Урок по теме Причастие с использованием интерактивной доски

МБОУ «Карповская СОШ»


Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) _Нестерова Людмила Алексеевна
Предмет_____русский язык Класс 7
Тема урока Повторение изученного по теме «Причастие»

Этапы работы
Содержание этапа

1.
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке.
Метод: информационно-рецептивный.
Приемы: демонстрация кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.
Учитель, подчеркивая важность, актуальность темы урока, создает учебную мотивацию.


Знакомство с кодом 6.7, 6.8, 6.11 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.
М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу ».
Что это за глагольные имена? Как вы понимаете слова Ломоносова? Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Давайте сформулируем цели урока.
- Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение.
Учащиеся определяют тему урока, акцентируя внимание на необходимости формирования орфографической зоркости
«Часть речи, причастная к глаголу, в образе  прилагательного».
В. Даль
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?
Составьте новое слово, взяв от данных слов указанные части:
Прекрасный –приставку, описать –приставку, доля –корень, потчевать (устар. и разг. угощать) -суффикс, борющегося –суффикс, колющий –окончание. (преодолевающий)
Какой части речи получившееся слово? Докажите, что это именно причастие.


2.






















3.
Проверка домашнего задания
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель, которую учитель ставит перед учениками: систематизировать знания учащихся о причастии
Цель учащихся: повторить определение, признаки, виды причастий; способы образования причастий
Методы: слайдовая презентация, сообщение, слово учителя.
мотивирование: похвала, одобрение







Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии.
Примерный план ответа:
Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия.
Действительные и страдательные причастия.
Склонение причастий.
Образование причастий.
Синтаксическая роль в предложении.
Заполнение таблицы
ПРИЧАСТИЕ
действительное
страдательное

Настоящее время
Прошедшее время
Настоящее время
Прошедшее время

Iспр.
–ущ-
(-ющ)

IIспр. –ащ-
(-ящ-)
-вш-
-ш-
Iспр.
-ем-
(-ом-)

IIспр.
-им-
-енн-(-ённ)
-нн-
-т-




Закрепление учебного материала
Цель, которую ставит перед собой учитель: систематизировать теоретические знания уч-ся
Формы и методы достижения поставленных целей: фронтальный опрос
А теперь давайте вспомним орфограммы, изученные вами в теме «Причастие»
НН
Н

Есть приставка, кроме НЕ
Образовано от глагола совершенного вида
Есть зависимые слова
На –ованный-(ёванный-)
Нет приставки
Образовано от глагола несовершенного вида
Краткая форма


Правописание НЕ с причастиями
Пишутся слитно
Пишутся раздельно

Нет противопоставления с союзом а
Без НЕ не употребляется
Есть противопоставление
с союзом а
Есть зависимые слова
Краткая форма



4.





















































































5.
Практическая часть
Цель учителя: закрепить умения и навыки в применении теоретического материала на практике
Цель для учащихся: отработать на практике умение применять орфографические и пунктуационные правила
Формы и методы работы: списывание с раскрытием скобок, обоснование своего выбора
Цель для учащихся: закрепить умение находить причастия в тексте, определяемые слова и зависимые, повторить изученные орфограммы
Формы работы: работа по группам и индивидуальная





Цель учителя: объяснить учащимся лексическое значение слов, расширить словарный запас учащихся
Цель для учащихся: познакомиться со значением выделенных слов

Цель учителя: на примере литературного материала повторить с учащимися основные орфограмм














Цель учителя: закрепить навыки учащихся в нахождении причастных оборотов, умение обособлять причастные обороты на письме.
Учащиеся применяют на практике пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие»

Цель учителя: продемонстрировать учащимся произведения русских художников, отрывками из произведений И.А.Бунина, иллюстрирующими их
Цель для учащихся: познакомиться с произведениями русских художников, на примере литературного материала выявить роль причастий в художественных произведениях


Творческая работа
Учащиеся практикуются в умении подбирать нужные причастия



Учитель: Теорию мы повторили, давайте перейдём к практике
Задание 1.
В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например:
           Блестящий паркет                      блестящий ум.
(паркет, который блестит (от
глагола блестеть           (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)
Упражнение на умение отличать причастия и отглагольные прилагательные (использование интерактивной доски)
Задание 2. Правописание НЕ с причастием
(Не) замерзающий на зиму залив, (не) просохшая почва, решение (не) продумано, (не) усиливающийся, а успокаивающийся ураган, отнюдь (не) решенное задание, еще (не) скошенный луг, (не) обжитый край.
. Проверьте себя (слайд )!
Не замерзающий на зиму залив, непросохшая почва, решение не продумано, не усиливающийся, а успокаивающийся ураган, отнюдь не решенное задание, еще не скошенный луг, необжитый край.
Задание 3. Одна или две Н
Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).
Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.
А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.
Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.
И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.
Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
А лес стоит в оцепененье,
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворож.(н,нн)ый тишиной.
Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.
Обнажённый – лишённый покрова, нагой.
Оцепенеть – стать неподвижным, замереть под влиянием какого– нибудь сильного чувства.
Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой
Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
Запись в тетради:
САД
ЛЕС
ПОЛЕ
ЛИСТВА

обнажённый,
подсохший,
поредевший,
вырубленный
чернеющий,
наполнен бледной лёгкой мглой,
заворожённый тишиной
уходящее
в небеса
гниющая, опавшая, свернувшаяся и почерневшая
от мороза


Задание 4. Определение границ причастного оборота
Найдите в предложениях причастные обороты и, если нужно, выделите их запятыми, объясните (слайд ). Составьте схемы к предложениям.
1.Многотысячная толпа напиравшая на стражу прорвала цепь. 2. Я упоминаю об этом потому , что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям не знавшим этого уголка Ялты. 3. Мимо нее гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов.
Проверь себя (слайд )!
1.Многотысячная толпа, напиравшая на стражу, прорвала цепь. 2.Я упоминаю об этом потому , что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям, не знавшим этого уголка Ялты. 3. Мимо нее гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов.

Задание 5. Картинная галерея
Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.
1.Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.
2.Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.
3) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз
1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) И. И. Левитан «Золотая осень».
Обращается внимание на причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте?
Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Получившийся текст сравнивается с оригиналом.
1.Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.
2.Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.
3.На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.


6.
Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель учителя: подвести итог урока, работы учащихся на уроке,

Цель учащихся: дать самооценку знаниям изученного материала
Рефлексия
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.

Закончите предложения:
Сегодня на уроке я повторил(а) .
Сегодня на уроке я узнал(а) .
Учащиеся читают получившиеся предложения.
Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу!


7
Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Какова роль причастий в русском языке»




15