Открытый урок по математике для 6 класса «Умножение обыкновенных дробей»
Пояснительная записка
Курс: математика
Тема урока: Умножение обыкновенных дробей
Класс: 6
В работе учитель использует Рабочую программу по математике, разработанной им самим на основе Примерной программы учебных материалов по математике для 5-6 классов, автор В.И.Жохов. Издательство «Мнемозина» , 2010г.
Используется учебник: Н.Я .Виленкин Математика-6, издательство «Мнемозина», Москва 2011г.
Раздел учебника: Умножение и деление обыкновенных дробей
Этапы урока:
1.Вступительное слово учителя. 2 мин.
2. Устная работа. 10 мин.
3. Решение задач. 16 мин.
4. Практическая работа. 7 мин.
5. Подведение итогов. 2 мин.
6. Домашнее задание. 3 мин
Во время урока используются:
компьютер, проектор, экран, плакат, набор задач, модели геометрических фигур.
В результате урока осуществляются следующие его цели:
1) развитие умений и навыков учащихся при умножении дробей, вырабатывание навыков решения задач на умножение обыкновенных дробей, показ практического применения умножения дробей в реальной жизни;
2) развитие логического мышления, интереса к предмету, творческих способностей учащихся, расширение кругозора, привлекая интересные факты из других областей знаний;
3) воспитание аккуратности, самостоятельности, трудолюбия.
Тема: «Умножение обыкновенных дробей.»Цели урока: 1) развитие умений и навыков учащихся при умножении дробей, вырабатывание навыков решения задач на умножение обыкновенных дробей, показ практического применения умножения дробей в реальной жизни;
2) развитие логического мышления, интереса к предмету, творческих способностей учащихся, расширение кругозора, привлекая интересные факты из других областей знаний;
3) воспитание аккуратности, самостоятельности, трудолюбия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, плакат, набор задач, модели геометрических фигур.
План урока.
1.Вступительное слово учителя. 2 мин.
2. Устная работа. 10 мин.
3. Решение задач. 16 мин.
4. Практическая работа. 7 мин.
5. Подведение итогов. 2 мин.
6. Домашнее задание. 3 мин.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов А.Н.Крылова: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». То есть сегодня на уроке мы будем заниматься не просто умножением дробей, а рассмотрим, как данная тема находит своё применение в реальной жизни.
2. Устная работа.
1) Сократите дроби. Используя найденные ответы и данные рисунка, заполните буквами пропуски и прочитайте слово.
Мамиллярия- это разновидность кактусов, родиной которых являются горные засушливые районы Мексики. Эти кактусы имеют шаровидный стебель. Цветы некрупные, красного, розового, жёлтого или белого цвета. Они расположены веночками на верхушке кактуса.
2) «Человек есть дробь. Числитель- это достоинства человека; знаменатель- это оценка человеком самого себя».
Узнайте имя автора данного афоризма, учитывая, что значение числового выражения в пункте «б» совпадает с одним из найденных корней уравнения в пункте «а».
а) А.С.Пушкин Л.Н.Толстой Аристотель
- Х= Х: = Х-=
Х= Х= Х=
б) 7**
3) В странах Юго-восточной Азии есть растения с удивительными плодами. Из них можно приготовить обед из нескольких блюд. Если поджарить ломтики незрелого плода, то получится блюдо, напоминающее наш картофель. Из полуспелых плодов обычно готовят десерт- пудинг. А мякоть спелого плода - готовое к выпечке тесто, из которого получаются булки, по вкусу напоминающие ржаной хлеб. Научное название дерева с такими плодами - артокарпус. Иногда его называют хлебным деревом. Однако в повседневной жизни для него используют другое название.
Узнайте его. Для этого выполните вычисления и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
У * Т 32*
Р * Ф 27*
К * Д 0.5*
Е *6 Ж 0.6*
0.3 2.4
0.25
Продолговатые плоды артокарпуса поражают своими размерами. Найдите значения выражений и узнайте эти размеры.
Масса плодов (кг): *45+25,5
Длина плодов (см): (*+8,4)*10
Диаметр плодов (см): 72,5-45*
3. Решение задач.
1) Прежде чем приступить к решению первой задачи (список задач находится у каждого ученика на парте), посмотрим небольшой сюжет о восстании Спартака. (Включается диск с записью восстания Спартака.)
В 73г. до н.э. Спартак и около 70 его последователей восстали. Кроме Спартака, лидерами восстания были Крикс, Эномай, Каст и Гай Ганник. Захватив ножи на кухне школы гладиаторов и оружие в её арсеналах, восставшие бежали в кальдеру Везувия около Неаполя. Там к ним присоединились рабы с плантаций. Группа грабила и разоряла округа, хотя Спартак, вероятно, прилагал все усилия ,чтобы усмирить их. Его ближайшими помощниками стали гладиаторы из Галлии Крикс и Эномай. Со временем число восставших пополнялось новыми беглыми рабами, пока, по некоторым утверждением, размер армии не достиг 90000.
Число рабов по отношению к свободным гражданам Рима в то время было велико, что делало их всеобщее восстание серьёзной угрозой республике.
Сенат отправил претора Клавдия Глабра всего лишь с 3000 неопытными рекрутами набранными в армию. Они перекрыли пути, но Спартак со своими людьми, используя верёвки из виноградной лозы, спустился по другому крутому склону вулкана, зашёл к правительственным отрядам с тыла и обратил их в бегство.
Такое яркое событие, как восстание Спартака, определило создание целого цикла задач, объединённых одной темой. Вот одна из них. В условие задачи заложены только достоверные исторические факты.
Задача №1.
Чтобы спуститься с Везувия, спартаковцы сплели лестницу, 875 метров которой были сделаны из пеньковых верёвок. Часть лестницы, выполненной из ивовых прутьсоставляла 20 %от длины верёвочной части, а остальные 321 метр сделаны из виноградных лоз. Какова длина всей лестницы?
Решение.
20%=20/100=1/5
1) 875* 1/5 =175(м)- лестницы из ивовых прутьев.
2) 875+ 175+ 321= 1371(м)- длина всей лестницы.
Ответ: 1371 метр.
Мы живём в сельской местности. Практически все семьи имеют земельные участки. Поэтому хочу предложить вам задачу следующего содержания:
Задача №2.
Длина земельного участка 45 метров, а ширина составляет 4/9 от длины.
а) Сколько метров сетки потребуется, чтобы огородить участок?
б) Какова площадь этого участка?
в) Сколько квадратных метров занято ягодными кустами, если под них отведено 14 всей площади?
Решение.
а) 45*4/9 =20(м)- ширина земельного участка
( 45+20)*2=130(м)- потребуется сетки, чтобы огородить участок
б) 45*20=900(кв.м)- площадь участка
в) 900*1/4 =225(кв.м)- занято ягодными кустами
Ответ: 130м, 900кв.м, 225кв.м.
4. Практическая работа.
1) Изготовить модель прямоугольного параллелепипеда или куба.
2) Записать формулы, по которым находится объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
V =авс V=а3
3) Измерить длину, ширину и высоту параллелепипеда или ребро куба.
4) Вычислить объём.
5. Подведение итогов.
1) Сдать практическую работу.
2) Выставить оценки за урок.
6. Домашнее задание.
Учащиеся выбирают задание по желанию.
1) Измерить длину, ширину и высоту своей комнаты. Вычислить её объём.
2) Составить задачу на умножение обыкновенных дробей. Сюжет задачи взять из реальной жизни - из газет, объявлений, документов и т.д. Решить составленную задачу и проиллюстрировать.