Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебная бумага
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Острогожска
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №1
______________________ В.П.Портных«Согласовано»
заместитель директор школы по ВР
_______________________ Л.В.Попова
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ»
для 1 класса
учитель: Шушкова Виктория Юрьевна
г. Острогожск
2015-2016уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа « Волшебный мир бумаги» разработана для занятий с учащимися 1 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Занятие с бумагой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Значение работы с бумагой для развития ребенка:
-учит детей различным приемам работы с бумагой,
-развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук,
-учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
-стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
-развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в зависимости от интересов, возрастных особенностей и способностей обучающихся, в форме комбинированных занятий, бесед, игр, конкурсов.
Актуальность программы. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Процесс художественного творчества предоставляет возможность реализовать свои фантазии, проявить изобретательность, увидеть результат своего труда.
Цель: формирование интереса к творческой деятельности путём обучения технологическим приёмам работы с бумагой.
Задачи:
-мотивировать ребёнка к творческой деятельности;
-формировать творческое воображение, способность создания и реализации образа;
-формировать навыки совместной творческой деятельности.
Планируемые результаты
В результате освоения программы школьники
узнают:
- технологии изготовления изделий из бумаги;
- основы конструирования;
-правила работы в группе;
- об основных геометрических понятиях: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.получат опыт:
-работы в группах;
-создания творческих работ;
-презентации своей деятельности;
-экспериментальной работы;
-оценки деятельности;
-взаимооценки деятельности;
- творческого оформления класса, школы, своего жилища.
смогут:
- работать с разными видами бумаги, в различной технике;
-безопасно пользоваться инструментами;
-удовлетворить свои творческие потребности;
-создавать творческие работы в группе;
-презентовать результаты деятельности.
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования у них универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ дата Наименование и содержание темы Кол-во
часов
1 Вводное занятие. 2 Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами 3 Беседа об истории создания бумаги 4 Беседа об истории создания бумаги 5 Оригами. Волшебный лист бумаги. 6 Оригами. Волшебный лист бумаги. 7 Оригами. Волшебный лист бумаги. 8 Оригами. Волшебный лист бумаги (оформление коллективной работы) 9 Организация выставки работ 10 Волшебные бумажные полоски 11 Волшебные бумажные полоски 12 Волшебные бумажные полоски 13 Волшебные бумажные полоски (оформление коллективной работы) 14 Бумагопластика или объёмное конструирование «Самолёт» 15 Поделка из двойного тетрадного листа «Кошелёк» 16 Организация выставки детских работ 17 Поделка из двойного тетрадного листа «Хлопушка» 18 Художественное вырезание «Снежинка» 19 Художественное вырезание «Снежинка» 20 Художественное вырезание. Работа с бросовым материалом. «Инопланетяне» 21 Художественное вырезание. Работа с бросовым материалом. «Инопланетяне» 22 Аппликация из бумаги « Луг» (цветы) 23 Аппликация из бумаги « Луг» (бабочки) 24 Аппликация из бумаги «Луг» (оформление коллективной работы) 25 Организация выставки детских работ 26 Техника аппликации из рваной бумаги « Лесные жители» 27 Техника аппликации из рваной бумаги «Лесные жители» 28 Техника аппликации из рваной бумаги (оформление коллективной работы) 29 Коллективная работа « Аквариум» (рыбки) 30 Коллективная работа « Аквариум» (водоросли) 31 Коллективная работа « Аквариум» (оформление работы) 32 Организация выставки детских работ 33 Итоговое занятие Ресурсное обеспечение программы:
1.Литература:
Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н.Проснякова «Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г
Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2010
Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2010
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
2. Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, доска.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную и белую бумагу, гофрированную бумагу, салфетки, фантики, газетная бумага;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы1. Составление портфолио.
2. Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе. 3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
4. В течение учебного года по каждой теме проводятся обобщающие игровые занятия. А так же викторины и тесты на различные темы. Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:
- конкурс на самую лучшую игрушку;
- конкурс на лучший эскиз;
- конкурс на самую интересную сказку;
- конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.