Планирование Программа оздоровительного центра с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного учреждения
«В здоровом теле - здоровый дух»
дневным пребыванием детей
«Тамсылар»
На базе МБОУ БГИ № 2 им. А. Валидисрок реализации : 3 года
возраст детей: 7-14 лет
Составитель: Идрисова Р.Р.
Ишимбай
2015 год
Концепция программы
Приобщить детей к разнообразной деятельности, создать в лагере стиль отношений подлинного содружества и сотворчества.
Развивать различные формы общения в разновозрастных отрядах.
Организовать разнообразную общественно- значимую досуговую деятельность и прежде всего активное общение.
Выявлять и развивать творческий потенциал ребёнок; включать его в развивающую, коллективную и индивидуальную деятельность.
Развивать у детей навыки работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространённых заболеваний у детей, укрепление здоровья, закаливание организма у детей.
Способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни.
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязнённая экология, хронические заболевания и т.д.)
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребёнка и развития в нём творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественно- эстетической, технической, прикладной направленности, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных семьях. В некоторых семьях доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей , родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание.
Механизм реализации программы.
1. Подготовительный этап включает:
- подбор кадров;
- комплектование отрядов;
- разработка документов;
2. Организационный этап включает:
- знакомство;
- выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
- сплочение отряда;
- формирование положений и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап включает:
- реализацию основных положений программы.
Родители, дети, воспитатели, общественные организации- организаторы программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков и поделок.
4. Заключительный этап.
Психолого- социально- педагогический анализ результатов.
I. Пояснительная записка
Летний отдых сегодня – это зона особого внимания к ребенку, его социальная защита, полигон для творческого развития.
Летние каникулы дают педагогу и ребенку наиболее благоприятные возможности для развития, воспитания и оздоровления. Можно полнее использовать это время для индивидуального творчества, совершенствования умений, навыков. Поэтому в МБОУ БГИ № 2 им. А. Валиди создается оздоровительное учреждение с дневным пребыванием детей «Тамсылар».
Программа с оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей для воспитанников МБОУ БГИ № 2 составлена как логическое продолжение воспитательной и образовательной работы в области всестороннего развития личности воспитанников и предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей. Она ориентирована на детей 7-14 лет, количество детей в оздоровительном учреждении-100, 4 группы по 25 человек. Воспитательно- образовательный процесс строится на двух языках: башкирском и русском. Программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Комплектование отрядов осуществляется с учетом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывается возраст, родственные отношения, симпатии к педагогам и товарищам. К реализации программы активно привлекаются родительская общественность и различные культурные – досуговые, спортивные, общественные и производственные организации.
Тип программы – комплексный, срок действия – краткосрочный на 1 смену с 3 по 23 июня 2015 год.
II. Цель программыФормирование психически и физически здоровую личность ребенка, осуществление активной познавательной деятельности.
Развитие чувства любви к Родине, формирование чувство гражданской ответственности и сопричастности к развитию Республики Башкортостан.
III. Основные задачи программы- Формирование потребности в здоровом образе жизни, содействие сохранению и укреплению здоровья.
- Пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
- Развитие интересов и духовно- творческих возможностей каждого ребёнка через организацию активной досуговой деятельности.
- Обогащение нравственного опыта ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и других ).
- Организация работы направленной на реализацию задач экологического, художественно- эстетического, гражданского воспитания.
IV. Сфера деятельности оздоровительного учреждения
№ Направление
Задачи Условия реализации
1 Физкультурно-оздоровительное Охрана и укрепление здоровья детей.
Совершенствование их физического развития, вооружение знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни. Занятие в кабинете ЛФК на футбольном поле и на баскетбольной площадке, в физиотерапевтический кабинете и
в кабинете психологической разгрузки
2 Духовно-нравственное Выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту с учетом эколого-географических и национально-культурных условий.
Формирование любови и уважения к национальной культуре, истории и традициям.
Воспитание активной гражданской позицию. Развитие творческой активности детей, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.
Организация дежурство «Зеленый патруль», тематического блока «Полет на зеленую планету».
Формирование любови и уважение к национальной культуре истории и традициям через фольклор.
Познакомить с основными событиями и героями ВОВ, посещение музеев.
V. Финансирование оздоровительного учреждения
Оздоровительное учреждение с дневным пребыванием детей финансируется органами социального страхования
Оздоровительное учреждение с дневным пребыванием детей самостоятельно осуществляет финансово- хозяйственную деятельность; по окончанию смены предоставляет учредителю отчет о поступлении и расходовании средств.
VI. Основные формы реализации программы
1. Физкультурно-оздоровительный марафон.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:
полноценное питание;
закаливающие процедуры;
развитие движений;
гигиена режима;
фиточай;
1.1.Принципы организации питания:
выполнение режима питания;
калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
гигиена приема пищи;
индивидуальный подход к детям во время питания;
1.2.Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Основные факторы закаливания:
- закаливающие воздействия ограничено вписываются в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду так и по интенсивности;
- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
- закаливание осуществляется на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте ребенка;
В центре с дневным пребыванием детей проводятся следующий комплекс закаливающих мероприятий:
- облегченная одежда детей (постоянно)
- соблюдение температурного режима в течение дня
- утренняя гимнастика для девочек на воздухе
- утренняя силовая гимнастика для мальчиков и пробежка на воздухе
- дыхательная гимнастика
- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи
- полоскание рта
-правильная организация прогулки и ее длительность
-солнечные и воздушные ванны
-вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух
1.3.Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:
1.Санитарно-просветительская работа
- профилирующий отряд ЮИД
- выпуск санитарных листов (солнечный удар, летний травматизм),
болезни грязных рук, грибковые заболевания, вредные привычки
- информационные десятиминутки о здоровом образе жизни (2 раза в неделю)
- информационный стенд « Будьте здоровы»
- конкурс агитационного плаката по отрядам
2.Контрольно –диагностическая работа
- контроль соблюдения гигиенических правил (экспедиция « Неболейка»)Физическое развитие
Основные принципы физического воспитания
Физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его
физического развития, биологической зрелости и здоровья
Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами
Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики
Медицинский контроль за физическим воспитанием
Формы организации физического воспитания:
-физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе
-дозированная ходьба
-элементы туризма
- утренняя гимнастика
-индивидуальная работа с детьми
-работа спортивных секций
2.Экологическая тропа
1.Оценка экологической ситуации
2. Оценка состояния здания и его внутренней среды
3. Систематическая работа по озеленению территории лагеря
4. Работа в зеленом уголке
5. Занятие на экологической тропе
6. Экологические игры
7. Экологические экскурсии (в городской парк)
8. Театральная деятельность (конкурс сказок о природе)
9. Выпуск Экологической газеты «Спасатели Земли»
Национально- патриотическая акция
-разработана лекция –игра «Путешествие по родному краю»
- просмотр видеофильмов
- экскурсия по городу и по памятным местам
- посещение городского музея, музея народного образования, школьных музеев БГИ № 2, РКШИ, картиной галереи
- конкурс рисунков, песен (по тематике)
- проведение детского сабантуя, детских народных игр
4.Художественно-эстетический фестиваль
-Тематические вечера
- Вечера башкирской музыки
- Концерты (посвященные открытию, закрытию, дню именинника)
- Конкурсы (рисунки на асфальте, рисунки по сказкам и т.д.)
- Посещение выставок, театров, спектаклей, кинокомплекс
- Фестиваль талантов
VII. Материально- техническое обеспечение
Материально техническую базу центра с дневным пребыванием детей составляют:
- актовый зал;
-спортивный зал и спортинвентари;
-кабинет ЛФК, физиотерапии, массажный и процедурный кабинет;
- столовая гимназии- интерната;
- кабинеты вокальной студии, лепки, ИЗО студии;
-проекторы, ноутбуки, технические средства и т.д.
VIII. Циклограмма
1.Встреча детей.
2. Линейка.
3. Зарядка.
4. Трудовая деятельность.
5. Кружковые занятия.
6. Воспитательные мероприятия.
7. Экскурсии.
8. Отрядные мероприятия.
9. Подведение итога дня.
IX. Режим дня
8.30- 8.35 - Прием детей.
8.35- 8.45 - Линейка. Знакомство с планом дня.
8.45- 9.05- Утренняя гимнастика.
9.05- 9.15- Подготовка к завтраку
9.15- 9.45- Завтрак
9.45- 10.30- Кружковые занятия.
10.30- 10.45- Перерыв
10.45- 11.30- Воспитательные мероприятия
11.30- 11.45- Перерыв экскурсии, воспитательные мероприятия
11.45- 13.00- Экскурсии обед
13.0 0- 13.50- Обед
13.50- 14.20- Отрядные мероприятия
14.20- 14.30- Подведения итогов дня. Проводы детей.
X. Содержание программы
Работа пришкольного лагеря строится по четырем направлениям.
1.Физкультурно- оздоровительное.
Задачи физкультурно- оздоровительной работы:
- охрана и укрепление здоровья школьников;
- совершенствование их физическое развитие;
- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;
- улучшение физической и умственной работоспособности ;- воспитание у детей личной физической культуры.
- формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Для реализации данных задач созданы следующие условия:
- функционирует оборудованный кабинет ЛФК
- площадка для футбола, баскетбола
- физиотерапевтический кабинет
- кабинет психологической нагрузки.
2. Духовно- нравственное направление
Задачи духовно- нравственного направления:
-формировать любовь и уважение к национальной культуре, истории и традициям;
-воспитать активную гражданскую позицию;
- формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней:
развитие представлений о самоценности природы;
выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
Средства реализации:
-тематический блок «Полет на зеленую планету»
- организованное дежурство «Зеленый патруль»
- познавательная информация
- труд в природе
- экскурсии
3.Национально – патриотическое направление
Задачи национально – патриотического воспитания
Формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям через фольклор;
Воспитывать активную гражданскую позицию;
Познакомить с основными событиями и героями ВОВ.
4.Художественно-эстетическое воспитание
Работа по данному направлению осуществляется по следующим блокам:
развитие творческой активности личности ребенка;
развитие декоративно- прикладного творчества;
формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.
Для осуществления систематической работы по данному направлению в центре дневного пребывания детей созданы следующие творческие объединения:
-вокальная студия
- ИЗО студия, лепка.
XI.Ожидаемые результаты
1.Укрепление здоровья детей.
2. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
3. Развитие способностей, кругозора, познавательной активности детей.
4. Воспитание любви и гордости к Родине, формирование чувства гражданской, ответственности и сопричастность к развитию Республики Башкортостан.
XII. Этапы реализации программы
Подготовительный этап: апрель- май
-подбор кадров;
- комплектование документов;
- разработка документов.
2. Организационный этап: 1-3 июня
- знакомство;
- выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
- сплочение отряда;
- формирование положений и условий совместной работы;
- подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап: 4-17 июня.
- реализация основных положений программы.
4. Заключительный этап: 18—21 июня.
- закрытие лагеря;
- психолого – социально- педагогический анализ результатов.
XIII. Литература
1.Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990
2. Афанасьев С.П., Комарин С.В. Триста творческих конкурсов. М., 1997
3. Брагина Г.А. Настольная книга вожатого. Ч.1.2. Екатеринбург, 1998.
4. Журналы «Классный руководитель», «Справочник классного руководителя»
5. Горбунова Н.А. «Школьный лагерь» Разработки занятий с детьми и школьном оздоровительном лагере. Волгоград, 2005.
6. Постнова С.В. Отдых в летнем лагере. Полезные советы, праздники, игры и занятия. Ярославль,2006.
Утверждаю:
Директор МБОУ БГИ № 2
им. А. Валиди _____А.Г. ФайзуллинСписок сотрудников оздоровительного учреждения
дневного пребыванием детей «Тамсылар»
при МБОУ БГИ № 2им. А. Валиди№ Фамилия, имя, отчества Должность
1 Идрисова Раушания РамазановнаНачальник ЦДП
2 Аминова Нурия Махмутовнавоспитатель
3 Абдраимова Зиля Рашитовнавоспитатель
4 Валеева Минсылу Файзулловнавоспитатель
5 Губайдуллина Гульфина Вакиловнавоспитатель
6 Ильгильдина Альбина Рафаиловна воспитатель
7 Сафаргулова Гузель Фанировнавоспитатель
8 Киньбаева Зугра Фаткулловнавоспитатель
9 Каримова Альмира Гаязовна воспитатель
10 Насырова Зульфия Мусаевнавоспитатель
11 Шаньязова Альфия Рамилевнавоспитатель
12 Сайфуллина Светлана Исмагиловнаучитель музыки
13 Хайбуллина Миниса Явдатовнаучитель физкультуры
14 Мухаметов Альберт НизамовичНачальник трудового лагеря
15 Баймухаметова Гульназ ШафкатовнаЗам. ачальник трудового лагеря
16 Файзуллина Рамиля Ашрафовнавоспитатель
17 Халисов Дамир Рафкатовичвоспитатель
18 Сафина Лилия Ишгалиевнавоспитатель
19 Камалова Гуель Гаяновнавоспитатель
20 Ягафарова Гузелия Ринатовнавоспитатель
21 Гатиатуллин Ирик Салаватовичпед.доп. образования
22 Галимова Рашида Даутовнастаршая медсестра
23 Новикова Зульфия Ахтямовнакладовщик
24 Загидуллина Розалия Расуловнаповар
25 Хусаинова Гульсима Мухтаровнапом. повара
26 Придеина Ольга Сергеевна пом.повара(посудомойщица)
27 Кутлучурина Саима Абдразаковнауборщик служебного помещений
28 Хамидуллина Гульнара ЗагитовнаШеф- повар
Утверждаю:
Директор МБОУ БГИ № 2
им. А. Валиди _____А.Г. Файзуллин Режим дня
оздоровительного учреждения дневного пребыванием детей «Тамсылар» при МБОУ БГИ № 2им. А. Валиди8.30- 8.35 - Прием детей.
8.35- 8.45 - Линейка. Знакомство с планом дня.
8.45- 9.05- Утренняя гимнастика.
9.05- 9.15- Подготовка к завтраку
9.15- 9.45- Завтрак
9.45- 10.30- Кружковые занятия.
10.30- 10.45- Перерыв
10.45- 11.30- Воспитательные мероприятия
11.30- 11.45- Перерыв экскурсии, воспитательные мероприятия
11.45- 13.00- Экскурсии обед
13.0 0- 13.50- Обед
13.50- 14.20- Отрядные мероприятия
14.20- 14.30- Подведения итогов дня. Проводы детей.
Приложение 2 Утверждаю:
Директор МБОУ БГИ № 2
им. А. Валиди _____А.Г. ФайзуллинПлан работы оздоровительного учреждения дневного пребыванием детей «Тамсылар»
при МБОУ БГИ № 2им. А. ВалидиДата проведения
Тема дня
1.06. День защиты детей. Участие в республиканском мероприятии «Фестиваль детской поэзии».
2.06. Открытие оздоровительного учреждения
3.06. День спорта.
4.06. День книги.
5.06. Безопасная дорога детства.
6.06. Практические занятия по ОБЖ.
7.06. Экологическая экскурсия.
8.06. Праздник «Шэжэрэ»
9.06. День России. Экскурсия на природу.
10.06. День поэзии.
11.06. Моя малая Родина. Конкурс газет.
12.06. В гостях у сказки.
13.06. День спорта. Шашечный турнир.
14.06. Экскурсия в парк отдыха.
15.06. Экологическая игра.
16.06. День театра.
17.06. День творчества.
18.06. «По следам боевой славы»
19.06. Экскурсия на природу.
20.06. Закрытие оздоровительного учреждения.
21.06. День памяти.
Тип программы комплексный, строится по четырем основным направлениям:
физкультурно-оздоровительное,
экологическое,
художественно-эстетическое,
национально- патриотическое.
Адресация программы
Программа рассчитана на детей от 7 до 13 лет. Основной контингент составляют воспитанники МБОУ БГИ № 2 имени Ахметзаки Валиди.
Воспитательно- образовательный процесс в центре с дневным пребыванием строится на двух языках : на башкирском и русском.
Программа реализует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
VI.Ожидаемые результаты
1.Укрепление здоровья детей.
2. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
3. Развитие способностей, кругозора, познавательной активности детей.
4. Воспитание любви и гордости к Родине, формирование чувства гражданской, ответственности и сопричастность к развитию Республики Башкортостан.
VI.Ожидаемые результаты
1.Укрепление здоровья детей.
2. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
3. Развитие способностей, кругозора, познавательной активности детей.
4. Воспитание любви и гордости к Родине, формирование чувства гражданской, ответственности и сопричастность к развитию Республики Башкортостан.