Образовательная программа объединения Волшебная кисточка
Образовательная программа
объединения «Волшебная кисточка»
(срок реализации 1 год, возраст детей 7-10 лет)
Составитель
Педагог дополнительного образования
Латыпова Вероника Олеговна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность.
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности. Они любят фантазировать и экспериментировать…
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Программа «Волшебная кисточка» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник традиционного и нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами традиционного и нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
1.Обучающие:
научить работе с красками и другими средствами рисования.
цвет – понятие основных и дополнительных полученных составных.
научить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, ластик, нитки);
научить основам композиции
2.Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
3.Воспитательные:
воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
воспитывать навыки самостоятельности, умение довести начатое до конца
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят два раза в неделю, в год- 144 часа.
Форма проведения занятий: групповая.
Ожидаемые результаты.
- дети научаться различать, называть и применять на практике традиционные и нетрадиционные способы рисования;
- дети научатся приемам работы кистью, карандашом, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, ластик, нитки);
- дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
-сформируются навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Нетрадиционные техники рисования.
«Пластилинография».
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
«Монотипия».
Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.
«Ниткография».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
«Монотипия пейзажная».
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и лавсановую папку – уголок. На папку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
«Кляксография обычная».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
« Восковые мелки и акварель».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
« Кляксография с трубочкой».
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
«Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
« Рисование по мокрому листу».
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
«Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Оттиск печатками из ластика».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Оттиск смятой бумагой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
« Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок (сделанный при помощи карандаша и поролона) гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.
«Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
«Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
Учебно-тематический план.
№ Название раздела, содержание урока. Кол-во часов
теория практика
Знакомство со штрихами.
Длинные ровные штрихи (рисование ежика) 20 мин 40 мин
Пластилинография: раскрашиваем шаблон «Рыбки,имитация чешуи » пластилином 20 мин 40 мин
Знакомство со штрихами. Длинные загнутые штрихи (рисуем овечку) 20 мин 40 мин
Оттиск листьями «рисуем» осенний лес 20 мин 40 мин
Знакомство с цветом.
Теплые цвета (рисование пламени огня) 20 мин 40 мин
Рисование по мокрому листу кленовый лист 20 мин 40 мин
Знакомство с цветом.
Холодные цвета (рисование тучки и дождик) 20 мин 40 мин
Лепка из пластилина (ландыши) 20 мин 40 мин
Как получаются цвета? Смешивание (рисуем цветовой круг) 20 мин 40 мин
Аппликация из ниток (щенок) 20 мин 40 мин
Знакомство с формой. Круг
(рисование кружками гусеницы) 20 мин 40 мин
Рисование ватными палочками (листопад) 20 мин 40 мин
Знакомство с формой. Квадрат (рисуем дом, город) 20 мин 40 мин
Пластилинография: раскрашиваем шаблон «Бабочки» пластилином, 20 мин 40 мин
Знакомство с формой. Треугольник. ( рисуем елочку) 20 мин 40 мин
Кляксография обычная «Сказочные животные» (неточности дорисовываем) 20 мин 40 мин
Знакомство с тоном.
Рисование тоновой растяжки различными штрихами. 20 мин 40 мин
Рисование ладошкой: «Солнышко» 20 мин 40 мин
Ломаные линии (рисуем горы) 20 мин 40 мин
Рисование ватными палочками (белый мишка на снегу) 20 мин 40 мин
Волнистые линии (морские водоросли) 20 мин 40 мин
Аппликация из ваты и цв. бумаги (зима в саду) 20 мин 40 мин
Акварель и восковые мелки «Подводное царство», 20 мин 40 мин
Пластилинография Раскрашиваем шаблон «Декоративной птицы», имитация оперения 20 мин 40 мин
Монотипия «Бабочки» (одно крыло бабочки рисуем, второе отпечатываем, согнув рисунок пополам) 20 мин 40 мин
Рисование мыльными пузырями (смайлики) 20 мин 40 мин
Рисование «методом тычка» (кошка) 20 мин 40 мин
Рисование ладошкой «Разноцветные рыбки», 20 мин 40 мин
Монотипия «Волшебные птицы» (хвост отпечатываем, тело птицы дорисовываем) 20 мин 40 мин
Кляксография с трубочкой (ежики в лесу) 20 мин 40 мин
Рисование «методом тычка» (лев) 20 мин 40 мин
Ниткография «Что получилось?» 20 мин 40 мин
Восковые мелки и акварель (узор на окне) 20 мин 40 мин
Рисование «по мокрому» Зимушка, зима». 20 мин 40 мин
Рисуем ажурные снежинки белой гуашью на цветной бумаге 20 мин 40 мин
Пластилинография Новогодняя елка 20 мин 40 мин
Монотипия пейзажная «Речка» 20 мин 40 мин
Вырезание ажурных снежинок 20 мин 40 мин
Аппликация из смятых шариков салфетки «Снежный замок» 20 мин 40 мин
Рисование мыльными пузырями «одуванчики» 20 мин 40 мин
«Рисунок» манкой «Зима в деревне» 20 мин 40 мин
Монотипия «Чудесные вазы с цветами» (цветы отпечатываем, вазу дорисовываем) 20 мин 40 мин
Кляксография с трубочкой «Горы» 20 мин 40 мин
Аппликация из гороха и пшена «Морская черепашка» 20 мин 40 мин
Восковые мелки + акварель «Загадочные снежинки» 20 мин 40 мин
Набрызг «Звездное небо» 20 мин 40 мин
Раскрась матрешку (создание орнамента на шаблоне) 20 мин 40 мин
Рисование цв. карандашами (передача объема) «Снеговик» 20 мин 40 мин
Аппликация из смятых шариков салфетки «Веселая овечка» 20 мин 40 мин
Пластилинография Раскрашиваем шаблон «Сказочное дерево со сказочными плодами» передаем объем 20 мин 40 мин
Восковые мелки + акварель «Витраж» 20 мин 40 мин
Ниткография «Сказочный злодей» 20 мин 40 мин
Рисование по мокрому листу «Веточка мимозы» 20 мин 40 мин
Аппликация из ниток «Веселая прическа» 20 мин 40 мин
Лепка из соленого теста «Живые фрукты» 20 мин 40 мин
Рисование гуашью «Щенок» (передача фактуры) 20 мин 40 мин
Раскрасить изделия из соленого теста «Живые фрукты» 20 мин 40 мин
Оттиск смятой бумагой «Что снится ежику зимой?», 20 мин 40 мин
Монотипия пейзажная (рисунок рисуем на лавсане, отпечатываем на лист, неточности дорисовываем) «Золотая осень в лесу» 20 мин 40 мин
Рисование пальчиками «Вкусные ягодки» 20 мин 40 мин
Аппликация из цв. бумаги «Летняя полянка» 20 мин 40 мин
Рисование по мокрому листу «Вечерний закат» 20 мин 40 мин
Коля моля «На что это похоже?» 20 мин 40 мин
Рисование гуашью «Тюльпаны». 20 мин 40 мин
Кляксография с трубочкой «Волшебные деревья» 20 мин 40 мин
Рисование «методом тычка» Поле одуванчиков 20 мин 40 мин
Пластилинография «букет для мамы» 20 мин 40 мин
Рисование ладошкой «Осьминожки» 20 мин 40 мин
Набрызг + шаблоны «Сказочный лес» 20 мин 40 мин
Восковые мелки + акварель «Ночной город» 20 мин 40 мин
Аппликация«Рыбка» как фонарик 20 мин 40 мин
Рисование по мокрому листу «Цветы и бабочки» 20 мин 40 мин
Рисование кулачком «Корзинка яблок» 20 мин 40 мин
Кляксография «Волшебные плицы» 20 мин 40 мин
Пластилинография «Сказочный дом» 20 мин 40 мин
Оттиск пробкой «Расписные тарелки» 20 мин 40 мин
Восковые мелки + акварель «Дождь и радуга» 20 мин 40 мин
Оттиск мятой бумагой «Цыплятки-желтые ребятки» 20 мин 40 мин
Рисование пальчиками «Маленькая елочка» 20 мин 40 мин
Монотипия пейзажная (рисунок рисуем на лавсане, отпечатываем на лист, неточности дорисовываем) «Зимнее утро» 20 мин 40 мин
Кляксография с трубочкой «Невиданные звери» 20 мин 40 мин
Акварель «Синие колокольчики» 20 мин 40 мин
Оригами «Рыбка» 20 мин 40 мин
Оттиск смятой бумагой « Здравствуй, киса! Как дела?» 20 мин 40 мин
Рисование по мятому листу «Фрукты спелые» 20 мин 40 мин
Набрызг + шаблоны (цветущий луг) 20 мин 40 мин
Аппликация из рваной бумаги «Чудо юдо» 20 мин 40 мин
Лепка из соленого теста «Веселые гусеницы» 20 мин 40 мин
Рисование ватными палочками «Жираф» 20 мин 40 мин
Раскраска изделий из соленого теста «Веселые гусеницы» 20 мин 40 мин
Акварель «Розовый фламинго» 20 мин 40 мин
Рисование ладошкой «Сказочная птица». 20 мин 40 мин
Восковые мелки + акварель «Салют» 20 мин 40 мин
Рисование «методом тычка» «Зайка» 20 мин 40 мин
Апликация скатывание бумаги «Ой, рябина кудрявая» 20 мин 40 мин
Оттиск смятой бумагой «Мишка косолапый» 20 мин 40 мин
Акварел ь«Анютины глазки» 20 мин 40 мин
Набрызг: «Конфетти» 20 мин 40 мин
Пластилинография «Черепаха» 20 мин 40 мин
Рисование + аппликация «Бабочки» 20 мин 40 мин
Аппликация «Подарок для папы» 20 мин 40 мин
Восковые мелки + акварель «Одуванчики мои» 20 мин 40 мин
Рисование пальчиками «Цветущие сады» 20 мин 40 мин
Гуашь «Алые тюльпаны» 20 мин 40 мин
Метод тычка «Снегири на ветке» 20 мин 40 мин
Аппликация скатывание бумаги «Волшебные цветочки» 20 мин 40 мин
Коля моля «На что это похоже?» 20 мин 40 мин
Гуашь «Лебеди» 20 мин 40 мин
Пластилинография «Ромашковое поле» 20 мин 40 мин
Рисование «Птицы–ладошки» 20 мин 40 мин
Метод «тычка» «Шишки на ветках» 20 мин 40 мин
Оригами«Киса» 20 мин 40 мин
Рисование «Портрет мамы» 20 мин 40 мин
Рисование пальчиками«Смешные рожицы» 20 мин 40 мин
Аппликация объемная «Березка кудрявая» 20 мин 40 мин
Рисование ватными палочками«Мимозы маме» 20 мин 40 мин
Пластилинография «Петушок, золотой гребешок» 20 мин 40 мин
Оттиск смятой бумагой «Волчок-серый бочок» 20 мин 40 мин
Кляксография с трубочкой «Могучие деревья» 20 мин 40 мин
Цв. карандаши «В мире жучков» 20 мин 40 мин
Аппликация Манка + пшено«Ромашки» 20 мин 40 мин
Акварель + восковые мелки «Витражи», 20 мин 40 мин
Аппликация из рваной бумаги «Утки на болоте» 20 мин 40 мин
Рисование пальчиками «Красивые бабочки» 20 мин 40 мин
Рисование ватными палочками «Сирень» 20 мин 40 мин
Оригами «Птицы» 20 мин 40 мин
Гуашь «Забавные животные» 20 мин 40 мин
Объемная аппликация «Лебеди» 20 мин 40 мин
Монотипия пейзажная: «Осень в лесу» 20 мин 40 мин
Пластилин «Веселый поросенок» 20 мин 40 мин
Цв. карандаши «Весенний лужок» 20 мин 40 мин
Аппликация цв. бумага +вата «Птицы в небе голубом» 20 мин 40 мин
Рисование тычком: «Белоствольная береза», 20 мин 40 мин
Набрызг + шаблоны «Бабочки» 20 мин 40 мин
Оригами «Тюльпаны» 20 мин 40 мин
Аппликация цв. бумага +вата «Веточки вербы» 20 мин 40 мин
Рисование по мокрому листу: «Украсим салфетку цветами» 20 мин 40 мин
Акварель + восковые мелки «Величавые деревья» 20 мин 40 мин
Аппликация «Космос» 20 мин 40 мин
Рисование ватными палочками «Леопард» 20 мин 40 мин
Пластилин «Аквариум» 20 мин 40 мин
Монотипия «Цветы для мамы» 20 мин 40 мин
Набрызг + шаблоны «космические фантазии» 20 мин 40 мин
Объемная аппликация из ватных дисков «Каллы» 20 мин 40 мин
Итого 144 часа
Используемая литература:
1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.
5. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
6. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
8. Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
9. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
10. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.
12. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
13. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.