Разработка занятия по первичной профилактике суицидального поведения несовершеннолетних


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская СКШИ VIII вида»
Первичная профилактика суицидального поведения несовершеннолетних
«Как аукнется, так и откликнется»
Авторская разработка
педагога-психолога Хозилкиной В.Н.
2015г.
Цель: Формирование умений и навыков позитивного восприятия жизни.
Задачи:
Образовательная: Объяснить смысл пословицы, её значение и влияние в усвоении правил поведения, расширить знания детей о пословицах.
Коррекционная: Учить детей управлять своими эмоциями, прививать навык преобразования негатива в позитив. Расширять словарный запас.
Воспитательная: Воспитывать умение и навык правильного, здоровьесберегающего общения с окружающими людьми.
Оборудование:
1.Компьютер.
2. Светящийся шарик.
3. Плакаты с пословицами.
4. Домик.
5. Говорящий Бурундучок.
6. Записки в домик.
7. Медальки – лица.
8. Карандаши красного цвета.
9. Мультфильм «Крошка Енот»
Возрастная категория: 10 - 13 лет
Методы:
1. Словесные (беседа, чтение и наглядный просмотр притч, медиадисскусия).
2. Наглядные ( мультфильм, презентация, говорящий бурундучок).
3. Практические (рисование, записки в домик).
4.Методы стимулирования:  поощрения, похвала, жетоны «молодец», медальки на каждого обучающегося.
Приемы: беседы, притчи пословицы, обсуждение, медиадисскусия, мульт фильм, презентация, бурундучок-повторяшка, рисование, записки в домик.

Ход занятия:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. (Ребята стоят в кружке)
Я принесла вам волшебный огонёк, с тем, чтобы поделиться с вами его светом. Рядом со мной (имя), и я передаю ему этот огонёчек, потому что… (Дети передают друг другу по кругу шарик, проговаривая причину «дарения». (Затем светящийся шарик, со словами, возвращается ко мне).
- А теперь садимся и начнём работать.
- По традиции за правильный ответ не забывайте брать жетон. (Только помните: у нас с вами честная игра).
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии? (ответы детей).
- А что вы можете рассказать об этом мальчике? (Ответы ребят: он постоянно сквернословил, обзывал ребят, дразнил животных. Наносил вред природе. С ним никто не хотел играть. Дети прогоняли его. Кошки царапали, а собаки пытались догнать и укусить.
- Прекрасный вывод, ребята! А что произошло после того, как Петя поссорился со всеми?
- Петя от обиды убежал на мельницу, где старый мельник объяснил ему, что не окружающий мир плох вокруг мальчика, а плох мир внутри его самого.
- После встречи со старым Петя всё понял и извинился перед теми, кого обижал. После этого мальчишки приняли его в свою компанию.
- закрепляю вывод детей: жить стало Пете интересно и весело!
-(Хвалю каждого за правильные ответы, дети берут себе жетоны).
- Какой вывод мы можем сделать, познакомившись с этой притчей?
-(Ответ детей: мы увидели, что как относишься к окружающим, так и окружающие относятся к тебе).
- Молодцы! Выберите пословицу, которая подходит по смыслу к нашему выводу.
- (Дети выбирают пословицу «Как аукнется, так и откликнется»).
В это время открываю тему занятия на доске «Как аукнется, так и откликнется».
- Давайте ещё раз хором её прочитаем. (Хоровое чтение пословицы).
- О значении этой пословицы у нас и пойдёт речь сегодня на занятии. Мы продолжим разговор о силе слова, о влиянии его на отношения между людьми.
- Ребята, мы с вами, к сожалению, редко придаем значение словам, особенно сказанным в минуту раздражения, усталости, в автобусной толкучке, на перемене в школе, и даже дома родителям, своим братьям и сёстрам, друзьям.
- Нам невдомёк, что от сказанных и услышанных в ответ слов и речей зависит наше настроение, самочувствие, здоровье и даже сама Жизнь!

- И в доказательство этих слов, сегодня я познакомлю вас с притчей, которая называется «Эхо».
- Пересказ притчи:
- Однажды маленький мальчик с отцом пошли в горы, чтобы отдохнуть вместе, и полюбоваться природой. Мальчик радовался общению с отцом, бегал и кричал. Вдруг, он обратил внимание на то, что кто - то вторит ему.
-Малыш решил поговорить с невидимым незнакомцем: «Эгей, крикнул он».
-«Эгей», - ответило ему Эхо.
- «Выходи на бой», - закричал мальчик.
- « Выходи на бой», - услышал он в ответ.-
- «Ты трус, ты слабак»,- ещё громче кричал парнишка.
- «Ты трус, ты слабак», - так же громко прокричал его собеседник.
- Я столкну тебя с горы!
- Я столкну тебя с горы!
- У мальчика испортилось настроение. Он обиделся, испугался и побежал к отцу. Почему он меня дразнит. Почему угрожает? Почему обижает меня? Спросил он.
- Отец ответил мальчику: «Это не эхо обидело тебя. Просто ты не правильно с ним разговаривал и оно отвечало тебе тем же»…. Попробуй поговорить с незнакомцем по-другому;
- Мальчик повернулся к горам и крикнул: «Здравствуй!»
- Здравствуй! Ответило Эхо.
- « Я рад нашему знакомству!», - прокричал малыш.
- « Я рад нашему знакомству», - послышался ответ.
- «Ты самый лучший!», - громко крикнул сын.
- «Ты самый лучший!», - тут же повторило Эхо.
- «Вот видишь, сынок, как важно правильно общаться с окружающими.
- И так, о чём говорится в этой притче? (Ответы ребят).
- Чем был занят мальчик? (Ответ ребят).
- Совершенно верно! Правильно мыслишь!
- За что мальчик обиделся на Эхо? (Ответы детей).
- А вдумайтесь хорошенько: Эхо дразнило мальчика, или просто передразнивало?
- ответ: «Передразнивало»
- Правильно, молодец!
- А какой пример показал ему отец?
- Ответ: Отец научил мальчика говорить позитивно.
- Отлично!
- Вспомните: какие хорошие слова потом мальчик кричал «ЭХУ?».
- Он поприветствовал Эхо и оно его тоже поприветствовало. Потом он, Крикнул: «Ты самый лучший!
- И эхо повторило его слова.
-Хвалю отвечающих за комментарии и они берут жетоны.
-Ребята, какой вывод можно сделать?
-Отвечают.
- Хвалю и напоминаю о жетонах.
-Давайте ещё раз хором проговорим: (говорят пословицу)
«Как аукнется, так и откликнется»
-Отлично!
- Теперь вы все вместе будете моим эхом. Но повторять будете не только слова и слоги, но и движения.
Физкультминутка «Повторяем за мной».
Хождение качание и подпрыгивание на стуле.
Произношение слога «ПА».
Движения кистями рук и голеностопами.
К нам в гости сегодня пришёл Бурундучок-повторяшка, он не говорит сам, но умеет повторять. Хотите с ним поиграть? Попробуем?
(Хвалю смельчаков и они берут жетончики). Правда интересно? Что мы ему говорим, то и получаем в ответ, как в нашей пословице:
«Как аукнется, так и откликнется».
- А сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм «Крошка Енот».
- Чему учит нас этот мультфильм?
- ( Ответы детей).
- Вывод: Как относишься к окружающим , так и они относятся к тебе. Как аукнется, ….. (дети заканчивают пословицу).
- Ребята, а вы хотите узнать, что спрятано на столе?
-Ответы детей. (Открываю домик).
А теперь давайте посмотрим, что же хранится в волшебном домике. Ребята достают трубочки, разворачивают.
- Кто мне ответит: Что можно составить из этих слов?
- Дети составляют пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
- Молодцы.
- Пришла пора подсчитывать жетоны. (Ребята называют количество). У кого самое большее число?
- Ты сегодня МОЛОДЕЦ! Давайте скажем ему это хором.
- Молодцы сегодня все ребята! И давайте мы друг другу поаплодируем.
- Вывод: Я хочу, чтобы вы запомнили на всю жизнь, что нужно уметь правильно говорить, по доброму общаться, почаще улыбаться, чтобы получать в ответ такое же доброе отношение и доброе обращение к себе! - (Релаксация) «Дорисуй губы».
- По вашим рисункам я поняла, что вы правильно усвоили этот урок и в дальнейшем будете всегда помнить: как вы будете относиться к людям, так они будут относиться к вам. От этого ЖИЗНЬ будет лучше и интересней.
- Всем спасибо за работу. На память я вам дарю эти медальки.
- И снова шарик по кругу со словами - пожеланиями
- Молодцы! Занятие окончено.

Литература
Т.Д. Зинкевич Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» Изд. «Речь» С – Петербург 2001
А.Родионова, М.А. Ступницкая, О.В.Кардашина «Я и другие» Тренинги социальных навыков Изд.Академия развития, Академия Холдинг.Ярославль2004
Т.А.Шишковец «Осложнённое поведение подростков» Изд Москва2006
О.В.Хухлаева «Основы психологического консультирования и психологической коррекции» Изд Академа Москва 2001
«О мерах профилактики суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86
Интернет – ресурс:
-http://www.brsu.by/div/suitsidalnoe-povedenie-priemy-preduprezhdeniya
- https://jukina.wordpress.com/sui/