Из опыта создания учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Из опыта создания учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Стаж моей педагогической деятельности 36 лет. 35 лет работаю классным руководителем. За эти годы сложилась своя воспитательная система. Она построена на таких ключевых понятиях, как «доброта», «честность», «здоровье», «труд», «творчество». «инициативность».
Исходя из этого, я разработал программы: «Здоровье», «Семья», «Познай самого себя», «Нравственное воспитание». Эти программы помогают мне сформировать представление о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности, привить здоровый образ жизни. Они также позволяют мне систематизировать свою воспитательную систему.
В современном обществе жизнь предельно открыта и требует от граждан социальной активности, которая выражается в умении общаться, безконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли.
Подготовиться к полноценной жизни, можно лишь имея опыт самостоятельных активных действий, совершаемых в условиях школьного сообщества.
Поэтому одним из направлений моей воспитательной системы является создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта.
Работа в этом направлении начинается с диагностики социальной ситуации развития своих учеников, т.е. семьи, домашних условий, определяю позитивный социальный опыт, педагогический потенциал семей, учитываю ценностные ориентации родителей, их запросы к школе. Считаю, что положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемое и сочетать в себе диалог и партнерские отношения.
Работая с классом, я целенаправленно создаю условия, для приобретения позитивного социального опыта.
Моя воспитательная система направлена на развитие личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации ученика, а в дальнейшем выпускника в современном обществе.
В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи:
Участие в самоуправлении класса и школы;
Участие в социально-направленной деятельности;
Участие в социальных проектах;
Взаимодействие учащихся с местными властными структурами.
Сегодня именно от школы, в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся базовый набор социальных компетенций, станут ли они полноценными гражданами?
В связи с этим важнейшей задачей является формирование органов ученического самоуправления в классе, которые являются демократической формой организации жизнедеятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление учащихся – это один из режимов протекания совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, наряду с руководством и управлением.
Цель ученического самоуправления:
Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе - формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
-приобрести опыт управленческой деятельности;
-раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
-ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем класса и школы.
Принципы самоуправления:
-открытость и доступность;
-добровольность и творчество;
-равенство и сотрудничество;
-непрерывность и перспективность.
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленных, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Привитие навыков самоуправления начинается с первой встречи с новым классом, выбирая актив класса, актив школы. Органом классного самоуправления является Совет класса. Председатель Совета отвечает за работу Совета. В классе каждый ребенок имеет свои обязанности, которые распределяются по всем видам деятельности ученического самоуправления, что позволяет активно участвовать в подготовке, проведении, разработке решений, принимаемых самими детьми, вносить конкретные предложения по улучшению работы школы, органов ученического самоуправления. В коллективе утверждено правило: «Кто умеет, тот и возглавит». В одних занятиях ученик может лидировать, а в других быть рядовым.
Ребята ежегодно избираются членами Совета школы.
Все это имеет воспитательное значение, т.к. мои ученики приобретают организаторские способности и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, формируется их активная деятельность и жизненная позиция, формируется чувство ответственности.
Работая классным руководителем, я стараюсь создавать условия для активного участия учащихся в общественно – значимой для социума деятельности.
С первых дней работы в школе я веду классное руководство В своих воспитанниках я прививаю качества человечности, честности, уважительного отношения к родителям, старшим, друг к другу, добропорядочности, стойкости характера. Всегда вел свой коллектив к намеченной цели, не принижая при этом личное достоинство ни одного ученика. Ученики в классе чувствовали себя комфортно. Сочетание совершенного знания методики воспитательной работы и огромного опыта работы позволяют мне добиться хороших результатов в работе с классом. Все классные коллективы, которыми я руковожу, отличались непосредственностью в психологическом плане и высокой активностью в общественной, культурной, спортивной жизни школы.
В своей внеклассной работе применяю разные формы воспитательной работы. Это вечера отдыха с импровизацией телевизионных передач: «Звездный час», «Счастливый случай», «Брейн- ринг», «Кто хочет выиграть миллион», экологические рейды, концерты, встречи с интересными личностями деревни и района, встречи с работниками культуры, работниками внутренних дел, медицинскими работниками, туристические и познавательные походы. Имеются авторские разработки этих мероприятий
За 36 лет педагогической деятельности, я как классный руководитель выпустил шесть классов, 128 учеников. Это, значит - в определении судьбы 128 человек я принимал непосредственное участие. Тесная связь с выпускниками сохраняется и после учебы. По многим вопросам мои бывшие выпускники советуются со мной, мне это очень приятно. Всегда своевременно помогаю добрым словом или делом тем, кто в этом нуждается.
Я продуманно создаю в классе такую обстановку, чтобы каждый ученик находил для себя любимое занятие, соответствующее его способностям. Все это создает благоприятный психологический климат в классе. Учащиеся класса дружно радуются за успехи своих одноклассников и класса, переживают совместно при неудачах, сопереживают при постигшем горе, всегда готовы прийти на помощь друг другу. Веду постоянную работу по формированию толерантности в отношениях с одноклассниками, другими учениками, учителями, с пожилыми и с молодыми, с людьми других национальностей. Мои ученики часто участвуют в разных спортивных соревнованиях, в конкурсах, фестивалях, в которых соперничают дети из разных школ и национальностей. За долгие годы ни разу не было проявлений нетерпимости в отношениях между детьми разных национальностей.
Вся работа с классом планируется согласованно, с планом детской организации школы, где планируется работа социальной направленности. Учащиеся моего класса с большим желанием принимают участие во всех работах в этом направлении. Они принимают активное участие в жизни села: выездные концерты в детский сад, изготовление для детского сада самодельных игрушек, концерты для родителей, для местного населения, помощь престарелым, уход за обелиском погибшим воинам в Великой Отечественной войне, экологические рейды, помощь сельхозпроизводителям во время уборки урожая и посева, помощь работникам лесного хозяйства (посадка и уход за молодыми саженцами). Учащиеся получают навыки общения с людьми разного возраста. Эмоционально насыщенными проходят встречи с участниками ВОВ и воинами-афганцами. Эти встречи в нашей школе проходят ежегодно. Ученики с интересом слушают рассказы и наставления ветеранов. В конце встречи ветеранам вручаются подарки, совместно с родителями организуется чаепитие. Готовим концерт из любимых ими песен и танцев. Ученики не забывают о ветеранах и тружениках тыла. Поздравляют с праздниками, с днями рождения. Оказывают посильную помощь в их быту. Особо торжественно проходят мероприятия посвященные Дню победы. Мероприятия проходят у вечного огня. Старшеклассники военных формах несут караульную службу у огня, отдавая дань погибшим воинам. В таких мероприятиях прививается чувство доброты и великодушия, вырабатывается привычка помочь слабым и пожилым людям. Ребята развивают свои творческие способности в различных областях деятельности, укрепляют свое здоровье. Появляется чувство любви к своей малой Родине и воспитывается чувство патриотизма. При выполнении конкретных поручений у них вырабатывается чувство ответственности за результаты своей деятельности.