Современные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении


HYPERLINK "http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/108-documentation-of-the-social-teacher-in-school/1386-sovremennye-soczialnye-texnologii-raboty-s-detmi-i-semyami-naxodyashhimisya-v-soczialno-opasnom-polozhenii" Современные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении на примере СПС МБОУ СОШ №2
 
Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей - одно из важнейших направлений воспитательной работы нашей школы.
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально- средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и ребенок т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную. Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность.Основными направлениями работы социально-психологической службы с семьей являются:- диагностическое;- коррекционное;- профилактическое;- просветительское;- консультативное.Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей:- беседа;- наблюдение;- патронаж;- тренинги;- консультации;- диагностика;Работа социально–психологической службы с семьями проводится поэтапно.Сигналом к началу действия становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Важно настроить родителей сотрудничать со специалистами СП службы, установить контакт с семьей. Если при посещении членов семьи не оказалась дома, оставляем письменное приглашение на беседу . После знакомства с семьей проводится социальное расследование.Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи, посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям.По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи. Предлагаем схему работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
left0
Работа с семьей организована в тесном сотрудничестве с администрацией школы, СП службой, кл. руководителем, инспекторами пдн, и кдн и ЗП, учреждения здравоохранения, ЦСПСД, социальным приютом для детей и подростков, департаментом образования. На заключительном этапе работы с семьей возможны два пути:– отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин неблагополучия;- признание детей нуждающимися в государственной защите, помещение ребенка в детский социальный приют. Специалистами СП службы определены несколько моделей организации работы с дисфункциональными семьями.Диагностическая - основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т.е. диагностика системы " семья - дети". Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем.Педагогическая - базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы - ребенок. Вместе с родителями анализируем ситуацию, намечаем программу по повышению педагогической компетенции родителей, ориентируясь на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Методы повышения педагогической компетенции родителей: лектории, тренинги, выступление узких специалистов /инспектор ИДН, психолог, методист отдела образования/, проведение тематических недель.Социальная - используем в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, привлекаем органы социальной защиты, опеки и попечительства.Медицинская - предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка и членов семьи во взаимодействии с органами здравоохранения.Психологическая - используем, когда причины неблагополучия семьи лежат в области общения. Анализируем ситуацию, проводим диагностику семьи, тренинги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций.Семьи и дети, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.
III. Взаимодействие с семьёй может осуществляться на двух уровнях:
Индивидуальном
Коллективном
При этом исходным и решающим является индивидуальный уровень работы с семьёй. Он предполагает целенаправленное влияние на семью с учётом её конкретных особенностей и осуществляется последовательно и в чёткой системе с использованием методики контактного взаимодействия. Формы работы с семьёй: 
Индивидуальная (педагог социальный СПЦ, инспектор ИДН, КДН, классный руководитель , педагог-психолог и педагог социальный учреждения образования и т.д. ).
а) Психолого-педагогические консультации:
Ответственность семьи за воспитание детей 
Как стать хорошими родителями.
Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка.
Детско-родительские конфликты и их разрешении.
б) Педагогические поручения:
Организация домашнего учебного труда
Режим дня ребенка в семье
Организация труда в семье
Семейный праздник
Профилактика заболеваний у детей
Знакомство с друзьями ребёнка и т.д.
Коллективная:
а) Школьные (классные) родительские собрания.б) Лектории для родителей:
«Искусство понимать друг друга»
«Мамины руки самые добрые» и т.д.
в) Встречи за круглым столомг) Вечера вопросов и ответовд) Педагогические практикумы:
«Какой у вас ребенок» 
«Какой вы родитель» 
е) Диспуты и деловые игры Семья- это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка- чтобы его любили таким, каким он есть. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития. Наш девиз: «Семья для ребенка- ребенок для семьи».