Доклад на тему: Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской позиции молодёжи
Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской позиции молодежи
Кременская В.В.
директор ГБОУ НАО «СШ № 4»
кандидат педагогических наук
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
В Толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». «Патриот говорится в другом словаре, человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, активный труд на благо страны; следование и умножение трудовых традиций народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям малой родины и страны в целом; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинскую храбрость, мужество и самоотверженность; братство и дружба народов; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Проблема патриотического воспитания обучающихся, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной. Школа - это одна из самых действенных сил, поэтому важно изучить возможности урочной и внеурочной работы в реализации целей и задач патриотического воспитания обучающихся в деле формирования гражданской позиции личности обучающегося.
Патриотическое воспитание включает в себя комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых призвана способствовать формированию у молодых людей гражданской позиции.
Одной из первостепенных задач является возрождение патриотизма в системе образования и воспитания подрастающего поколения.
В декабре 2015 г. Правительством Российской Федерации была утверждена государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, которая легла в основу концепции программы патриотического воспитания молодежи в Ненецком автономном округе на 2016- 2018 гг.
Для достижения целей Программы патриотического воспитания требуется решение следующих задач:
формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;
вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую, культурную и общественную жизнь Ненецкого автономного округа;
вовлечение молодежи в добровольческую деятельность;
воспитание патриотизма, уважения историческому и культурному прошлому Ненецкого автономного округа и России;
С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Специфика задач патриотического воспитания предполагает существенную дифференциацию его содержания.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной службе.
В средней школе с. Великовисочное разработана программа патриотического воспитания обучающихся, создан и успешно работает клуб «Патриот», членами которого являются не только обучающиеся, но и работающая молодежь села.
Для достижения целей и решения задач программы патриотического воспитания в школе проходят традиционные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы. В связи с присвоением имени героя Советской армии Аншукова В.Л., жителя села Великовисочное, который погиб, выполняя интернациональный долг в республике Афганистан, в школе прошел День героя, оформлен стенд, посвященный Аншукову Виктору Лазаревичу, проведены встречи с воинами-афганцами, которые живут в д. Щелино и д. Тошвиска. 25.02.2016 г. пройдет торжественное мероприятие с участием общественной организации «Щит», ветеранов «Боевое братство». Обучающиеся школы принимают активное участие в волонтерском движении на селе: помогают ветеранам, организуют субботники, ухаживают за обелиском.
Мы должны достичь в результате применения комплекса мер по патриотическому воспитанию формирования следующих качеств личности обучающихся:
1. Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним.
2. Формирование в себе чувства любви к России как к Родине-матери.
3. Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, малой Родине, истории, культуре, этносе.
4. Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, групповыми, национальными ценностями, интересами, мотивами.
5. Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованного отношения к своей Родине, гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за результаты своей деятельности и поведения.
6. Уяснение и личная оценка роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти на основе результатов и последствий проводимого ими курса, внутренней политики в важнейших сферах жизни общества, международной деятельности с точки зрения их соответствия истинным интересам народа, государства, отдельной личности.
7. Делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, округа, села их экономики, культуры, духовности, нравственности, социальной сферы.
8.Способствовать возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые веками составляли глубинную сущность национального самосознания русского народа, его ментальности, таких, как трудолюбие, доброта, бескорыстие, милосердие, искренность, душевность, отзывчивость, взаимопомощь и коллективизм, терпимость, жизнестойкость, готовность к самопожертвованию, преодоление трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.
9.Решительно противостоять «западным ценностям».
10.Формировать у окружающих последовательную, твердую и аргументированную гражданскую позицию, открыто проявлять честь и достоинство человека, любящего Россию и болеющего за нее.
"ђЗаголовок 1DђЗаголовок 2DђЗаголовок 315