УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ ТЕМА: ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
урок математики в 4 классетема: Письменное деление многозначного на однозначное число
Цель: сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
Задачи: актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приёмы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком; развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь; развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.Ход урока
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте.
Все ль в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5». (слайд 2)
II. Устный счёт.
1. Решите примеры (слайд 3).
80 – 84 : 1454 : 18 + 42
96 : 24 · 938 + 90 : 15
820 – 5 · 12 + 40910 : 70 · 2
2. Переведите (слайд 4)
18 т 4 ц = … кг
5 км 5 м = … м18 дм2 = … см2
28 ч = … сут … ч
43 дм = … см
12 м2 = … дм2
3. Выразите в минутах: (слайд 5)
Выразите в килограммах:
III. Работа над новым материалом.
Перед тем как объяснить новый вычислительный прием, учитель должен вспомнить с учащимися аналогичный случай деления трехзначного числа на однозначное.
Вспомним, что такое алгоритм действий? (слайд 6)
Учитель. Вспомним алгоритм действий деления трехзначного числа на однозначное (слайд 7)
Надо разделить 456 на 8. 4 сотни нельзя разделить на 8 так, чтобы в частном получились сотни. Поэтому берем 45 десятков – это первое неполное делимое, значит, в записи частного будет две цифры. Разделю 45 десятков на 8, получится 5 – столько десятков будет в частном. Умножу 5 на 8, получится 40 – столько десятков разделили. Сравниваю остаток с делителем. 5 меньше, чем 8. Образую второе неполное делимое – 56. Разделю 56 на 8, получится 7 – столько единиц будет в частном. Умножу 8 на 7, получится 56 – столько единиц разделили. Вычту 56 из 56, получится 0. Деление окончено. Читаю ответ: 57.
Учитель. Ребята, многозначное число делится на однозначное аналогично. Посмотрите решение и объяснение к нему примера 4 319 : 7 (слайд 8)
Учащиеся знакомятся в учебнике с записью решения примера, читают начало объяснения и продолжают его.
Для закрепления полученных знаний ученики решают под руководством учителя примеры из задания 393.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа оглянись
Раз – и вверх
Два – и вниз
На соседа оглянись
Будем дружно мы вставать
Чтоб ногам работу дать
раз - присели, два – поднялись
Кто старался приседать
Может дружно отдыхать
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
После чтения задачи 396 учитель помогает учащимся записать краткое условие в виде таблицы, а потом дети решают самостоятельно. (слайд 9)
1) 18 · 5 = 90 (стр.) – за 5 дней
2) 150 – 90 = 60 (стр.) – осталось после 5 дней
3) 60 : 20 = 3 (д.) – читал по 20 страниц
4) 5 + 3 = 8 (д.)
О т в е т: за 8 дней ученик прочитает повесть.
2. Решение примеров.
Для самостоятельной работы учащимся можно предложить решить примеры (слайд 10). Ответы (слайд11).
V. Геометрический блок
Дополнительныевопросы (слайд 12)
1.Что такое периметр?
2.Как проверить деление?
3.Как найти неизвестную ширину, если известна площадь и длина?
4.Что называется см2?
= 8см, b = 5см. площадь-?Площадь = 35 см2, = 7см, b = ?VI . Итоги урока. Рефлексия. (слайд 13)
Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
Что удалось…
- Научились находить первое неполное делимое?
- Научились определять количество цифр в частном?
- Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
Надо ещё поработать…
VI I.Самооценка учебной деятельности. (слайд 14 )Домашнее задание: 396,397. (слайд 15 )