Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: Правописание корней -раст,-ращ,-рос
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Правописание корней –раст,-ращ,-рос.
Тема Правописание корней -раст-, - ращ-, рос
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты (УУД) Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия Чередование, корень
Решаемые проблемы Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?
Деятельностныйкомпонент урока Уметь:
- находить орфограмму ; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной
- пользоваться толковым словарем.
Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.
Эмоционально-ценностный компонент урока Знакомство с произведениями художественной литературы.
Оборудование ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный
момент
Эмоциональная,психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствие учащимся, проверка их готовности к уроку, создание благоприятного психологического настроя на работу.
Здравствуйте, ребята!
Вы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. 1
Мотивация к учебной деятельности Организация учебного процесса на этапе 1
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» Формулируют ответы на вопросы Слайд № 1
2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Организация учебного процесса на этапе 2
-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем)
Отвечают на вопросы учителя. 3
Выявление причин затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем)
РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИНапишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
О А
выросла растет
росли выращенный
Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике( стр 101). Насколько мы оказались правы? Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквыс т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О Обсуждают ситуацию, формулируют тему урока Слайды 2-4
4
Построение алгоритма выхода из затруднительной ситуации. Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную
корня:
в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –
В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)
2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.
слайд росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.
– Значение каких слов вам не совсем понятны?
. Словарно-орфографическая работа.
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)
Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2 Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь
Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль.
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? Обсуждают, анализируют, планируют пути достижения цели. Составляют план действий Слайд 5-7
5
Реализация построенного алгоритма
Физкультминутка - А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.
Делают вывод. Анализируют. Сопоставляют и обобщают Слайд -8
6
Первичное закрепление изученной темы Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
Орфограмму выделите, выбор объясните.
Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…слиВыступают с сообщениями Слайд 9-10
7
Самостоятельная работа с само- проверкой по эталону Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Организация учебного процесса на этапе 7
Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Наш замечательный город ____________ на берегу реки Волга.
Эти места удивляют богатой _______________.
Быстро ___________ на берегу палатки.
Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
Слова для справок: выр…сти, р…стительность, выр…сти, разр….сшийся, зар…сли, р…стенияПроверяя задание, учащиеся отмечают ошибки, выставляя себе оценку по шкале баллов.
Проводится анализ и исправление ошибок. 8
Систематизация и повторение полученных знаний Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 8
Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,
-раст-(-ращ-) -рос- исключения Другие корни
Заполняют таблицы, работают в парах. 9
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. Информация о домашнем задании 1Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
2 Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться. Записывают задание