Создание условий для приобретения позитивного социального опыта по изобразительному искусству
Создание условий для приобретения позитивного социального опыта по изобразительному искусству
Я являюсь классным руководителем 11класса. Главную цель воспитательного процесса вижу в содействии саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, в обеспечении активной социальной защиты ребенка, создании необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем, обеспечении нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.
Реализуя свои функции в качестве классного руководителя, являюсь организатором внеурочной деятельности учащихся и координатором воспитательных воздействий на ученика.
Использую новые подходы в планировании воспитательной работы, основанные на анализе воспитательной деятельности с позиций формирования учебного коллектива через индивидуальное изучение личности каждого ученика, их способностей, коммуникабельности, толерантности.
Уделяю много внимания на развитие самоуправления в ученическом коллективе, т.к. это одна из ступеней саморазвития личности, укрепления социального здоровья. Учитывая природные наклонности, особенности характера ребенка, помогаю найти ему свое место в активе класса, школы, способствую развитию лидерских, коммуникативно-организаторских навыков. Это поднимает статус учащегося в собственных глазах и среди своих сверстников, дает стимул к самосовершенствованию. В актив класса входят лидеры, которые формируют общественное мнение и зажигают остальных своей энергией. Мероприятия, проводимые в рамках дня самоуправления, показывают, насколько готов выпускник к самостоятельной жизни. Равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере возможности оказать помощь товарищу. Деятельность органов самоуправления влияет на развитие таких черт личности, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, умение правильно организовать себя, научить «думать» хорошо, «поступать хорошо», т.е. нравственно. С 2010-2011 учебного года ребята участвуют в органах самоуправления школы. Многие ребята класса входят в детскую организацию правопорядка «Сокол».
Создаю условия, способствующие формированию социального здоровья воспитанников. Здоровье - одно из условий счастья человека. Под понятием «здоровье» понимается не только физическое, но и психологическое и социальное здоровье. Актуальными стали темы классных часов: «О вреде алкоголя, наркотиков и табака», «Поведение подростков на улице», «Здоровый образ жизни». Мною оформлен «Паспорт здоровья», отражающий полную картину состояния здоровья каждого ученика.
Для укрепления физического здоровья организую походы на стадион и в «Ледовый дворец», провожу беседы о влияние спорта на здоровье человека. Из 7 мальчиков 4 занимаются в секции волейбола в МБОУ «СОШ №16», 1 – в секции легкой атлетики ДЮСШ «Олимп». Ребята участвуют в соревнованиях на первенство города и республики. Летом 2011 года ребята участвовали в военно – полевых сборах, где показали хорошую физическую подготовку. Ежегодно ребята принимают участие в кроссе наций.
Выпускной класс – особый контингент школьников, требующий повышенного внимания. Выпускник должен принять осознанное решение в выборе профессии. Проблема социальной адаптации подрастающего поколения весьма актуальна. В течение всего времени ставлю задачи формирования профессионального самоопределения школьников. Проводились следующие мероприятия: профессиональная диагностика, беседы о профессиях, экскурсии на молокозавод, хлебозавод, филиал КАИ факультет «Восток», посещение «Ярмарок профессий», встреча с представителями учебных заведений города Чистополя и города Казани. Четырнадцать ребят с 10-го класса учатся на курсах вождения автомобиля.
Как классный руководитель тесно сотрудничаю с родителями. Социальный фон семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. В течение года держу постоянную связь с родителями: родительские собрания, заседания родительского комитета, индивидуальные беседы о выборе профессии, о ЕГЭ, о взаимоотношении с детьми. Регулирую отношения учителей и родителей, организую встречи родителей с учителями–предметниками, беседы, консультации. Для накопления и систематизации материала по индивидуальной работе с родителями и учащимися составила социальный паспорт учащихся и их семей, позволяющий получить целостную картину индивидуальной корректирующей работы с учеником и взаимодействия с его семьей. Использование социального паспорта позволило наблюдать за результативностью проводимой работы и систематизировать накопленный материал для анализа развития коллектива и перспективного планирования. За время работы в классе ни один ученик не состоял на внутришкольном учёте и в подразделении по делам несовершеннолетних. Строго слежу за посещаемостью уроков учащихся.
Практически все дети от природы талантливы, и школа призвана не только дать им базовые знания, но и помочь развить таланты. Я вовлекаю учащихся в разнообразные коммуникационные ситуации, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию. Приобщение к прекрасному и развитие талантов идет через музыкально-художественные студии. Ученики 11 класса – профессионалы в своей области, и для меня, как классного руководителя, не возникает трудностей в подготовке мероприятий любого уровня, т.к. в классе есть свои режиссеры, музыкальные и танцевальные руководители, оформители.
В 2010– 2012 г. учащиеся активно участвовали в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. В рамках нравственного и культурологического воспитания молодежи были организованы просмотр кинофильмов на нравственные темы, организованы встречи с ветеранами войны и тыла, с воинами афганцами, с ветеранами педагогического труда. Ребята активно участвуют в трудовых десантах по оказанию помощи пожилым людям, за что им не раз была объявлена благодарность от руководства школы.
Мои ребята занимаются поисково-исследовательской работой и участвуют в конкурсах и конференциях разного уровня:
№
Название социального опыта
Фамилия
Уровень
Результат
2010-2011учебный год
1
Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ по теме «Традиции русской и татарской свадьбы»»
Ситдикова Елена
Муниципальный
Призер
3
Конкурс портфолио ученика «Моя профессиональная карьера»
Ситдикова Елена
Муниципальный
Участник
4
Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ по теме «Демографический портрет школы»
Мальгинова Анна
Муниципальный
Победитель
5
Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ по теме «Влияние рока и классической музыки на психоэмоциональное состояние человека»
Предеина Ангелина
Муниципальный
Призер
2011-2012 учебный год
6
Городские соревнования по волейболу в рамках акции «Спорт против наркотиков»
Андреев Артем
Муниципальный
Победитель
7
Городские соревнования по волейболу в рамках акции «Спорт против наркотиков»
Грибов Андрей
Муниципальный
Победитель
8
Учебно-полевые сборы среди юношей 10 классов по кроссу на дистанции1000 м
Зиновьев Антон
Муниципальный
Призер
9
Учебно-полевые сборы среди юношей 10 классов по подниманию гири
Липатов Егор
Муниципальный
Призер
10
Учебно-полевые сборы среди юношей 10 классов по подниманию гири
Грибов Андрей
Муниципальный
Призер
11
Учебно-полевые сборы среди юношей 10 классов по легкой атлетике на дистанцию 100м
Зиновьев Антон
Муниципальный
Призер
12
Военно-патриотическая игра «Зарница»
Команда 10кл.
Школьный
Победитель
13
Научно-практическая конференция учащихся по теме «Церкви города Чистополя и Чистопольского района»
Предеина Ангелина
Муниципальный
Победитель
14
Научно-практическая конференция учащихся по теме «Малые реки в опасности»
Ситдикова Елена
Муниципальный
Победитель
15
Региональная конференция исследовательских работ «Мастера исследований» по теме «Современные свадебные обряды русского и татарского народов»
Ситдикова Елена
Республиканский
Призер
16
IХ Рождественские чтения по теме «Свадебные обряды русских и татарских народов»
Ситдикова Елена
Республиканский
Призер
17
Х Рождественские чтения по теме «Память, поющая в веках»
Предеина Ангелина
Республиканский
Победитель
18
Научно-практическая конференция «Социально-экономическое и политико-правовое развитие России: перспективы и реалии»
Ситдикова Елена
Всероссийский
Победитель
19
II Поволжская научно-исследовательская конференция «Я исследователь» по теме «Колокольный звон»
Предеина Ангелина
Республиканский
Участник
20
XI Рождественские чтения по теме «Проблемы малых рек в Чистопольском районе»
Ситдикова Елена
Республиканский
Диплом
I степени
21
Соревнования по стрельбе, посвященные Дню народного единства
Ионычева Юля
Муниципальный
1 место
Я целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на развитие личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе. Цель воспитательной системы - воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и необходимости участия в жизни общества.
На уроках изобразительного искусства создаются благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка. Учитываются возрастные особенности школьника, уровень его развития и образовательных достижений.
На уроках изобразительного искусства профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая учащихся к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, семинары, конкурсы, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы прочно вошли в мою методическую систему.
Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности: поздравительные открытки для учителей, родителей, поделки из различных материалов, творческие работы – радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между педагогом, учащимися и их родителями.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, выполняет, как правило, задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата своей работы. Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.
Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика, привлекаю своих воспитанников к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, городского парка. В школе действует постоянная выставка рисунков «Наш вернисаж». Коллективное художественное творчество находит применение в оформлении школьных праздников. Общественное приложение результатов художественной деятельности детей имеет принципиально важное значение в воспитательном процессе.
Ежегодно ко Дню пожилого человека ребята готовят выставку рисунков, посвященную бабушкам, дедушкам, подарки, выполненные своими руками. Участвуем в различных муниципальных и республиканских акциях, конкурсах рисунков на патриотические темы, темы здорового образа жизни. Ребята выполняют творческие проекты по благоустройству школьной территории, оформлению цветников. Интересные находки воплощаются в жизнь. Участвуем в оформлении школьной территории в зимний период. Выполнение снежных фигур- всегда увлекательное занятие для ребят, желающих удивить и порадовать жителей микрорайона своим творчеством.
Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере и достигать высокие результаты в конкурсах.
№
Название социального опыта
Фамилия
Уровень
Результат
2009-2010 учебный год
1
Конкурс «Родина- источник вдохновения»
Чурбанова Ксения
Муниципальный
1 место
2
Акция-конкурс «Экстремизму- нет!» в номинации «Информационный плакат»
Давлетшина Лейсан
Муниципальный
2 место
2010-2011 учебный год
3
Конкурс «Чистопольские страницы», в номинации «Гордимся прошлым, создаем настоящее
Грибов Андрей
Муниципальный
Победитель
4
Конкурс детских рисунков «Моя Родина-2011»
Борисова Полина
Галимова Лиля
Всероссийский
2 место по Приволжскому округу
1 мест по Приволжскому округу
2011-2012 учебный год
5
Конкурс детского рисунка «Моя Родина-2012»
Корнилова Кристина
Всероссийский
3 место по Чистопольскому району
6
Конкурс детского рисунка «Семья. Детский взгляд»
Корнилова Кристина
Фатхутдинова Инзиля
Садыкова Адиля
Муниципальный
1 место
1 место
2 место
7
Конкурс социальных фоторабот «Моя Родина»
Грибов Андрей
Всероссийский
Участник
8
Классный час «Здоровый образ жизни»
Коллектив класса
Муниципальный
9
Конкурс плакатов «Универсиада 2013»
Грибов Андрей
Муниципальный
2 место
15