«Организация учебного процесса на основе активного использования целевых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе».
Учитель: Тимофеева Н.В.(Работа проводилась на базе 4-а класса.)«Организация учебного процесса на основе активного использования целевых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе».Тема:
ppt_c
По оценке специалистов Министерства образования, выпускники начальной школы недостаточно хорошо владеют умениями пользоваться информацией. Причина в том, что весь начальный этап обучения единственным источником информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера.Вариантом решения задачи успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения в 5 классе может стать обращение к методу учебных проектов.
style.rotation
style.rotation
Задачи эксперимента:Раскрытие творческих, индивидуальных способностей;Проведение в классе регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность.Это создает условия для развития у детей познавательных процессов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у ребенка уверенность в своих силах и возможностях интеллекта.
Учебной задачей для учителя является:Реализация потенциальных возможностей каждого ученика;Формирование мотивов, побуждающих к учению.
style.rotation
style.rotation
style.rotationstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type
«Формирование познавательных процессов ,творческой деятельностии развитие речи детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью пособий «Лего- Спектра» и мультимедийных образовательных систем.»Цель экспериментальной работы:
style.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type
В исследовании участвовал 4-а класс в составе 9 человек.Учебный проект состоит из 4 этапов:Организация деятельности. Пути выполнения проекта.Погружение в проект. Определение темы исследования.Осуществление деятельности.Презентация результатов. Оформление работ детей.
1 этап: в результате анкетирования детей выявили исследовательский интерес каждого ребенка. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.Проведены занятия с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека.
Ребята познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа на этом этапе работы позволила обсудить значимые для ребят вопросы.
Проведение совместных уроков с библиотекарем школы помогло развитию познавательных интересов детей при выборе темы исследования. В процессе работы происходит развитие умений общаться и вступать в различные взаимоотношения с окружающими людьми.
style.rotation
Тема выбиралась учениками, исходя из их интересов.Ребята сами подбирали материал и оформляли работу.
Золотое кольцо России..Таким образом мы получили исследовательские проекты на следующие темы: Сталинградская битва.Куликовская битва.Весовые измерения.Путешествие в древний Новгород.Старинный город Ярославль.Города воинской славы.
На этом этапе осуществлялось планирование деятельности и разработаны программы исследования каждой группы.Все программы имеют одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы и база исследования.Все проекты оформлены на бумаге и в виде мультимедийных презентаций.
Межпредметная деятельность в ходе работы позволила ученикам приобретать более глубокие знания, соединяя недавно полученные сведения с тем , что они уже знают на основании собственного опыта.
3 этап: сбор информации по теме исследования.Кроме традиционных способов поиска информации в книгах, четвероклассники научились искать информацию в Интернете, искали клипы для презентаций. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников»- благодаря наблюдениям и экскурсиям.
Проведение уроков с элементами проектной деятельности помогло привить навыки научной полемики; развитию исследовательского мышления.Созданы условия для инициативы детей.
Работа по закреплению основных математических умений и навыков , а также контроль над результатами деятельности учеников проводился с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
Математика и конструирование.Математические тренажеры можно считать упрощенной разновидностью конструкторов.Через игровой сюжет можно закрепить основные математические умения и навыки, а также проверить степень усвоения материала.
Планируемый результат работы: сборник упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по самым трудным, «ошибкоопасным» разделам и темам.
Проектный метод заставляет детей включать воображение, думать, обсуждать, вычислять, сообщать, использовать весь запас знаний. Преподаватель и ученики ставили различные вопросы и вместе решали проблемы.
У учеников формируются, с одной стороны, вычислительные навыки, а с другой – самоконтроль за своими действиями.Построение моделей с помощью пособий «лего», составление последовательности действий учеников в процессе выполнения проекта.
Параллельно ведется работа над развитием внимания, памяти, логического мышления и мелкой моторики рук.
Формирование у детей пространственного воображения и конструктивных навыков;Способствует более эффективной деятельности на уроках труда.
Проводимые игры на планирование направлены на: формирование умения планировать последовательность действий.Игры на комбинирование предусматривали умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов , деталей, предметов.
Работа также включала в себя игры на формирование умения анализировать , умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет.
Работа с математическими пирамидами.Вот и результат!Вместе легче и интересней считать.
В процессе моей работы большая роль отводилась созданию условий для формирования навыков: самосовершенствования;саморазвития;самообразования;самореализации.
style.rotationr
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Этап презентации является заключительным .Школьники оформили результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, докладов, фотоотчетов.Проведение открытого урока с элементами проектной деятельности по теме: «Я- исследователь, я открываю мир!»
«Важно не только уметь ориентироваться по карте, но и знать многое о любимой стране.»Драгомирецкая Настя 4-а.
В процессе обучения младших школьников можно иллюстрировать явления и разнообразные процессы (которые в реальных условиях осуществить затруднительно и невозможно) с помощью гибких и наглядных компьютерных моделей.
В процессе проектно-исследовательской работы я, опираясь на непроизвольное внимание детей активизировала их познавательную деятельность, совершенствуя сенсорно-тактильную сферу, развивая коммуникативную функцию и интерес к обучению. Предлагаемые дидактические пособия сделали процесс обучения увлекательным и неутомительным.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность.Включение в проект подразумевает овладение следующими умениями:
Участвуя в проектной деятельности , учащиеся познакомились с новыми для себя видами работы:узнали, что такое планирование, и учились планировать работу;учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других детей, распределяя задания для выполнения;познакомились с требованиями к работе;научились работать с различными источниками информации;учились оценивать конечный результат;анализируя свою работу, познавали суть проектного метода.
Таким образом, выступая в качестве субъекта деятельности, определяя ее цель, открывая новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения возникающих проблем, неся ответственность за свою работу, учащиеся сделали первые шаги в развитии проектных компетенций.
Проведение в классе регулярных развивающих занятий ,включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование.
Использование целевых образовательных ресурсов в начальной школе должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.
Метод проекта организует творческую деятельность школьников, имеющую внутренние мотивы осуществления. Вот почему этот метод раскрывается как уникальное учебное средство. В отличие от традиционных педагогических технологий, основанных преимущественно на репродуктивной познавательной деятельности, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения , учит ответственности за свои действия.
Спасибо за внимание!
r