Конспект урока по математике на тему Положительные и отрицательные числа (6 класс)


Отрытый урок по математике в 6 классе на тему: «Положительные и отрицательные числа»
Подготовил: учитель по математике и физике
Ширшова Наталья Александровна
2017г.Цель: обобщить ранее изученный материал, систематизировать знания, умения и навыки при решении различных заданий.
Задачи:
Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.
Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
Развивать логическую смекалку, творческое мышление.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся с использованием ИКТ.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с тобой повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные нами на предыдущих занятиях.
А теперь в своём журнале наблюдения – рабочий тетради – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».
Устная работа.
В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитай его.
«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите» (Слайд 2)
Мы с тобой уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как ты думаешь?
{Да}
Поможем?
{Да}
Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания.
Ответим на несколько вопросов. (Слайд 3)

Скажите, пожалуйста какое перед нами число?
{Число – 32}
Как называется это число?
{Это число отрицательное}
А где расположено это число на координатной прямой?
{Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}
А какие числа называются отрицательными?
{Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}
Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной?
{Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}
Назови два целых соседних с данным числа.
{- 31 и – 33}
А какое число будет противоположно данному?
{Число 32}
А какие числа называются противоположными?
{Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}
Чему равен модуль данного числа?
{Модуль данного числа равен 32}
А что называется модулем числа?
{Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}
Ну что ж с заданием мы справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.
Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.
Выполним следующее задание: Расставь синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания. (Слайд 4)
2,3 - 1120,1 5
- 7 313- 8 - 3,5
1025- 4,2 1,4 - 234А теперь проверим, что у тебя получилось.
{Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; - 234; - 112Красные: 1025; 5; 313; 2,3; 1,4; 0,1}
Молодец. С этим заданием ты справился.
Теперь посмотрим на слайд, на нём мы видим схему, по которой нужно найти значение выражения. (Слайд 5)

Проверим твой ответ.
{Ответ: 28}
Историческая справка.
Сейчас сядь поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.(Слайд 6-9)
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.
Совершенно по-другому относились к отрицательным числам древнеиндийские математики: они признавали существование отрицательных чисел, но относились к ним с некоторым недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.
Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX века. Была создана теория, по которой мы сейчас и изучаем отрицательные числа.
Скажи, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как ты думаешь?
{Ответы учащегося}
Ну вот, мы восстановили еще немного информации об отрицательных числах.
Практические задания.
Все научно-исследовательские институты решают задачи, которые потом применяются на практике. Сейчас мы тоже решим несколько задач, в которых увидим, где применяются отрицательные числа. (Слайд 10-11)
Задача 1. Птица клест–еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35°С в гнезде температура не ниже 14°С. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?
Решение.
Чтобы определить на сколько температура в гнезде больше, чем температура воздуха, нужно от 14 отнять – 35.
14 – (- 35) = 14 + 35 = 49°С – температура в гнезде больше.
Ответ: на 49°С.
Задача 2. Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С, пчелы – выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?
Решение.
Чтобы найти на какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу – 7,8 прибавить число 1,4.
– 7,8 + 1,4 = - (7,8 – 1,4) = - 6,4 °С выдерживают пчелы.
Ответ: - 6,4°С.
Молодец. С этим заданием ты тоже справился.
Тестовая работа.
Руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.
Перед тобой слайд с тестовым заданием. В этом тестовом задании тебе нужно выбрать правильный вариант ответа и записать его в тетради.
Готов? Тогда начинаем.(Слайд 12)

Время закончилось. Теперь проверим, что у тебя получилось.
Итог урока.
Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах.
Выставление оценки за урок.
VIII. Домашнее задание. (Слайд №13)
п.26-п.30. №885,№973,№994, придумать кроссворд по теме «Положительные и отрицательные числа»