тестов.
Тестовая проверка позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала и создаёт предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения.
Многолетний опыт показывает, что больших успехов можно достичь при организации групповых форм работы. Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений: умения вместе работать, учиться, творить, всегда иметь возможность прийти друг другу на помощь. Работу в группах организую следующим образом. На первом этапе предлагаю учащимся работать в групповом режиме: учитель – все учащиеся. Эта часть урока проводится эмоционально, интенсивно, охватывает короткий промежуток времени. На втором этапе предлагаю учащимся самостоятельную работу по карточкам, где указываю объём работы, необходимый для усвоения каждым учеником. Этот этап самый длинный по времени. На третьем этапе ученики работают в парах, где каждый имеет возможность обучать и контролировать. На четвёртом этапе от каждой группы выступает один ученик. Он отвечает на поставленный в начале урока вопрос, делает выводы. Считаю, что для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые таким образом становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Для привлечения всех учащихся к выполнению задания, использую КСО (коллективный способ обучения), который способствует формированию умений работать в коллективе. Класс делю на группы, назначаю лидера, который является моим помощником при оценивании ответов ребят. Такая работа была проведена при изучении романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Класс был разбит на группы, и в течение 6 уроков каждая группа работала по своей теме. Работа в группах завершается систематизацией и обобщением полученного материала.
Для повышения познавательного интереса учащихся к предмету литературы в 10 классе при изучении творчества Л.Н.Толстого использовала блочно – модульную (рейтинговую) систему, где знания учащихся оценивались баллами, а не традиционными оценками. Предварительно была разработана система оценок, исчисляемых баллами: присутствие на уроке, выступление на уроке, дополнения, выполнение домашнего задания, творческие индивидуальные работы и др.
Работа по рейтинговой системе повысила активность учащихся на уроке, так как ребята знали, что любое слово, любое выполненное задание, любая творческая работа будут оценены определённым количеством баллов, которые на заключительном уроке перейдут в оценку.
Формированием познавательного интереса обучающихся через развивающее обучение является личностно – ориентированное обучение. Важной особенностью таких уроков является взаимодействие учителя и учащегося. При личностно – ориентированном обучении предоставляю учащимся свободу выбора, т.е. ребёнок самостоятельно выбирает наиболее интересное для него задание по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявляет себя на уроке. При разработке таких уроков, я опираюсь на следующие принципы личностно – ориентированного обучения: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, веры, доверия и поддержки.
В 5 классе при изучении темы: «Лексика» предлагаю обучающимся оценить продук-тивность вербальной памяти с помощью свободных ассоциаций за небольшой промежуток времени. Обучающимся предлагается воспроизвести как можно больше слов, связанных с данной темой. Данная процедура по вербальному воспроизведению даёт учителю значительную информацию.
В 7 классе при изучении темы: «Наречие» выявила у ребят тип памяти (слуховой). Работу проводила в парах. Ученикам были предложены карточки с 10 словами по данной теме. С интервалом в 4 сек. между словами учащиеся зачитывали слова вслух своим напарникам. После 10 сек. перерыва напарник записывал запомнившиеся слова. По количеству воспроизведённых слов можно судить об объёме слуховой памяти. По моему мнению, эти уроки способствуют повышению качества обучения, усиливают «личностную сопричастность» каждого ученика к происходящему, формируют интерес к предмету.
Считаю, что важным и полезным способом обучения является введение игровых приёмов на уроке, так как создаётся эмоциональный настрой и личная заинтересованность каждого ученика в усвоении учебного материала. Были проведены следующие уроки: Деловая игра по русскому языку в 8 классе по теме: «Вводные слова», урок русского языка в 7 классе в форме игры «Кто хочет стать юным знатоком русского языка?» по теме: «Имя прилагательное», урок русского языка в 8 классе в форме игры «Космическое путешествие» по теме: «Причастный оборот», интеллектуальная игра по литературе в 9 классе. Игры использую на всех этапах урока.
В связи с модернизацией образования для более эффективного обучения применяю компьютерную поддержку. В 11 классе был проведён урок литературы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» по теме: «Семья как хранилище нравственности». Урок подготовлен с использованием мультимедио, на котором были обозначены основные вопросы изучаемого материала. Учащиеся, сопоставляя генеалогическое древо рода Мелеховых в начале и в конце романа, делали определённые выводы. В конце урока обучающимся был предложен тест.
Анализируя свою работу и работу своих учеников, считаю, что, формируя познавательный интерес обучающихся через развивающее обучение, я добиваюсь того, что большая часть моих обучающихся владеет знаниями, умениями, владеют навыками самостоятельной работы, умеет делать выводы и обобщать изученное. Об этом свидетельствуют результаты, которые показывают учащиеся моих классов. Успеваемость в классах стабильная, составляет 100%. В этом учебном году качество по русскому языку составило 64 % , по литературе – 78,2 %
Во Всероссийской предметной олимпиаде на муниципальном уровне обучающиеся моих классов занимают призовые места. Два года являются участниками областной олимпиады. Являются победителями и призёрами районных конкурсов авторских стихов и сочинений.
Я постоянно даю открытые уроки, как для своих учителей, так и для учителей других школ района. Отзывы по урокам всегда высокие. Вот один из них: «На протяжении всего урока учитель активизирует познавательную деятельность детей за счет разнообразных форм работы».
Развивающее обучение предъявляет довольно высокие требования к уровню профессиональной подготовки учителя. С одной стороны учитель контролирует выполнение учеником стандарта знаний, а с другой становится в позицию своеобразной исследовательской деятельности. Он должен научиться выделять показатели развития учебной деятельности учеников, оценивать ход их изменений, вносить соответствующие коррективы в свое взаимодействие с конкретными учениками и вновь проводить диагностику итогов такой коррекции. Наиболее адекватным способом, перенесенным в практику работы учителя из научных исследований, является наблюдение. Оно способно дать целостное представление о таком сложном явлении как формирующаяся учебная деятельность. Проведение и участие в семинарах, посещение курсов переподготовки, сотрудничество с институтом позволяет учителям, в том числе и мне, постоянно совершенствоваться.
Настоящий учитель по самому своему призванию навечно прописан в стране детства. Он там желанный, желанный всегда. Искусство педагога состоит в том, чтобы с высоты своей образованности и жизненной мудрости глубоко проникать в сложный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний, побуждать детей к познанию и действию, подвигать на добрые дела и поступки.
15