Сценарий классного часа Трудовые резервы — фронту
Сценарий проведения классного часа
«Трудовые резервы – фронту»
Тема: «Трудовые резервы – фронту»
Цель: оцеить вклад трудовых резервов Хабаровского края в победу над фашистской Германией.
Познакомить с судьбами тех, кто подростками встал на защиту Родины.
Способствовать формированию и развитию нравственных качеств: гражданственности, патриотизма, уважения и благодарности к старшему поколению.
Сформировать и развить личность через воспитание уважения к труду, истории.
Оборудование:
Плакаты.
Аудиозапись песен военных лет.
Видеоматериал «Хроники военных лет».
Материалы музея, посвященные Великой Отечественной войне.
На классный час приглашены:
Попова Н.Б., выпускница ФЗО № 18.
Шеризданов М.Г., выпускник ФЗО № 18.
Ход проведения:
Вступительное слово преподавателя.
Воспитанники трудовых резервов на фронтах Великой Отечественной войны.
Тыл в годы войны.
Вступительное слово учителя:
Цена победы – узловая проблема войны. Не изжиты еще пока известные по военным временам представления: «какая война без жертв», «война спишет все». Мы нередко все еще пытаемся объединить добро и зло в ее истории под высокими словами «героическое и трагическое».
В умах советских людей мысль о том, какой же ценой досталась победа, возникла давно. Еще 25 июня 1945 года А.Довженко с горечью отмечал в своем дневнике: «… в «торжественной и грозной» речи маршала Жукова не было ни пауз, ни траурного марша, ни молчания! Как будто эти тридцать, если не сорок миллионов жертв и героев совсем не жили. Перед великой их памятью, перед кровью и муками встала площадь на колени, не задумалась, не вздохнула, не сняла шапки!».
ВОВ унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем, искалечила судьбы людей, круто изменила их жизни, принеся им муки страданий, лишения, горечь и печаль. Тем не менее, в народном сознании День Победы стал едва ли не самым светлым и радостным праздником, означавший конец самой кровопролитной и разрушительной из войн.
В нашей стране нет семьи, в которой не было бы жертв войны.
Среди источников нашей победы на первый план справедливо выдвигается массовый героизм советских людей. Героизм особого рода - длительный и тяжелый ратный труд красноармейцев и беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях голода и холода.
I этап
Ведущий1:Накануне ВОВ, 2 октября 1940 года, был создан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах», по которому был создан новый тип профессионально-технических учебных заведений – ремесленные и ЖД училища и школы ФЗО.
Ведущий 2:Трудовыми резервами назвали молодежь, получающую в специальных училищах и школах специальности квалифицированных рабочих
Ведущий1:В Хабаровском крае было открыто 3 ремесленных, 2 ЖД училища и 17 школ ФЗО. Молодежь привлекалась как путем свободного приема – по личным заявлениям, так и по призыву (т.е. мобилизации) в возрасте 14-16 лет. В мае 1941 года был произведен первый выпуск молодых квалифицированных рабочих в количестве 3850 человек. Но мирный, созидательный труд советского народа был нарушен.
Звучит песня «Вставай страна огромная»
ПК: демонстрация кадров военных хроник
Ведущий 2:22 июня 1941 года в результате нападения фашистской Германии на территорию Советского союза началась Великая Отечественная война. Свыше пяти тысяч юношей – воспитанников трудовых резервов края ушли на фронта, где показали себя достойными сынами нашей Родины.
Выступления учащихся
1-ый уч-ся:Я, Исайков Александр – воспитанник железнодорожного училища № 8 (ныне ПУ № 8 г. Бикин), окончил его в 1942 году по специальности слесарь-вагонщик, стал бойцом действующей Красной Армии. В 1943 году получил задание прорвать оборону неприятеля и захватить оперативно-важный пункт.
Ведущий 1:Александру Исайкову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
2-ой уч-ся:Я. Тарасов Василий – воспитанник РУ № 6 (ныне ПЛ № 6 г. Комсомольск-на-Амуре). На полях сражений Великой Отечественной войны приобрел известность, как хороший снайпер и разведчик.
Ведущий 2:За боевые дела Тарасов Василий награжден двумя орденами «Красного Знамени», орденом «Отечественной войны II степени» и медалью «За отвагу».
3-ий уч-ся:Я, Шелест Василий – выпускник школы ФЗУ при заводе им. Молотова при форсировании Днепра в жарких схватках с врагом осуществлял связь.
Ведущий 1:3 октября 1943 года он погиб смертью храбрых. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носит ПУ № 4, на заводе «Дальдизель» установлена мемориальная доска, его именем названа улица в г. Хабаровске.
4-ый уч-ся:Я, Рау Павел – выпускник первого набора ремесленного училища № 1 (ныне ПУ № 4), добровольцем ушел на фронт и стал артиллеристом.
Ведущий 2:За лихие артиллерийские налеты удостоен 3-х правительственных наград: ордена «Красного Знамени», ордена «Отечественной войны» I степени и ордена «Красной Звезды».
«Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой – он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!»
5-ый уч-ся:Я, Курочкин Николай, за форсирование Днепра и взятие Киева удостоен двумя правительственными наградами.
6-ой уч-ся:Я, Кутуков Володя, за взятие Витебска, Орла и других городов удостоен трех правительственных наград.
7-ой уч-ся:Я, Потлов Евгений, за дерзкий танковый прорыв удостоен орденов «Ленина», «Красного Знамени». «Красной Звезды».
Ведущий 1:Потлову Евгению посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2:Правительственными наградами отмечено более 400 человек бывших воспитанников ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.
Ведущий 1:Со школьной скамьи нашего училища добровольно ушел на фронт в 1943 году Шеризданов Михаил Галиевич.
Выступление ветерана
II этап
Ведущий 2:23 июня 1941 года главное управление трудовых резервов при СНК СССР обратилось ко всем учащимся и работникам учебных заведений с просьбой направить все силы на обеспечение высоких показателей в производственно-учебном процессе и качества продукции.
Ведущий 1:В истории заводов нашего города есть годы, отмеченные массовым трудовым героизмом, когда объединяло одно святое стремление – сделать все для разгрома ненавистного врага. Многие ушли на фронт, а те, что остались – ковали победу в цехах заводов. Здесь был их фронт, и порой им требовалось ничуть не меньше героизма и стойкости, чем в открытом бою с врагом.
1-ый уч-ся:Надо было провести в цехе неделю – проводили. Работали до изнеможения. Приляжешь отдохнуть на 2-3 часа и снова за дело. В душе словно огонь какой-то полыхает, клепальный молоток представляется автоматом, из которого стреляем по врагу (Герой социального труда, сборщик Михаил Лаврентьевич Трифонов).
2-ой уч-ся:Их было четверо, и назывались они вместе «комсомольско-молодежная бригада сборщиков-клепальщиков», 4 девушки, и среди них Полина Зензерова. Шел 1942 год. Немцы рвались к Волге, а здесь – в тылу – хрупкие руки девушки ценились наравне с мужскими. По 16-18 часов в сутки, не выпуская из рук инструмента, делали они, казалось, невозможным. А в 1945 году девушкам вручили награды – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
3-ий уч-ся:«В работе, жаркой как в бою –
Победу выковал свою родной завод.
Бьет каждый фронтовой заказ врага,
Не в бровь, а сразу в глаз, до смерти гадов бьет!»
В.Зайцев
4-ый уч-ся:Была война. Заводу требовались рабочие руки. Молодежь призывали идти в ремесленное училище. Я, со своими подругами, пошла в РУ № 2. Нас приняли, дали обмундирование: шинель и берет, поставили к слесарным версткам – рубили зубилом и молотком железо, пилили напильниками, сверлили, делали уголки для светомаскировочных рам. Потом доверили станки. Теории не было, а было – «делай как я». Работали, не выходя из мастерской неделями. Старший мастер приносил нам обед: селедку и хлеб, а кипяток был готов в мастерской. Мы с Аней Бекетовой немного отдохнем – и нас опять будят. Было тяжело работать невыспавшимся. А после изготовления заказа нас ночью отвезли в столовую и очень хорошо накормили. Отдали весь хлеб, который был положен по карточкам. Я свою маму накормила вволю (Евдокия Григорьевна Федотова).
5-ый уч-ся:Ежедневно, ежечасно у нас была одна мысль: «Как бы поесть чего-нибудь?» (Соболевский Сергей Петрович).
6-ой уч-ся:Нашей гордостью был «Амурсталь». Шел 1943 год, завод должен был давать сталь для военной техники, но для его завершения катастрофически не хватало кадров. И тогда, 23 мая 1943 года, была открыта школа ФЗО № 18. В холодных, неуютных бараках были устроены первые классы и мастерские. По мобилизации набрали 14-летних подростков, которым в течение шести месяцев предстояло освоить «азы» каменщиков, плотников, штукатуров, бетонщиков, жестянщиков. Полуголодные, плохо одетые мальчики и девочки еще не знали, что их труд будет вписан в книгу Истории.
7-ой уч-ся:На заводе «Амурсталь» срывался график постройки промышленных корпусов. Учащиеся школы ФЗО № 18 и ФЗО № 5 несмотря на сильный мороз и ветер организовали фронтовые бригады, которые работали сверхурочно по 6 часов дополнительно по кладке кирпичных стен корпусов завода. График был выполнен.
8-ой уч-ся:«Надо дело выбирать,
Чтоб оно рождало силы.
С ним о смерти забывать
На краю самой могилы»
А.Твардовский
9-ый уч-ся:В февральские 50-градусные морозы и жгучем ветре учащиеся-мотористы РУ № « подготавливали на аэродроме самолеты к отправке на фронт. Проработав 12 часов, ребята собирались на отдых, но пришло указание ускорить отправку продукции. Учащиеся, не говоря ни слова, приступили к работе. Самолеты были отправлены в часть на сутки раньше намеченного срока.
10-ый уч-ся:В райисполкоме мне долго не давали путевку, т.к. мне не было 14 лет, но я добилась своего. Роста я была не высокого, меня не поставили к станку, а поручили вспомогательную работу, но меня это не остановило. Я попросила старого рабочего сделать мне подставку из ящика и на утро встала за станок. Через три недели на станке уже алел фронтовой флажок. Давать не ниже 200% стало моим девизом (Надя Медведева, ФЗО № 16).
Ведущий 2:Школу ФЗО она закончила с похвальной грамотой. За героический труд – награждена орденом «Знак Почета».
11-ый уч-ся: «Пропел гудок. Домой пора,
Но люди отдых позабыли
И в эту ночь, как и вчера
Они домой не уходили»
Петр Комаров
12-ый уч-ся:Наша семья попала в Комсомольск-на-Амуре перед самой войной. По возрасту меня в армию не взяли, и я пошел работать в ремесленное училище № 2. После окончания училища пошел работать на завод, при котором было организовано общежитие, поэтому домой я не приходил неделями.
Уже к концу войны мне исполнилось 18 лет, у меня не было выходного костюма. По воскресеньям в парке играла музыка, были танцы, и я ходил на танцы в рабочей одежде. Я приметил красивую девушку, которую звали Катей, но подходить к ней стеснялся, т.к. был в рабочей одежде. Когда пришло известие о победе над фашизмом, в их цехе состоялся митинг, а вечером, после работы – собрание, на котором мне за хорошую работу вручили отрез материи на брюки и пиджак. Когда я сшил костюм, стал ходить в нем в парк. И вскоре познакомился с Катей, которая стала моей женой (Сергей Лукич Малахаев).
Ведущий 1:За доблестный труд С.Л.Малахаев был награжден Медалью, заслуженный ветеран труда.
Ведущий 2:Выпускницей первого военного набора ФЗО № 18 была Нина Борисовна Попова.
Выступление ветерана
Ведущий 1:За четыре года войны в училищах Хабаровского края было подготовлено около сорока тысяч квалифицированных кадров. Они строили корабли, самолеты, танки, изготавливали снаряды, добывали уголь и нефть, варили сталь, прокладывали новые дороги.
Ведущий 2:Выполняя фронтовые заказы, подростки работали по 10 часов в день, иногда не выходили из цехов целыми сутками. Сказывались холод, недоедание, недосыпание, но ребята проявляли чудеса трудового героизма. Подавляющее число воспитанников школ - стахановцы и ударники. Многие из них отмечены правительственными наградами.
Ведущий 1:Исход борьбы с фашизмом решался не только на полях сражений, но и в тылу нашей страны: линия фронта проходила у доменных и мартеновских печей, у прокатных станов, в шахтах, на электростанциях и железнодорожном транспорте. Наш Хабаровский край благодаря нашим трудовым резервам внес свою лепту в общее дело Победы.