Рабочая программа по географии 5 класс (учебник И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 2015 года протокол № 1
Председатель _______ М.Т. БазоеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Уровень образования (класс) основное общее образования, 5 класс
Количество часов 34
Учитель Шилина Ольга Валерьевна
Программа разработана на основе программы основного общего образования по географии: Рабочие программы. География. 5—9 классы : учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015.

Пояснительная записка.
Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012).
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»
Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»
Главная цель изучения предметной области «Общественно - научные предметы»:
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Общая характеристика курса географии
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс— география планеты, с 8 по 9 класс— география России.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Основными целями курса являются:
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему;

формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34ч(1 час в неделю),в 7,8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34  учебных часа для обязательного изучения географии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение предмета «География. Начальный курс» в 5 классе отведено 34 ч из федерального компонента. В соответствии с базисным учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса географии в 5 классе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.         
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты:
Учащийся должен уметь:
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение географических понятий в рамках курса - приводить примеры географических следствий движения Земли.
Содержание программы
и результаты изучения предмета география. Начальный курс. 5 класс
(1 ч в неделю, всего 35 ч,из них 1 ч— резервное время)
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ (5 Ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживойприроды. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическоеописание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистическийметод.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию.
КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ (5 Ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии.Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть основные способы изучения Земли в прошломи в настоящее время и наиболее выдающиеся результатыгеографических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разноговремени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (9 Ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн.Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни:благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты.
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (5 Ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.Ориентирование по звездам. Ориентирование по местнымпризнакам.
План местности и географическая карта. Изображениеземной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «планместности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображенииэлементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ (10 Ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горныепороды и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы.В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. СевернаяАмерика. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Водысуши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движениевоздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат.Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь наЗемле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу.Как сберечь природу?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горныепороды», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписыватьгеографические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока
п/п Тема урока Содержание Виды деятельности учащихся предметные универсальные учебные действия (УУД) Корректировка
метапредметныеличностные Раздел 1. Что изучает география (5 ч)
1.1. Мир, в котором
мы живем
Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки Регулятивные (Р) – определяют цели учебной деятельности
Познавательные (П) - умение работать с текстом, выделять в нем главное
Коммуникативные (К) – оформляют свои мысли в устной речи Учебно-познавательный интерес к географии 1.2. Науки о природе
Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии Р – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
П – умение работать с текстом, выделять в нем главное
К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах Учебно-познавательный интерес к географии 1.3. География— наука о Земле
Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением Р- определяют цель учебной деятельности
П - Работа с учебником и электронным
приложением, знакомство с презентацией
К – оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи Учебно-познавательный интерес к географии 1.4. Методы географических исследований.
Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод Давать определение понятию картография.
Называть методы географических исследований Земли.
Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний Р – определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления
П - слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.
К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.
1.5. Обобщение, контроль знаний по теме раздела
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии Р – определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления
П - умение работать с различными источниками информации.
К – оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи Понимание роли и значения географических знаний Раздел 2. Как люди открывали Землю (5часов)
2.1. Географические
открытия древности и Средневековья
Практическая работа № 1
«Имена на карте» Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Практическая работа № 1.
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия ПифеяР – уметь работать с различными источниками информации,
П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,
К - готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 2.2. Важнейшие
географические
открытия
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать ход путешествия Р - уметь работать с различными источниками информации,
П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,
К - готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 2.3. Открытия русских путешественников
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.
Р - ставить учебную задачу под руководством  учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.
П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений.
К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле 2.4. Открытия русских путешественников
Практическая работа № 2 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников».
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практическая работа № 2. Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Р - ставить учебную задачу под руководством  учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.
П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений.
К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний 2.5. Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Р – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
П – умение работать с текстом, выделять в нем главное
К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах Раздел 3. Земля во Вселенной (9часов)
3.1. Как древние люди представляли
себе Вселенную/ Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Р – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему
П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли 3.2. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной
Практическая работа «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года» Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, аргументировать собственную точку зрения Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли 3.3. Соседи Солнца
Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет Р – определять цель учебной деятельности
П – уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
К – отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее фактами Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний 3.4. Планеты-гиганты
и маленький
Плутон
Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфические черты планет Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
П - уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности
К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний 3.5. Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты Объяснять различия небесных тел Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
П - уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности
К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний 3.6. Мир звезд
Солнце. Многообразие звезд. Созвездия Называть крупнейшие звёзды и созвездия Солнце. Многообразие звезд. Созвездия
Р – уметь самостоятельно сформулировать тему занятия
П -уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
К – уметь организовать учебное взаимодействие в группе Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний 3.7. Уникальная
планета— Земля
Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.
П - уметь работать с различными источниками информации.
К – уметь оформлять свои мысли в виде устной и письменной речи Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений 3.8.
Современные
исследования
космоса
Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
П – уметь работать с различными источниками информации.
К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний 3.9. Обобщение
знаний по разделу
«Земля воВселенной»
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» Р -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
П – уметь работать с различными источниками информации.
К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5 часов)
4.1. Стороны
горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
П – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К - уметь участвовать в совместной деятельности Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека 4.2. Ориентирование на местности
Практическая работа № 3
«Ориентирование по компасу и местным признакам». Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Практическая работа № 3 Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.
П – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К - уметь работать с измерительными приборами Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека 4.3. План местности
и географическая
карта.
Практическая работа № 4 «Ориентирование по плану и географической карте».
Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практическая работа № 4 Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.
Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - овладеть умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.
К – уметь работать в группе и самостоятельно Осознание многообразия способов представления земной поверхности 4.4. Обобщение
знаний по разделу
«Виды
изображений
поверхности
Земли»
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Уроки 19 -21 Р - работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
К – уметь организовывать свою деятельность в группах, парах Уроки 19 -21 Раздел 5. Природа Земли (10 часов)
5.1. Как возникла
Земля
Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О Ю. Шмид та. Современные представления о возникновении Солнца и планет Называть различные гипотезы происхождения Земли. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,
П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П – уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
К - готовить сообщения и презентации Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты 5.2. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Практическая работа «Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых». Называть основные слои Земли, их функции Р – работать по составленному плану
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К - готовить сообщения и презентации Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли 5.3 Землетрясения
и вулканы.
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор Р - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
П - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
К - преобразовывать текстовую информацию в табличную.
Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения 5.4. Путешествие
по материкам
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия.
Антарктида. Острова Р -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К – уметь работать в группах и парах, готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. 5.5. Вода на Земле.
Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа «Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии» Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. Р - выдвигать версии решения учебной задачи
П - уметь работать с различными источниками информации. Структурировать учебный материал
К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей 5.6. Воздушная одежда Земли.
Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.
Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К - готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли 5.7. Живая оболочка
Земли
Понятие о биосфере. Жизнь на Земле Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.
Определять отличия биосферы от других оболочек Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К - готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) Понимание специфических черт живой оболочки Земли 5.8. Почва - особоеприродное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К – уметь высказывать свою точку зрения Понимать значение почвы в природе и жизни человека 5.9. Человек и природа Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К – оформлять свои мысли в виде письменной речи Понимание бережного отношения к природе 5.10. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
Итоговый тест Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» См. разделы курса Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
К - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль См. разделы курса Раздел 6. Резервное время
5.11. Резервное время:
Урок обобщения и контроля знаний по курсу "География. Начальный курс"
См. разделы курса Р - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
П - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
К - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его См. разделы курса Список практических работ
Примечание: практические работы проводятся согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования, письма МОН КК от 17.07.2015 г. № 47-10474/15-14, авторской рабочей программе.
№ работы Название практической работы Тема урока Примечание
1 «Имена на карте» Географические
открытия древности и Средневековья Оценочная работа.
2 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников» Открытия русских путешественников Оценочная работа.
Практическая работа «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года» Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней» 3 «Ориентирование по компасу и местным признакам». Ориентирование на местности Оценочная работа
4 «Ориентирование по плану и географической карте». План местности и географическая карта Оценочная работа
«Составление плана местности» Обобщение знаний по разделу «Виды изображений
поверхности Земли»
«Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых» Внутреннее строение земли «Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии» Вода на земле Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение предмета "География"
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем проводятся внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должно включает следующие типы средств обучения:
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, приборы системы глобального позиционирования;
- стенды для постоянных и временных экспозиций;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
-компьютер;
-мультимедиа-проектор;
-коллекция медиаресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
-выход в Интернет;
-комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
-библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
-картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических работ обучающихся
УМК «География. Начальный курс. 5 класс»
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
3. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н. И. Сонин, С. В. Курчина).
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.
Планируемые результаты изучения предмета «География»
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Контрольно-измерительные материалы
Формы контроля
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных,проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 5 класса составлен на основе обязательного минимума содержания среднего и основного образования, по таким темам как: «Что изучает география», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной», «Виды изображения Земли», «Гидросфера», «Природа Земли». В теме «Природа Земли» прежде всего, проверяется теоретических и фактический материал о форме, размерах и движениях планеты Земля, о составе, значении и основных характеристиках атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы всей географической оболочки. Формы контроля: практические работы, тематические тесты, итоговые тесты. Практические оценочные работы запланированы в каждой четверти. Тематические тесты возможно проводить после изучения каждой темы, на выполнение такого теста отводится 10-15 минут. На выполнение итоговых тестов 40-45 минут. Количество итоговых тесов - 4 (№1, №2, №3- первое полугодие. № 4 -годовой тест). Разрешается использовать атласы, калькуляторы, измерительные приборы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Оценка «5» - 90-100%, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50%
Источник: Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс / Составитель Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки;
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений;
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ
1. Оценка "5" ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух недочетов.
3. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
4. Оценка "2" ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
• или если правильно выполнил менее половины работы.
5. Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, еслиучеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
1. Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
2. Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно;
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.);
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
3. Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся;
На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома);
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами;
4. Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»);
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов);
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно);
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации);
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы;
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно;
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа;
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой;
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами;
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты;
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты;
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно);5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом;
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”;
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми;
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой;
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей естествознания и географии СОШ № 18
от ___________ 2015 года № 1
___________ _________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ О.В. Букеева
______________ 2015 года