Волшебная бумага! программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа
«Волшебная бумага»
1 класс
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная бумага» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №183
Учебного плана на 2016-2017 учебный год МАОУ СОШ №183
Авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество»
в соответствии с новыми требования ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1 классов.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия.
У учащегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек в сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-образовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.
Содержание учебного предмета
1. ВВЕДЕНИЕ(1 час)
Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
2. АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ (7ч)
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения.
Содержание: способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей .Плоская аппликация, аппликация из геометрических фигур.
3. ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ (7Ч)
Фигурки из бумаги – одна из форм работы, в которой обучающийся может проявить свои творческие способности. Изготовление фигурок из бумаги больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма, поэтому поделки смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.
Содержание: способы и приёмы работы в технике объемной бумагопластика; изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.
4. ОРИГАМИ (5ч)
Оригами - это искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами это идеальный способ проведения детского досуга.
Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригами из заготовок квадратной формы; развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
Содержание: азбука оригами, базовые формы оригами. Аппликации в технике оригами, изделия из заготовок квадратной формы.
5. ЦВЕТЫ ИЗ БУМАГИ (7ч)
Изготовление цветов из бумаги – одна из форм работы, в которой обучающийся может проявить свои творческие способности. Придание простым деталям из бумаги той или иной формы, создание объема, соединение деталей в определенном порядке , позволяет ребятам почувствовать себя в роли скульпторов и визажистов. Созданные своими руками цветочные композиции смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.
Содержание: способы и приёмы работы в технике бумагопластика;, изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.
6. КОЛЛАЖ (6ч)
Техника исполнения коллажей очень разнообразная:— традиционная аппликация, в процессе изготовления которой вырезают из цветной бумаги детали рисунка и наклеивают на фон, компануя согласно полному рисунку;— многослойное прорезное изображение: рисунок подетально вырезают из цветной бумаги (например, лист растения с прорезанными прожилками), наклеивают на промежуточный фон, высушивают, вновь вырезают и наклеивают на основной фон. Такая техника дает возможность создать «графические» работы, как будто нарисованные тонкими линиями цвет, которых отличается от цвета фона;— мозаика, при которой мелкие кусочки цветной бумаги наклеиваются на фоновую бумагу в соответствии с рисунком (аналог — витраж);— смешанная техника: мозаика и прорезные детали.
Цель: научить основным приёмам работы в технике «Коллаж» составлять пространственные и сюжетные композиции ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.
Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике коллаж. Композиция в технике коллаж; сборка, оформление изделия декоративными деталями.
Содержание курсаГлава Тема Кол-во часов
1. Введение 1
2. Аппликация из бумаги 7
3. Объемные фигурки из бумаги 7
4. Оригами 5
5. Цветы из бумаги 7
6. Коллаж 6
ИТОГО: 33
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий :
коммуникативная – беседы, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;
продуктивная – мастерские по изготовление продуктов детского творчества, творческие проекты;
игровая – игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры ( сюжетные, сюжетно-ролевые),
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (рассказ, беседа) и практическое выполнение задания. Основная часть урока отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление различных поделок из бумаги и природного материала, оформление выставок, анализ своей работы.
Тематическое планирование№ Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов
1. Вводная беседа. ТБ. Что можно сделать из бумаги. Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность 1
Итого: 1
2. Учимся размещать и наклеивать детали Самостоятельно планировать свою деятельность 1
3. Вырезание и наклеивание фигурок Выполнение безопасных приемов работы 1
4. Выкладывание узоров из геометрических фигур Рационально размещать детали 1
5. Базовые формы: двойной треугольник и квадрат, конверт. Самостоятельно корректировать свою деятельность 1
6. Выкладывание картин из геометрических фигур Различать и использовать геометрические фигуры 1
7. Выкладывание рамочки из треугольниковРационально размещать детали 1
8. Оформление готовой работы рамочкой Использование геометрических фигур в оформлении рамочки 1
Итого: 7
9. Цветовое решение фигурки Создавать цветовую гамму 1
10. Вырезание отдельных деталей поделки Выполнение безопасных приемов работы 1
11. Роль сплошных и контурных линий Уметь работать по условным обозначениям 1
12. Сборка и оформление фигурки Выполнять работу с опорой на слайды 1
13. Игрушки небывальщины - фантазийные Подготовка эскиза и деталей 1
14. Сборка игрушки. Применять ранее полученные знаний 1
15. Оформление игрушки Выполнять элементы декоративного оформления 1
Итого: 7
16. Техника «оригами» условные обозначения, базовые формы. Различать условные обозначения, осваивать базовые формы 1
17. Техника «оригами» - собачка Выполнять работу с опорой на план 1
18. Композиция – кошечка с котятами Создавать композиционные изделия 1
19. Техника оригами - лодочка Овладевать новыми изделиями 1
20. Изготовление цветов в технике оригами Осваивать новые формы 1
Итого: 5
21. Цветовое решение изделия Уметь работать с цветом 1
22. Волшебные свойства бумаги Исследовать и наблюдать 1
23. Вырезание и придание объема деталям цветка Изготавливать новые формы 1
24. Соединение отдельные детали в целое Применять фантазию и смекалку в работе 1
25. Создание цветочной композиции Изготавливать и создавать композицию 1
26. Изготовление цветов из гофрированной бумаги Уметь работать с разными материалами 1
27. Оформление цветка листочками Овладевать новыми изделиями 1
Итого: 7
28. Учимся создавать коллажи Осмысливать и создавать план работы 1
29. Использование различных материалов в коллаже Уметь работать по заданной теме 1
30. Создание коллажа по заданной теме Применять полученные знания 1
31. Создание фона дальнего и промежуточного Составлять план работы - эскиз 1
32. Изготовление фантазийной картинки. Продумывание фона. Уметь работать по плану 1
33. Изготовление фантазийной картинки. Подбор цвета. Уметь работать по плану 1
Итого: 6
ИТОГО 33