Конспект открытого урока по теме: Наше питание. Пищеварительная система
Урок окружающего мира в 3 классе «В».
Урок изучения новых знаний по теме:
«Наше питание. Пищеварительная система».
Автор учебника: А.А. Плешаков
Учителя начальных классов МБОУ «Лицей №136» Рычкова Н.А.
Тема: Наше питание
УМК: «Школа России»
Класс:3 -В
Цели: формирование первоначальных знаний о правильном питании и пищеварительной системе человека.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами; повторить с детьми правила правильного питания;
Развивающая –
Личностные УУД осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
Регулятивные УУД Ученик развивает навыки: принимать и сохранять заданную учебную цель, учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале, взаимодействовать с учителем и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД Ученик учится: обобщать полученные знания, осознанно составлять речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД Школьник учится: слушать собеседника, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Воспитательные - воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
Знать: органы пищеварительной системы и механизмы их работы
Уметь: применять полученные знания на уроке, в жизни.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационного питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование:
- учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;
- авторский медиапродукт: презентация Microsoft PowerPoint «Наше питание. Органы пищеварения»;
- карточки с заданиями, с тестами;
-А. А. Плешаков Окружающий мир 3 класс 1 часть, М. "Просвещение" 2013.
Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, компьютер.
Используемые источники:
Интернет страница – Википедия - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Видео «Механизм работы пищеварительной системы»
Формы работы: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.
Технологическая карта изучения темы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Комментарии к уроку (формируемые УУД)
1.Создание
эмоционального
фона урока
(организационный момент).
Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям.
Долгожданный дан звонок-
Начинаем мы урок!
Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Дети выполняют движения
2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
1) фронтальный опрос.
2) индивидуальная работа, тестовый опрос учащихся.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел учебника мы начали изучать?
Вспомогательные вопросы:
1.Из чего состоит скелет человека? Какое значение имеют кости?
2.Какую роль выполняют мышцы? Как они работают?
3.Почему важна правильная осанка? Как выработать правильную осанку?
4.Что изучает наука анатомия, физиология?
5. Какие органы чувств знаете?
( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания)
Микроитог: я вижу, вы у меня молодцы и все знаете, поэтому я думаю, что у вас не возникнет трудностей при выполнении следующего задания.
Перед вами лежат тесты. Ваша задача внимательно прочитать вопрос и выбрать один единственно верный ответ. Время выполнения 5 минут. Будьте внимательны!
Ребята, время вышло!
А я потом проверю, как вы оценили свои знания и силы.
Интерактивная игра «Проверь себя»
Коммуникативные УУД:1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
- формируем умение работать с тестами
3. Сообщение темы и цели урока.
1) вводная беседа, кластер к слову: питание.
2) целеполагание и мотивация
4. «Открытие» нового знания
1) беседа
2)Работа по учебнику «Окружающий мир» стр 138
Слайд № 1.
3) Просмотр видео «Механизм пищеварительной системы»
4) Проверка:
Работа на листочках (для каждой группы)
5) Работа с памяткой.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание
7. Итоговая рефлексия.
Учитель загадывает загадку:
Чтоб здоровым быть, учтите вы заранее,
Что всем необходимо полезное ПИТАНИЕ
творог
имбирь апельсин
пшено изюм
ПИТАНИЕ ежевика
Рацион еда перекус пища
продукты
Что такое рацион? ( Нахождение значения в словаре Ожегова)
-Для чего человек должен есть? (Для того что бы ходить, бегать, дышать, играть, работать - в общем чтобы жить.)- Может ли человек обойтись без пищи? (только в течение 30-40 дней )- Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить? (о нашем питании).
- Итак, мы с вами будем сегодня говорить на уроке о питании и проведем небольшие исследования с продуктами, и сделаем вывод: как правильно питаться, чтобы быть здоровым;
- Все живые существа питаются.
- Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа).
- Чем питаются животные? (Растениями и другими животными)
- Чем питается человек? Что значит правильное питание?
- Человеку нужна пища – как растениям вода.
- Может ли человек обходиться без пищи? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете? (ответы детей)
Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 30-35 дней он умрет.
- Сколько раз в день должен есть человек?
( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)
- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)
- Скажите, на какие 2 группы можно разделить продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)
- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?
(потому что ее дают животные)
- Какую пищу называют растительной?
( Пища, которая получена из растений)
- Но как, же понять, полезен продукт или нет?
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.
- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.
1. Чтение статьи в учебнике стр 138
ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ:
На столах у детей наборы продуктов, которые они обследуют и составляют диаграммы по питательным веществам.
Белки - вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.
- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?
Жиры - вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузе, подсолнечнике.
Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?
Углеводы - вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.
Витамины – это источники жизни.
- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)
- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
- Слово «витамин» придумал американский ученый биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Известно более 25 видов витаминов.
Витамин – источник жизни.
Витамины - содержатся в овощах, фруктах и ягодах.
Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.
Микроитог:
Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.
Физминутка.
Посмотрите вокруг – найдите картинки «продукты», в которых содержатся больше всего белков – повернитесь к ним и похлопайте; повернитесь к «продуктам», в которых больше всего жиров – потопайте; найдите «продукты»-углеводы – попрыгайте; и найдите продукты «витамины» - поднимите руки и помашите ими.
Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем.
- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? - На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.
- Итак, посмотрим на видео, как это происходит.- Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень и поджелудочная железа. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь, а поджелудочная железа туда же выделяет поджелудочный сок, который также нужен для переваривания пищи. В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Не переваренные остатки выносятся в прямую кишку и удаляются из организма.
- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения.
1 группа: Укажите стрелками
части пищеварительной системы.
2 группа: Подпишите органы пищеварения.
3 группа: Вам нужно вырезать и последовательно приклеить «органы пищеварения», по которому проходит наша пища.
4 группа: Рассказать чудесный путь прохождения и превращения нашей пищи на манекене.
Итог: дома с родными поделиться этой информацией.
- Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший у мальчика был обед? Почему? Какие блюда предложите вы? (ответы детей)
- Для того, чтобы быть здоровым необходимо выполнять следующие правила питания:
правила питания (дети читают)
Нужно стараться есть разнообразную пишу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
- Можете ли вы добавить какие-нибудь свои правила? Ваше мнение. (Если затрудняются, говорю о вреде питания в транспорте, при чтении, в классе. Для этого есть столовая в школе, где можно помыть руки. В транспорте нужны влажные салфетки)
Какой вывод мы можем сделать? (помнить и выполнять эти правила)
Зачем нам в жизни необходимо все знать о питании?
Где мы можем применить свои знания?
Составить и красиво оформить меню правильного питания для незнайки на завтрак, обед и ужин.
Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке: на разносе лежат фрукты и конфеты. Подойдите и возьмите тот продукт, который по вашему мнению, более полезен.
Я благодарю Вас за урок!
Межпредметные умения: связывать и обобщать между собой предметные знания.
Дети отгадывают загадку.
- формируем умение определять цель своей работы.
Дополняют ответы друг друга.
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
2) формируем умение слушать и понимать других.
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Дети обследуют продукты и составляют диаграммы (в виде цветных квадратиков) каких питательных веществ больше в этих продуктах.
Один из детей выступает с сообщением.
Регулятивные УУД
Выполняют проверку
- формируют умение осуществлять личностную рефлексию
Личностные УУД
Каждая группа читает памятку и дополняет своими советами.
Познавательные УУД