разработка педсовета Готовность педагогов к введению ФГОС в основной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Лакинска
Собинского района
Готовность педагогов к введению ФГОС основной школы
( разработка педагогического совета)
Алексеева Ольга Николаевна
Заместитель директора по УВР
2014г
Аннотация
Внедрение стандартов нового поколения прежде всего предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие учительского потенциала. Это одно из важных направлений национальной стратегии. Данная проблема стоит как перед учителями, работающими в начальной школе, так и педагогами среднего и старшего звена. Обеспечение готовности педагогов к реализации инноваций одно из приоритетных направлений развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса.
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc381274028" 14Введение 13 PAGEREF _Toc381274028 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc381274029" 141. Готовность педагогов к введению ФГОС основного образования 13 PAGEREF _Toc381274029 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc381274030" 141.1. Подготовка к педсовету 13 PAGEREF _Toc381274030 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc381274031" 141.2. Проведение педсовета 13 PAGEREF _Toc381274031 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc381274032" 14Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc381274032 \h 14101515
Приложения
15
Введение
Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно- компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Поэтому планируемые результаты освоения предметных программ начального и основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Внедрение стандартов нового поколения прежде всего предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие учительского потенциала. Это одно из важных направлений национальной стратегии. Данная проблема стоит как перед учителями, работающими в начальной школе, так и педагогами среднего и старшего звена. Обеспечение готовности педагогов к реализации инноваций одно из приоритетных направлений развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности наличие мотива включения в эту деятельность.
Вторая составляющая комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Третий компонент совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.
Готовность педагогов к введению ФГОС основного образования
Подготовка к педсовету
В рамках подготовки к педсовету было проведено анкетирование педагогов (приложение 1)
Проведение педсовета
Цель педагогического совета: оценить готовность педагогов школы к работе в новых условиях и составить план действий администрации школы и педагогического коллектива по подготовке и внедрению ФГОС на основной ступени обучения.
План педсовета
Анализ анкетирования (заместитель директора по УМР Перфилова Ю.В.)
Выступление по теме педсовета (заместитель директора по УВР Алексеева О.Н.)
Работа в группах.
Выработка критериев эффективности современного урока. (приложение 2)
Планирование современного урока. Составление технологической карты урока. (в карточке требования к уроку прописаны традиционный урок, а вот что красным нарабатывают педагоги и затем составляется такая карта и выдаётся педагогам) (приложение 3)
Выступление заместителя директора по УВР Алексеевой О.Н.
Школа играет исключительно важную роль в системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Введение в школьную практику федерального стандарта второго поколения знаменует новый этап российского образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования. Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.
Реальное внедрение заложенных в стандарте идей во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Поэтому основными задачами являются:
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
принятие идеологии ФГОС;
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач, заявленных в стандарте.
Одна из главных составляющих стандарта, без которой немыслимо их успешное внедрение в школу, это подготовка кадров. Учитель – центральная фигура современной школы. Он:
креативный;
владеющий современными образовательными технологиями;
эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
открытый новшествам;
мотивированный на работу с детьми;
способный к личностному и профессиональному развитию.
Учителям, начинающим работать по новым стандартам, нужно, прежде всего, ответить на вопросы: какие изменения необходимо внести в свою профессиональную деятельность? смогу ли я сделать это самостоятельно? чему мне необходимо научиться, приступая к работе по новому стандарту?
Однако можно выделить основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС:
упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока;
отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
традиционный подход к анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Работа в группах. ( 3 группы- лучше делать смешанные группы – начальная школа, гуманитарный цикл и естественно-математический)
Группам даётся задание – за определенное время разработать технологическую карту современного урока и разработать критерии эффективного урока в соответствии с ФГОС)
Затем представители от группы должны защитить свой проект (можно группам раздать ноутбуки, чтобы они сделали презентации)
Решение педсовета
Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров.
Разработать тематику выступлений учителей на следующий учебный год и провести научно-методическую конференцию учителей с целью активизации учебной деятельности, методической, практической работы по данной теме.
Методическому совету
начать разработку основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Организовать цикл семинаров по проблемным вопросам педагогов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Анкета для педагога
«Готовность к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее
· ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.
Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально
·технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?
Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2
·го поколения) от федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1
·го поколения).
Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?
По вашему мнению, в чём состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Какие педагогические затруднения, связанные с использованием ФГОС, вы испытываете?
На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Приложение 1
Диагностическая карта«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.
Критерий
Самооценка педагога
Оценка эксперта
Когнитивный аспект
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:
Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
Настойчивость в преодолении затруднений
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения
Демократический стиль общения с обучающимися
Индивидуальный подход к обучающимся
Толерантность
Технологический аспект
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;
элементов развивающего характера;
проблемы (противоречий);
возможности организовать учебное исследование;
вариативности
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
целеполагания;
контроля и оценки;
учебного интереса;
содержательной рефлексии
Умение организовать учебное исследование
Умение организовать проектную деятельность обучающихся
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)
Умение работать с ошибками учеников
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)
Приложение 2
Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Приложение 3
Приложения (раздаточный материал)
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815
jђЗаголовок 1jђЗаголовок 215