Программа дополнительного образования для изо-студии Волшебная кисточка


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 410
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Утверждено
на заседании
Педагогического Совета
протокол № ___
от « »_______ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ лицей №410
_____________ Ткачева О.И.
Приказ № ____
от « » ________2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«ИЗО-студия «Волшебная кисточка»
на 2014-2015 учебный год










Возраст детей 7-9 лет
Бандак Светлана Анатольевна – педагог дополнительного образования
1 год обучения группа №2






Санкт-Петербург
г. Пушкин
2014



Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 3 года обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся лицея №410. Занятия в студии способствуют раскрытию творческого потенциала обучающихся, их нравственному и эстетическому развитию.
Целью - развитие художественно-творческих способностей учащихся в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств .
Задачи программы:
- воспитательные
- воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру, искусству.
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работ;
- воспитывать общую культуру поведения, навыки культуры труда, ЗОЖ;
- воспитывать волю и усидчивость, трудолюбие и уважения к своему труду и труду окружающих, стремление к достижению результата поставленной цели;
- формировать опыт совместного творчества в коллективе
- развивающие
- развивать природные задатки и творческий потенциал каждого ребенка:
-развивать фантазию, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие (величина, форма, цвет)
- способствовать развитию художественно-творческих способностей обучаемых;
- способствовать созданию творческой атмосферы в студии на основе взаимопонимания и сотрудничества ;
- развивать положительное эмоциональное отношение к работе и ее результатам.
- обучающие
- познакомить с историей и современными направлениями в искусстве , историей развитием декоративно-прикладного творчества;
- обучать технологиям различных видов рукоделия :батик, войлок, декупаж, роспись по стеклу, лепка из пластики фимо и т.д.
-обучать безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с электроприборами, колющими и режущими предметами;
-формировать технические навыки работы с художественными материалами и инструментами;
- способствовать развитию навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.

Формы и режим занятий:

Предполагаются следующие формы работы:
- групповая (посещение занятий в школе, выполнение индивидуальных и коллективных работ)
- индивидуальная (при оформлении работ к выставке, сложных по выполнению работ к выставке, сложных по выполнению).
Индивидуальные занятия обеспечивают более глубокий подход к личности каждого обучаемого и организацию его самостоятельной творческой деятельности.
Обязательным в работе должен быть результат – выполнение работы и участие в различных конкурсах и выставках.
-работа по звеньям
-работа меньшим составом
В силу психолого-возрастных особенностей учащихся начальной школы , а так же нелюбовь обучаемых к одному виду творчества, целесообразно занятия проводить блоками : рисунок- лепка, рисунок-лепка из пластики и т.д.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
на 1 году обучения
будут знать:
основные и дополнительные краски
приемы передачи пространства в живописи, графике
основные жанры и виды искусства
основные декоративные промыслы
технологию изготовления простого батика с помощью штампа и трафарета.
композицию пейзажа , основные элементы пейзажа
будут уметь:
владеть необходимыми навыками и приемами художественного творчества,
владеть различными способами работы с красками
выполнять элементы основных декоративных росписей
работать с различными материалами для лепки.
изображать геометрические фигуры
находить свет, блик, полутень, рефлекс, падающая тень
применять на практике -3 закона пейзажа
выполнять элементы бижутерии
выполнять работы в технике декупаж, батик, войлок
составлять свои флористические композиции
Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, предметы быта, аксессуары и др.) Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных.
Занятия в каникулы. Программа обеспечивает непрерывность образовательного процесса. В каникулы обучающиеся принимают участие в праздниках, экскурсиях, окружных и городских конкурсах, выставках, и отражают мероприятия в своих творческих работах. В течение всего периода обучения целесообразно посещать музеи, выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изучать народные традиции и современное декоративное искусство.
Учебно- тематический план
Первый год обучения

Темы
Общее
количество
часов
Теоретические
часы
Практические
часы


Вводное занятие
2
1
1

2
Основы изобразительной
грамоты


40

6

34

3
Знакомство с основными жанрами (натюрморт, пейзаж, портрет)

20
4
16

4
Сувенир


10


10

5
Истоки декоративно-прикладного искусства
36
4
32

6
Экскурсии
6

6

7
Тематическое рисование
12



12


8
Мастер классы


6


6

9
Подготовка к выставке

10


10

10
Итоговое занятие
2
2



всего
144




Вводное занятие
Тестирование учащихся , для выявления художественных способностей . Проведение родительского собрания. Комплектование групп.
Теория: рассказ о работе объединении, просмотр работ. Подготовка к работе, что необходимо. Что можно и что нельзя.
Первичный инструктаж.
Практика: Рисунок на тему «Осень», для выявления уровня художественных способностей учащихся.
Основы изобразительной грамоты.
Основные и дополнительные краски
Теория:
Познакомить с тремя основными красками, напомнить правила работы с ними.: Главные краски :синяя, красная ,желтая.
Цветовая палитра. Смешение красок.
Практика: Выполнение простых упражнений с использованием основных красок.
Разноцветные пятна
Радужная страна
Волшебная страна
Черная краска. Черные звери
Силуэт
Серое семейство
Ветер, тучи
Хоровод
Теория:
Дополнительные краски, приемы получения нужного цвета. Познакомить со способами работы акварельными красками: работа по сухой бумаге многослойно, работа по сухой бумаге в один слой, работа по влажной бумаге.
Практика: выполнение упражнений.
Теплоходность
Теория: Теплые и холодные краски, звонкие и глухие краски. Гуашь, особенности работы.
Белая и черная краска (затемнение, высветление) .
Практика: Выполнение упражнений, закреплять навыки работы с гуашевыми красками:
В стране теплых красок.
Ветер
Кляксы
Цветы распускаются
Дуги-1
Дуги-2
Дерево теплой страны
Знойный лес
Замок феи цветов
Страна светлых и темных красок
Облака
Шпили замка
Тени
Солнечное утро
Светлый замок
Молнии
Замок злой волшебницы
Заколдованный лес
В стране холодных красок:
Зимнее небо
Звезды
Букет для снежной королевы
Цветы-снежинки
Далекий лес
Дерево холодной страны
Лес ледяного королевства
Замок снежной королевы
Линейный рисунок.
Теория: Линейный рисунок, конструктивное рисование. Знакомство с разнообразием карандашей.
Штрих, линия ,пятно.
Беседа, просмотр художественного материала.
Практика: Выполнение линейных рисунков животных, людей, деревьев, упражнений.
1.Фломастеры:
Одуванчики
Насекомые
Мир насекомых
Человек
Прогулка
Ежики
Ветер
Крылья
Птица
Полет птиц
Солнце и ветер
2.Цветные карандаши:
Одуванчики
Солнечные лучи
Солнечный луг
Большие цветы
Запах трав
3.Тушь
Кляксография.
Осенние цветы
Бабушкин сад
Теория: Пространство. Изображение природы.
Различные состояния природы, способы изображения различных состояний. Приемы передачи пространства в живописи, графике
Практика: Выполнение быстрых этюдов.
Теория: Композиция. Правильное расположение рисунка на плоскости листа.
Композиция- основа картины. Размещение предметов на определенном формате ( горизонтальный , вертикальный ) , особенности выбора формата в зависимости от преобладающих форм предметов . Компазиция пейзажа. Составные пейзажа. Линия горизонта . Особенности выделения композиционного центра ( формой,
цветом ).
Практика: Построение композиции пейзажа. Акварель. Самостоятельное выполнение работ на темы :
осенний праздник
в царстве Нептуна
Зимний праздник
Весенние хлопоты
Первый подснежник
Сказочный герой
Теория: Ритм. Познакомить со средствами художественной выразительности линией, ритмом. Показать многообразие линий в природе. Познакомить с графическими материалами.
Практика: Передать ритм движения: ручья, цветов, ветвей деревьев и т.д. использовать графические материалы: карандаш, фломастер, мелки, тушь.
Теория: Колорит. Гармоничное сочетание цветов в картине, от латинскогоcolor (цвет). Поиски правильного сочетания цветов в живописи. Великие колористы Тициан, Тинторетто, Эль Греко, Веласкес, Рембрандт, К.Коровин, Врубель, Серов, Суриков., великие ипрессионисты.
Практика: Передача гармоничного сочетания цвета в природе, гуашь, акварель, по выбору.
3. Знакомство с основными жанрами искусства.
Теория: Натюрморт - мир вещей, которые окружают человека.
Краткая история возникновения жанра: знакомство с жанром ,просмотр работ художников . Размещение предметов на листе. Особенности рисования предметов имеющих ось симметрии. Сложный натюрморт. значение фона , изображение двух плоскостей . Просмотр голландских натюрмортов.Голландский натюрморт-
«тихая жизнь», а не «мертвая природа». Примеры: ПитерКлас, ВиллемХед, Бейрен, В.Кальф, Ф.Сурбарана, Ж.Б.Шарден.
И.Е.Репин, В.Д.Поленов, И.Н.Крамской, В.А.Серов, И.Т.Хруцкий, П.П.Кончаловский, К.А.Коровин, И.И.Машков, М.С. Сарьян.
Репин.
Правильная постановка натюрморта.
Практика: Поиски правильной постановки натюрморта. Выполнение натюрморта на темы: «дары природы», «чайный», не большое количество предметов. Живопись.
Теория: Пейзаж. История возникновения жанра. Природа, естественная и измененная человеком – главный предмет изображения жанра. Первые образы русской природы на полотнах А.Г.Венецианова. А.К.Саврасов, И.Н. Крамской, И.И.Шишкин, И.Репин, А.И.Куинджи. Времена года в изображении художников. Выявление особенностей пейзажа .Перспектива. Передний , задний план , особенности изображения деревьев .
Практика : В течение года выполнять пейзажи различных времен года и на темы :
в осеннем лесу,
прогулка по парку,
на берегу реки,
утреннее небо, тучи ,
листопад
зимняя сказка
цветочная поляна.
Теория: Портрет. Краткая история возникновения жанра.
Древнии Египет, Фаюмские портреты, эпоха Возрождения и яркие представители – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто.
Русские представители – И.П.Аргунов,Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковского, Ф.С.Рокотова, О.А.Кипренский, К.Брюлов, И.Репин, М.Врубель и т. Д.
Пропорции головы и лица человека , симметричность в рисовании .Разворот головы (анфас , профиль , фас) автопортрет.
Практика: Выполнение портрета мамы, бабушки, учителя, любимого книжного героя.
4.Сувенир.
Практика: Выполнение новогодних сувениров из соленого теста.
Лепка по темам .
Роспись гуашью, покрытие лаком.
Поздравительная открытка.
Выполнение открыток к праздникам, с элементами выполненными: из пластики, холодного фарфора, оригами, бумага-пластики.
5 «Истоки декоративно-прикладного искусства».
Теория: Синеокая гжель. Знакомство с гжельской керамикой. Рисование элементов гжельской росписи. Просмотр зрительного ряда.
Практика: роспись тарелочек.
Теория: Дымковская игрушка. Знакомство с промыслом и особеностью росписи дымковской игрушки. Просмотр зрительного ряда.
Практика: лепка игрушек, рисование элементов росписи, роспись игрушек.
Теория: Филимоновская игрушка. Знакомство с промыслом. Особенности. Просмотр зрительного ряда.
Практика: лепка игрушек, рисование элементов филимоновской росписи, роспись силуэтов, роспись игрушек.
Теория: Городец. История промысла, отличительные особенности росписи.
Практика: Составление и выполнение композиции на картоне.
.Теория: Золотая хохлома. Знакомство с хохломским промыслом.
Практика: Выполнение элементов росписи, роспись шаблонов, поздравительная открытка с элементами хохломы.
Теория: Батик. История возникновения. Материалы , приемы и методы выполнения работ.
Практика: Выполнение росписи на ткани с помощью трафарета и штампов
6.Тематическое рисование.
Практика: День учителя, Герои защитники, день снятия блокады, День Победы, 23 февраля, праздник мам.
По страницам любимых сказок.
7.Экскурсии. Проведение 2-3 экскурсии в течение года. Заранее подбирается тема, музей. Это может быть посещение мастер классов в Союзе Художников.
В ТЮЗ им. Брянцева, участие в фестивале «Театр глазами детей».
8.Мастер классы. Мастерские Деда Мороза (лепка, козули).
9. Подготовка к выставке, подготовка и оформление работ.
10. Итоговое занятие.
4.Знакомство с основными жанрами.
7. Творческие проекты.
Календарно-тематический план

п/п

Дата

раздел,
тема учебного
занятия
количество
часов

содержание деятельности



план

факт

всего
часов
теория
практика
теоретическая часть (цель,
содержание
занятия),
форма,
методы
работы
практическая
часть занятия(цель, содержание
занятия),
формы, методы
работы

1


Вводное занятие
2
1
1



2


Основы изобразительной грамоты
1 Основные и дополнительные краски
2 Дополнительные краски
3
Теплые и холодные
4
звонкие и глухие
5
В стране теплых красок
6
страна светлых и темных красок
7
В стране холодных красок
8
линейный рисунок, конструктивное рисование
9 фломастеры
10 цветные карандаши
11 тушь
12 пространство
13 композиция
14 ритм
15 колорит

40
6
34



3


Знакомство с основными жанрами
20
4
16



4


Сувенир
10
-
10



5


Истоки декоративно-прикладного искусства
36
4
32



6


Экскурсии
6

6



7


Тематическое рисование
12

12



8


Мастер класс
6

6



9


Подготовка к выставке
10

10



10


Итоговое занятие
2
2







Всего
144





Учебно-методическое сопровождение рабочей программы.
Форма занятий. Одновременно в группе могут заниматься 15 человек , на первом году обучения, 12 человек на втором году и 10 человек на третьем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с целью получения знаний (теоретическая часть), познавательные беседы, практическая часть (совместная, индивидуальная, самостоятельная), конкурсы.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с основами художественной грамоты , расширяют знания о видах и жанрах искусства , истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются основной формой обучения. В процессе практической работы, последовательно обучающие осваивают отдельные приемы и методы обработки различных материалов. Целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Обучаемые получают практические навыки работы с различными материалами и инструментами, активизируют мускулатуру рук, что способствует умственному развитию, снятию тревожности и агрессивности.
Приемы и методы. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстрированных альбомов, готовых изделий или образцов с пояснением.
Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. Цель показа готовых образцов и изделий – научить правильно использовать эти образцы и вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать. На теоретических занятиях изучаются только те методы и приемы, которые будут использоваться в последующей практической работе.
Занятия построены так, что теоретические знания и практические навыки даются всей группе, в дальнейшем используется индивидуально-дифференцированный подход к выполнению творческих работ.
В конце занятия по каждой выполненной работе всем предлагается высказать свое мнение, отмечая достоинства и недостатки. Это помогает еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть ошибки. Вывешивание и просмотр работ на доске.
В процессе работы педагог не только предлагает, направляет и подсказывает направление выполнения работы, но и выбирает лучшие идеи обучаемых, тем самым развивая творческие способности и их талант.
После изучения основного количества тем проходит обзор выполненных работ с оформлением выставки в классе , в холлах школы.
Методы:
наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
наглядный (демонстрация чего – либо);
словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
практический (самостоятельная работа и по замыслу);
индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности, способности обучающихся);
метод проектирования (от планирования до контроля);
проблемный (метод проб и ошибок).
Приемы:
наглядно – действенный (показ: частичный, полный);
наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии);
словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)
индивидуальная работа

Форма подведения итогов
выставки проводимые в школе
участие в городских конкурсах
показ достижений в классе

Методические способы и приемы детского мориторинга
самооценка
накопление опыта и знаний
методы стимулирования и мотивации детской деятельности
поощрение(порицание)
учебно-познавательная игра
создание ярких наглядно-образных представлений
создание ситуаций успеха
стимулирующее оценивание
свободный выбор задания


Работа с родителями.
В течение учебного периода с родителями проводится индивидуальная работа, направленная на обсуждение и решение некоторых педагогических и психологических проблем ребенка, которые иногда возникают в процессе обучения.
- предоставление возможности в начале учебного года познакомиться с программными
материалами и условиями работы, деятельностью студии
- совместная творческая деятельность детей и родителей во время мастер классов
- совместное посещение выставок, экскурсий и т.д.
помощь со стороны родителей в укреплении материально-технической базы студии.

Перечень учебно-методического обеспечения оборудования:

Столы , стулья , мольберты, компьютер, печь для обжига
Таблицы , схемы , распечатки этапов.
Образцы работ
репродукции
подбора лучших работ студийцев
ведра , баночки-непроливайки , салфетки, палитры, кисточки
краски : гуашь, акварель, акриловые краски, витражные краски
краски для батика и контуры , ткань, рамы, кнопки
пластика фимо и инструменты для нее, формы. войлок и иглы ,
простые карандаши , восковые мелки , фломастеры,
тушь и перья, держатели для перьев,
стирательные резинки , клячки .
Материалы для лепки: мука-соль, глина, холодный фарфор, полимерные глины.
Клей ПВА, кисти для клея
Литература для учителя :
Воловик А.Ф. Все о рисовании М.ООО «Издательство Астрель» , ООО « Издательство АСТ», 2000
Татьяна Калинина. Первые успехи в рисовании. Большой лес .
Цветы и травы
Башня ,растущая в небо.
Я учусь рисовать акварельными красками. БЕЛФАКС 2006
Книга о цвете 5-6 лет Леонид Яхнин Радуга
С. Пб «Издательский Дом»Нева» Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002
М.О Синеглазова Роспись по стеклу Москва Издательский Дом МПС 2005
Узоры из бумажных лент Хелен Уолтер Изд. НИОЛА-ПРЕСС 2007
Стильные украшения из полимерной глины. ЭКСМО Москва 2000
Энциклопедия рисования Москва «РОСМЭН» 2000
Н.Г. Мейстер Лепим из бумаги Ярославль АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ 2007
Г.П. Шалаева Учимся рисовать человека. АСТ СЛОВО Москва 2010
Ольга Вешкина Декупаж. Одежда. Обувь. Аксессуары. Декорируем гардероб. Москва ЭКСМО 2008
Батик. Техника. Приемы. Изделия Сергей Давыдов. «АСТ ПРЕСС КНИГА»МОСКВА
Рисуем цветы . АРТ-РОДНИК Катя Розенберг 2007
Акварель. Рисуем цветы. АРТ-РОДНИК 2008
Акварель. Рисуем и пишем. Москва АСТ- ААстрель 2005
Курс акварельной живописи. Пейзажи за считанные минуты.
Кейт Фенвин Москва АСТ- АСтрель 2005
Фантазии из стекла .Витражи. Картины. Роспись. Ростов-на-Дону Феникс 2006
Б.А.Луковенко Рисунок пером «Изобразительное искусство» Москва 2000
Поделки из бумаги О.В. Бондаренко Ярославль Академия развития 2010
Сержантова Т.Б.366 моделей оригами Москва АЙРИС ПРЕСС 2004
С.Соколова Бумажные цветы, букеты, кусудамы. Лучшие приемы искусства оригами. Москва Эксмо Спб. Домино 2008
диск с презентациями по изобразительному искусству

видео ряд уроки Сергея Андрияки
Заголовок 1 Заголовок 2Основной шрифт