План-конспект урока по композиции станковой Снятие изобразительности

План-конспект открытого урока по композиции.

Преподаватель: Гайша Валиулловна Ульбаева.
Тема урока: «Снятие изобразительности».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: рисование по представлению.
Цель урока:
на основе выбранного реалистически – живописного художественного произведения известного художника провести анализ его идейного содержания и художественно-композиционных средств, использованных автором в нем.

Задачи урока:
научить учащихся проводить композиционный графический анализ методом последовательного исключения из произведения цвета, тона, второстепенных деталей т.п;
развивать образное мышление учащихся, умение самостоятельно выполнять композицию, используя знания по композиции и выразительные средства графики: пятно, линия, точка;
Воспитывать любовь к изобразительному искусству, к выполняемой работе, к наследию известных художников: В.Суриков, И.Репин, В.Перов и др.

Задание на урок:
на выбранном формате выполнить серию композиций, по предложенному произведению с ясно выраженной конфликтной ситуацией.

Оборудование:
для Учителя:
план-конспект урока; термины урока: количественная мера, качественная мера, соразмерность, декомпозиция; репродукции художников: В.Сурикова, И.Репина, В.Перова и др; графические материалы: маркеры, гельевые ручки, тушь, перо и др.; методическая таблица «Схема-матрица».



для Учащихся:
формат листа, клей, карандаш, калька, линейка, маркеры, гелевые ручки.

План урока:
Организационная часть урока;
Сообщение темы и задач урока;
Основная объяснительная часть урока:
-просмотр произведений художников;
-анализ работы по таблице «Схема-матрица»;
-педагогический показ.
4. Практическая часть урока;
5. Подведение итога урока;
6. Домашнее задание.


Ход урока.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами есть прекрасная возможность заглянуть в « художественную лабораторию», в которой мы проследим закономерность построения произведения, прочувствуем образное выражение автора в картине и определим идейный замысел картины.
Для будущих дизайнеров и художников очень важно иметь исходную базу теоретических знаний по композиции, и для этого недостаточно лишь читать груду книг по искусству и проводить время за просмотром произведений художников. Нужно еще уметь или хотя бы пытаться проводить анализ, искать тот стержень на котором «держится» все произведение.
Творческое мышление развивается не только в процессе выполнения собственных проектов, но и как я уже заметила в умении видеть, чувствовать, выражать произведения других.

2. Тема нашего урока – «Снятие изобразительности». На первый взгляд, сложная и непонятная. Сегодня мы выполним творческое задание – серию композиций на передачу предельного состояния декомпозиции оригинала.

3. Перед вами представлены репродукции известных вам художников, давайте вспомним их. (Опрос учащихся).
Работая над данными произведениями, художники провели не один час в мастерской, собрали большой материал и источников по данной теме, выполнили серии зарисовок, набросков, этюдов. А все для чего? (Ответы учащихся).
Для того, что бы поколения смогли просматривая картины проследить всю хронологию событий, увидеть ту обстановку эпохи и т.д.
Если вы обратили внимание, то, наверное заметили, что данный работы не связаны тематикой, периодом истории, автором, но они все построены по принципу ясно выраженной конфликтной ситуации.
Чтобы понять смысловую структуру данных произведений, давайте, их проанализируем. ( Работа по таблице: Законы композиции).
Для работы с хорошим результатом необходимо помнить:
качественной мере:

количественной мере:

соразмерности:

В практической части урока мы попробуем скопировать произведения художников, но не в прямом смысле слова, а формальном.
Работа будет проводиться в три этапа:
идейно-содержательный и композиционный анализ;
последовательной снятие изобразительности;
формально-композиционное выражение конфликтной ситуации;

Проведение анализа по таблице: «Схема-матрица».

4. Практическая часть урока.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание.


Литература.
О. В. Чернышов. Формальная композиция. Минск. 1999.
Н.М. Сокольникова. Основы композиции. Обнинск. 1996.



15