Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Психологическая готовность детей к школе
Часто приходится сталкиваться с вопросами о том, каким образом проходит отбор детей в специальные школы и что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги.
Прежде всего следует отметить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это и мотивация, и личностная готовность, и волевая готовность, и интеллектуальная, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность к школе
В основе –потребности и мотивы, которые определяют желания ребенка ходить в школу, учиться. Анализируя педагогический опыт и данные специальных наблюдений , было доказано, что хотя детей идущих в школу , очень привлекает внешние атрибуты школьной жизни(портфели, оценки, звонок, школьная форма), но не это является изначальным, центральным в их желании ходить в школу. Тут воедино связаны две основные потребности ребенка, которые двигают его психическое развитие:
-познавательная потребность,
-потребность в определенных социальных отношениях, которые проявляются в становлении ученика.
Еще один важный момент-наличие у ребенка внутренней позиции школьника. Проявляется в том, что он «решительно отказывается от дошкольного, индивидуального-опосредованного способа существования», т.е. возникает интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний, а также стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила.
А теперь давайте разберемся, что же такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности, а основа ее –это обучение детей навыкам письма , чтения, счета.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка более высокого уровня знаний или умений, хотя, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное-это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления. А также следует выделить такие аспекты как:
-общую осведомленность ребенка об окружающем мире
-возникновение новообразований, необходимых для учебной деятельности
аналитического мышления(умение действовать по образцу и т.д.);
логического запоминания;
развития мелкой моторики и сенсомоторной координации;
умения выделить учебную задачу и переводить ее в самостоятельную деятельность;
развитие фонематического слуха.
Подводя итог, отметим, что стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к становлению его внутренней позиции. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение-важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную деятельность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.