Формирование первоначального опыта эмоционально-нравственного отношения к природе младших школьников средствами экологического воспитания в школе


-733697-722811Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа п.Томызь
Афанасьевского района Кировской области
ПРОЕКТ
«Формирование первоначального опыта эмоционально-нравственного отношения
к природе младших школьников
средствами экологического воспитания в школе»
Срок реализации: 4 года
Автор: Бузмакова Лидия Аркадьевна, учитель высшей категории
2012г
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………......3
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………….…...5
Сроки реализации проекта……………………………………………….…………….5
2.2. Циклограмма школьных мероприятий по формированию первоначального опыта эмоционально-нравственного отношения к природе младших школьников средствами экологического воспитания в школе ……………………….…….………………………….…..5
2.3. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………..9
3. Список литературы…………………………………………………………………………….10
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Для достижения этой цели каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Особую роль в процессе формирования экологической культуры занимают детские годы, в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием новейших психолого-педагогических исследований и передовой педагогической практики идёт переосмысление роли и значимости этого возрастного этапа в системе общешкольного образования. Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям.
Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического и абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Начальная школа является важнейшим этапом в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически - деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Поэтому одним из основных направлений воспитания и социализации младших школьников в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде.
На основе многолетнего опыта, с учетом Закона «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (далее Концепция), Примерной программы воспитания и социализации обучающихся в МКОУ ООШ п. Томызь сложилась система работы по формированию первоначального опыта эмоционально-нравственного отношения к природе средствами экологического воспитания.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
У детей в период младшего школьного возраста должно быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды. Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно-познавательного компонента, целостные, нормативные и практически-деятельностные компоненты.
Экологическое воспитание в нашей школе построено на следующих принципах:
Принцип единства - все мы являемся частью природы.
Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.
Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
Принцип "Чти свои корни" - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет, истощенная Земля - истощенная экономика.
Принцип "Непосредственный опыт - Лучший учитель" - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.
Принцип "Люби свой край" - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
За основу формирования первоначального опыта эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников взят системно- деятельностный подход. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками.
Применительно к организации пространства экологического воспитания младшего школьника, пространства его эмоционально-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключается в том, что деятельность по экологическому воспитанию принципиально не локализована и не сведена к какому-то одному виду. Она охватывает и пронизывает собой различные направления образовательной деятельности: учебную, художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую и др.
Природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений обучающихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, спортивно – оздоровительную деятельность детей на природе.
Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловливается включением ребенка в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, при ведущей роли общеобразовательной школы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример учителя. Важным компонентом в социализации ребенка является согласованность действий различных субъектов его воспитания.
Так же применяются различные формы организации экологического воспитания детей: этические беседы; экологические сказки; экскурсии; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 4 года.
Проект разработан для детей младшего школьного возраста.
Сложившаяся система экологического воспитания младших школьников в МКОУ ООШ п. Томызь отражена в разделе 2.2.
2.2. Циклограмма школьных мероприятий по формированию первоначального опыта эмоционально-нравственного отношения к природе младших школьников средствами экологического воспитания в МКОУ ООШ п. Томызь
№ п/п Сроки Мероприятие Ответственный
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1. сентябрь Поздравления с днём работника лесного хозяйства Педагог-организатор
Конкурс рисунков: «Осенний вернисаж» Учитель ИЗО
Беседа «Как и когда возник лес?» Устный журнал «Дерево в истории человечества» Устный журнал «Опасные враги леса» Беседа «Лесной комплекс» Учитель экологии, кл. рук.
Круглый стол «Самые удивительные деревья» Презентация «Откуда пришли имена лесных деревьев» Игра «В гостях у леса» Викторина «Знатоки леса» Турстарты [Приложение 1] Учитель физкультуры
2. октябрь Просмотр экологических мультфильмов Конкурс сочинений, рассказов «Человек и природа» [Приложение 2] Учитель экологии, кл. рук.
Конкурс рисунков "Природа - наш дом" Учитель ИЗО
Конкурс сказок "Зеленый мир" [Приложение 3] Учитель экологии, кл. рук.
Подготовка к конкурсу детского творчества «Образы земли» Учитель ИЗО
Конкурс «Прогулка в лес и ее сюрпризы» [Приложение 4] Учитель экологии
3. ноябрь Семейный фотоконкурс «Природа нашего края» Учитель экологии, кл. рук.
Конкурс композиций из природного материала Учитель технологии
Классный час «Кто в лесу живет, что в лесу растет?» Классный час «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья» Классный час «Редкие растения и животные» Классный час «Красная книга Кировской области» Учитель экологии, кл. рук.
Познавательная игра «Земля - наш общий дом» [Приложение 5] Учитель экологии
4. декабрь Конкурс новогодних поделок из бросового материала Учитель технологии, кл. рук.
Экскурсия на лыжах в зимний лес (наблюдение за жизнью природы, народные приметы) Выход на природу с маршрутными наблюдениями Кл. рук.
Конкурс рисунков «деревья в зимнем наряде»
Учитель ИЗО
Этическая беседа «Охрана природы – твоя обязанность» Беседа с элементами диалога «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля» Презентация «Страницы любопытных фактов» Беседа «Эта хрупкая планета» Учитель экологии, кл. рук.
5. январь Экологическая игра «Загадки природы» Экологическая игра «Почемучкина поляна» Экологическая игра «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Лесная аптека» Учитель экологии, кл. рук.
Сценарий семейного праздника:
«Мама, папа, я — дружная семья» [Приложение 6] Учитель физкультуры
6. февраль Библиотечный урок (выставка книг; презентация экологических буклетов, сочинений, рассказов, сказок, стихов выполненных старшими школьниками) [Приложение 7] Библиотекарь
Исследовательские работы и проекты «Я познаю природу» [Приложение 8] Учитель экологии
Ток-шоу «Животные нашего края» Учитель экологии
7. март Презентация «Значение воды на Земле» Викторина «Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды»
Конкурс рисунков «Вода, как основа всего живого» Конкурс сочинений «Значение воды на Земле» Учитель экологии, кл. рук., учитель ИЗО
Экологическая игра по станциям «Берегите природу» Учитель экологии
Презентация «Загадки: природа и её явления»
Презентация «Загадки: по лесным тропинкам» Заочное путешествие «Природа Кировской области» Заочное путешествие «Природа России» Учитель экологии
8. апрель Праздник птиц «Встреча весны»
(домашнее задание изготовление скворечников) Учитель экологии, кл. рук., учитель технологии
Чтение рассказов о птицах Познавательная игра «Знаешь ли ты птиц?» Кл. рук.
Беседа «Берегите родную природу Заочная экскурсия по музеям заповедникам «Экологическая тропа» Беседа «Прошлое и настоящее глазами эколога» Беседа «Красная книга. Будь природе другом!» Кл. рук.
Устный журнал «Книга жалоб природы» Экологическое лото «Знатоки природы» Библиотекарь
Акция «Чистый двор» Кл. рук.
Конкурс «Ч и П» Учитель экологии
9. май Экскурсия «Пейзаж родной земли» в лес Экскурсия «Пейзаж родной земли» к искусственному водоему Экскурсия «Пейзаж родной земли» на луг Экскурсия «Пейзаж родной земли»
к реке Кл. рук.
Посадка деревьев и кустарников, цветов (около школы, д/с, домов) Ответственный за УОУ
Трудовой десант «Чистая улица» Кл. рук.
Просмотр экологических видеороликов, театрализованных постановок выполненных воспитанниками кружка «Школа юного эколога» [Приложение 9] Учитель экологии
10. июнь Исследовательские работы на учебно-опытном участке Учитель экологии, кл. рук.
Интеллектуальная игра «Я хочу расти и жить на чистой и красивой планете Земля» Учитель экологии, педагог-организатор
2.3. Ожидаемые результаты
Данная работа по экологическому воспитанию учащихся начальных классов способствует формированию осознано - правильного отношения к природным явлением. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
Осознанный интерес складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.
Использование приобретаемых знаний положительно сказывается на учащихся и развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для проектно-исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию и развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
В приложении 10 отражена результативность участия детей в районных, областных, Всероссийских мероприятиях эколого - биологической направленности за 2009 - 2011г.
В журналах напечатаны сценарии конкурсов (автор Бузмакова Л.А.):
Физическая культура в школе №5 – 2007г. С.45 «Прогулка в лес и её сюрпризы». [Приложение 11].
Школа и производство №5 – 2010г. С.51-52. «Турстарты».
Список литературы
Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. 1999. №1. С.19-22.
Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993.
Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы // Начальная школа. 1998. №6. С.92-94.
Бахтибенов А.Ш. Экологическое воспитание младших школьников // Русс. яз. №6. 1993.
Боголюбов С.А. Природа: что мы можем. М., 1987.
Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М., 1987.
Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М.: Просвещение, 1991.
Бузмакова Л.А. Прогулка в лес и её сюрпризы //Физическая культура в школе. 2007. №5. С.45.
Бузмакова Л.А. «Турстарты» //Школа и производство. 2010.№5. С.51-52.
Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям // Начальная школа. 1998. №10. С.9-11.
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. 1998. № 6. С.63-64.
Гетьман В.Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах // Рад. шк., 1983.
Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры // Начальная школа. 1998. №6. С.13-14.
Гордеева В.А. Путешествия мужика (экологическая сказка) // Начальная школа. 1999. №12. С.98-100.
Горощенко В.П. Природа и люди. М.: Просвещение, 1986.
Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М.: Просвещение, 1993.
Гюльвердиева Л.М., Утенова З.Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей // Начальная школа. 1998. №6. С.71-76.
Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература, 1997.
Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. 1989. №10-11.
Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. 1998. №6. С.125-127.
Кваша А.В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // Начальная школа. 1998. №6. С.84-92.
Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение, 1983.
Климцова Т.А. Экология в начальной школе // Начальная школа. 2000. №6. С.75-76.
Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. 1998. №6. С.50-52.
Лобов П.А. Колобок (театрализованное представление на экологическую тему) // Начальная школа. 2000. №6. С.20-22.
Мухамедьярова Р.Р. О работе экологической школы // Начальная школа. 1999. №3. С.32-34.
Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение, 1993.
Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 1999.
Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение. Хрестоматия для 3 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 1999.
Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение. Дидактический материал для 3 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 1999.
Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение. Методическое руководство. Алматы: Атамура, 1999.
Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. 1998. №5.
Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями // Начальная школа. 1998. №6. С.26-28.
Петров В.В. Из жизни земного мира. Минск: БГУ. 1998.
Попова Н.Н. Лаборатория жизни // Начальная школа. 1998. №6. С.46-50.
Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе // М.: Правда. 1983.
Салеева Л.П. Содержание экологического образования // Биология в школе. 1987. №3.
Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Начальная школа. 1991. №4.
Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. 1999. №5. С.45-51.
Симонова Л.П. «Зеленый дом» // Начальная школа. 1998. №6. С.127-128.
Сидельновский А.Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. Автореферат диссертации. М., 1987.
Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников // Начальная школа. 1991. №9.
Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования // Начальная школа. 1998. №6. С.77-81.
Ферб П. Популярная экология. М.: Мир, 1971.
Чижевский А.Е. Экология у нас дома // Начальная школа. 1998. №6. С.43-46.
Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК, 1998.
Яблонов А.В., Остроумов С.А. Охрана животного мира. М.: Знамя, 1979.
Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы // РАО, 1996.
Яншин А.Л., Яншина Ф.Т. Ноосфера // Начальная школа. 1998. №6. С.4-13.