Конспект урока по математике для 3 класса Многозначные числа

Конспект урока по предмету «Математика» (Л.Г. Петерсон)
для 3 класса на тему:
«Многозначные числа»
Задачи:
1. Учить правильно читать и записывать многозначные числа в пределах 12 разрядов; различать классы, разряды, разрядные единицы.
2. Повторить алгоритм сложения в пределах 1000, умножения на двузначное число в столбик; вычерчивание отрезков.
Ход урока
Организационный момент
- Прочитайте стихотворение, о чем оно:
Великая радость - работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работая без лишнего счета –
Все счастье Земли - за трудом!
Как вы понимаете это стихотворение?
Назовите самое большое число, с которым мы уже успели познакомиться. (Тысяча.)
Что вы знает о числе тысяча?
Сегодня мы расширим наши знания о натуральном ряде чисел. Но сначала вспомним то, что нам очень поможет усвоить новый материал.
II. Актуализация знаний
Счет (хором или по цепочке) от десяти до 200. Счет сотнями до тысячи.
- Сколько в тысяче сотен? (10)
Назовите разряды числа 92; 926; 296; 692. (сотни, десятки, единицы)
Что является основой перехода из одного разряда в другой? (Десять единиц каждого разряда образуют одну единицу следующего, большего разряда.)
Как выразить трехзначное число в разрядных счетных единицах? Представьте число 889 в виде разрядных счетных единиц. (889 = 8 сотен 8 десятков 9 единиц.)
Представьте числа 596, 507 в виде разрядных единиц.
Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых:
999 = 9 ... + 9 ... + ...;
708 = 7 ... + ...;
845 = 8...+4 ... + ...
- Установите последовательность и продолжите ряд:
9, 98, 987, 9876, ... (95765, 987654, 9876543, 98765432 ...)
Прочитайте числа.
Что вы заметили в записи этих чисел?
Какие числа вызвали затруднение при чтении?
III. Постановка темы урока
- Основная задача нашего сегодняшнего урока - научиться читать и записывать числа больше тысячи - многозначные числа.
IV. Знакомство с новым материалом
- Вы знакомы с таблицей классов и разрядов в пределах тысячи. На доску вывешивается таблица:
Класс тысяч
Класс единиц

сотни
десятки
единицы
сотни
десятки
единицы








Назовите первый класс. Второй класс.
Сколько разрядов в каждом классе? Назовите их.
Назовите самое большое трехзначное число. (999.)
Какое число следует за ним? Как его обозначить в таблице? (1000 - одну единицу ставим в разряде единиц тысяч, в остальных разрядах справа ставим нули.)
Мы получили самое маленькое четырехзначное число. Предлагаю единицу переставить в следующий разряд - десятков тысяч, и получить самое маленькое пятизначное число. Что надо добавить? (Нуль в разряде единиц тысяч.)
Как прочитать получившееся число? Обратите внимание, что после слова «десять» мы должны добавить «тысяч».
Что получим, если возьмем 10 десятков тысяч? (Получим сотню тысяч.) Прочитайте это число.
Как вы думаете, что получится, если взять 10 сотен тысяч? И как показать это число на нашей таблице? (миллион)
Дети предлагают добавить разряды слева. Если дети не скажут, что надо добавить класс миллионов и класс миллиардов. Если нет - предложить узнать название следующих классов по учебнику - с. 59. Далее работа продолжается по тому же сценарию.
После этого учащиеся упражняются в выставлении и чтении чисел по таблице: учитель диктует число, дети цепочкой выходят к доске и выставляют число на таблице, после чего сами его читают:
6938, 5 678 912, 6320,
71 154, 991 351 886, 502 931,
396 123, 7 125 631 114 и т. д.
№ 1,2, 3, с. 60 - закрепление.
Учащиеся тренируются читать многозначные числа с проговариванием вслух. Обратить внимание, что при чтении числа, записанного вне таблицы, удобнее сначала выделить все классы, а затем читать слева направо.
Повторите, как из мелких единиц счета образуются крупные? 10 единиц = 1 десяток;
10 десятков = 1 сотня;
10 сотен = 1 тысяча;
10 единиц тысячи = 1 десяток тысячи;
10 сотен тысячи = 1 единица миллиона.
Единицы, десятки, сотни образуют I класс - класс единиц.
Единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч образуют 2 класс - класс тысяч.
Единицы миллионов, десятки миллионов, сотни миллионов образуют 3 класс - класс миллионов.
V. Физкультминутка
VI. Повторение изученного с включением нового материала № 6, с. 61 - «Блиц-турнир».
Задача № 4, с. 60 - выполняется коллективно (по действиям).
№ 8 (б), с. 61 - после объяснения алгоритма умножения на многозначное круглое число, дети работают самостоятельно с самопроверкой по эталону.
№ 9, с. 61 - самостоятельная работа.
VII. Подведение итогов урока
С какой новой темой мы работали?
Чтобы легче было прочитать многозначное число, как нужно поступить в первую очередь? (Разбить его на классы, начиная справа налево. А затем прочитать слева направо, называя количество единиц и название класса.)
- Прочтите число: 21 850 070 543.
- Кто был самым активным на уроке?
- Поставьте в тетради знак «+» если все понял и нет затруднений, а если есть затруднения знак «!»
Домашнее задание
№8 , 5, с. 61.