Личностно-ориентированный подход на уроках художественно-эстетического цикла


"Личностно ориентированный подход на уроках художественно-эстетического цикла
.
В преподавании предметов сферы “Искусство” стало необходимым внедрение    личностно-ориентированного подхода, который акцентирует внимание на своеобразии личности каждого школьника, его неповторимости.
Принимая за основу личностно-ориентированную педагогику на своих уроках стараюсь создать среду, представленную музыкально-художественными видами искусств, где происходит самоопределение, социализация личности.
На уроках музыки через образно-ассоциативную разновидность социоигровой технологии, различные игры с последующей рефлексией “Придумай и ответь”, “Угадайка”, “Разыграй песню” формируются начальные музыкально- певческие, интонационно-слуховые, моторно-двигательные навыки через оздоровительную хореографию.
Дети знакомятся с лучшими образцами инструментальной, вокальной музыки, хореографического искусства; погружаются в эпоху и стиль исполняемых произведений; осваивают простейшие музыкальные программы. Процесс обучения с помощью игровых форм обеспечивает усвоение учебного материала и тесно связан с практической реализацией возможностей ребёнка На своих уроках я использую различные виды деятельности:
Слушание музыкального произведения
Анализ музыкальных образов
Метод сопоставления
Работа с музыкальной литературой
Составление сравнительных таблиц
Творческие работы учащихся (рефераты, сообщения на тему)
Работа в группах
Индивидуальная работа каждого ученика
Составление кроссвордов
Урок - викторина
Урок - концерт.
Создание презентационного материала к уроку.
На уроках музыки общение - одно из центральных понятий. Общение на уроке музыки -совместная творческую деятельность учащихся и учителя, направленная на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Стараюсь создать на уроке атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем .Результат одинаково ценен и для юного исполнителя, и для тех, кто будет оценивать этот результат: ученики и педагог. Но, чтобы получить достойную оценку со стороны окружающих, ученик сам должен уметь оценивать свои возможности. Технологии художественно-эстетического цикла отличаются доступностью и позволяют включить в активную деятельность учащихся, испытывающих трудности на других предметах и, безусловно, являются здоровьесберегающими.
. На уроках искусства формируются более глубокие знания о видах искусства, активизируется самостоятельная исследовательская поисковая и творчески-продуктивная деятельность. Школьники определяют для себя наиболее интересные виды познавательной деятельности, выполняя творческие работы. Здесь используются информационные технологии при подаче нового материала, при закреплении, повторении, контроле. Возрастает роль образно - ролевой импровизации, проектной деятельности.
Определяющую роль на своих уроках стараюсь отводить театральной педагогике. Объединение музыки и театра в единый процесс способствует снятию напряжения, помогает сделать урок увлекательным и наполняет его новым смыслом. Что характерно, интерес у учащихся к предметам художественно-эстетического цикла возрос с применением театральных технологий
Дальнейшим этапом становится осознание школьником своей направленности и поиска её области применения. Учащиеся выбирают творческий коллектив, где, на их взгляд создан тот коллектив единомышленников, в котором индивидуальные качества данного ученика могут раскрыться во всей полноте. Здесь помогает дополнительное образование, предлагая школьникам следующие возможности:
А) в школьном хоровом коллективе«Серебряный букет», в процессе развивающего и дифференцированного обучения, происходит дальнейшее совершенствование вокально-исполнительских навыков и формирование певческого голоса, вводятся новые дисциплины(постановка номера, сценическое движение, , пластика), развивается ладо - высотный слух, оттачивается выразительность движений. Первоначально роль занятий дополнительного образования сводилась к вокальному творчеству, как к наиболее доступному виду самовыражения личности. Такая форма помогала мне легче приобщать детей к традициям национальной русской культуры.Так, при сочетании основного образования и дополнительных занятий при соответствующем использовании инновационных технологий,школьник получает недостающие компоненты саморазвития, что указывает на продуктивность такой интегрированной системы. В таком синтезе процесс обучения перестаёт быть каждодневной обязанностью, он перерастает в увлечение, происходит целенаправленный процесс формирования интересов личности, а значит, происходит самопознание своего “Я”. 
Наверное, “объять необъятное” никому не по силам, но собственный опыт доказывает, что возможно быть учителем музыки, МХК, педагогом дополнительного образования, творить в рамках строгих стандартов и помогать творить детям, не забывая, что каждый отдельно взятый класс – это не абстрактное поле для новейших экспериментов, а единство непохожих уникальных юных личностей!