Анализ вокально-слуховых способностей старших школьников в общеобразовательных школах


МБУ ДО «Симферопольская районная ДШИ»
филиал Кольчугино
Доклад
на тему: «Анализ вокально-слуховых способностей старших школьников в общеобразовательных школах»

Выполнила: концертмейстер
Фирсова Наталья Александровна
2014г
Анализ вокально-слуховых способностей старших школьников в общеобразовательных школах
Исследование состояния вокально-слуховых способностей старших школьников проводилось на базе общеобразовательной школы г. Симферополя. В исследовании принимали участие 18 школьников 6-А класса - экспериментальная группа, и 21 школьник 6-Б класса - контрольная группа.
На этапе исследования для нас особенно важным было выявить заинтересованность детей к пению и уровень их вокально-слуховых способностей. Для проведения эксперимента были созданы доброжелательные условия, способствующие выполнению диагностических задач. Тестирование проводилось двумя способами:
- Индивидуально,
- Всем классом.
Задача предлагались в вокально-игровой форме, что позволяло детям с заинтересованностью подходить к данному виду работы. Использованные в исследовании диагностические методики позволили нам выявить уровень вокально-слуховых способностей старших школьников.
Исходный уровень умений школьников интонировать звуки разной высоты мы определили по методике, рекомендованной Н. Ветлугиной, которая позволила нам выявить вокально-слуховые способности детей.
1. Методика интонирования звуков различной высоты
Цель - Выявить у детей уровень интонирования звуков (заданных педагогом).
1 задание: воспроизведение напевов на одной высоте. Ребенку предлагают четырёхтактовые напевы, состоящие из восьмых и четвертных нот:
а.
Па-дал снег на по-рог кот сле-пил се -бе пи-рогб.
у-ле-та-ла у-ле-та-ла птич-ка в стра-ны, где-теп-лов.
ско-ро, ско-ро в во-ро-та за-сту-чит-ся к нам зи-маг.
бом, ти-ли бом, за-го -рел-ся кош-кин дом
Инструкция
"Интонируй мелодию так же, как я. Сначала я пою, а ты внимательно слушаешь, а потом сам ( а ) поешь так же ".
Детям предоставлялось две попытки выполнения напевов. В протоколе экспериментаторы фиксировали чистое и фальшивое интонирование напевов детьми и их поведение.
2 задание: воспроизведение звуков по принципу "эхо". Ребенок воспроизводит заданные звуки, интервалы, небольшие интервальные последовательности после педагога.
Инструкция
"Повторяй за мной звуки на слог "ля", представляя, что ты эхо".
Оценка
Выполнение 1- го и 2- го задания оценивались в баллах.
Оценка "пять" баллов выставлялась школьнику при чистом интонирования двух заданий без дополнительного показа и объяснений педагога.
Оценка "четыре" балла выставлялась ребенку при чистом интонировании первой задачи и некоторых ошибках при воспроизведении другого.
Оценка "три" балла выставлялась ребенку при чистом интонировании первого задания и дополнительного показа педагогом второго задания.
Оценка "два" балла выставлялась при относительно чистом интонировании 1-го задания и фальшивом - второго.
Оценка "один" балл выставлялась при фальшивом интонировании двух заданий.
Таблица 2.1
Исходный уровень интонирования звуков различной высоты старшими школьниками
Класс Оценки
"5" "4" "3" "2" "1"
7-А (18 ч.) 2 2 1 3 10
7-Б (21 ч.) 3 3 2 4 9
Всего 5 5 3 7 19
Если проанализировать пятерки в 7-х классах, то можно определить, что дети показали исходный уровень интонирования звуков различной высоты примерно одинаковый. Мы можем подчеркнуть, что именно этот уровень определяется наиболее целесообразным природным задатком.
Если анализировать по задачам, то наиболее легкими для детей оказались задания на воспроизведение звуков на одной высоте с различным поэтическим текстом и ритмическим рисунком. Сложнее оказалось второй задачи данной методики "Эхо", а именно интонирования звуков на разной высоте с прямым подражанием. Эта задача была различна по степени сложности, как в интервальном отношении, так и в количестве воспроизводимых звуков.
Из всех опрошенных школьников мы обнаружили небольшой процент детей, которые выполнили все вокально-интонационные упражнения. Так, 5 учеников, составляющих 12,8% выполнили все предложенные задания и получили оценку "пять" баллов. Основную часть составляли дети (19), которые фальшиво интонировали как первое, так и второе упражнение - 48,7% и получили оценку "один" балл. Нами также были обнаружены ученики, которые выполнили задание частично, при чистом интонировании первой и некоторых ошибках при интонировании второго упражнения – 12,8%, с помощью дополнительного показа педагогом – 7,6%, относительно чисто интонировать первое задание и фальшиво второе – 17,9%.
В процессе выполнения детьми заданий мы наблюдали эмоциональную чувствительность на предложенные упражнения с поэтическим текстом и на игровые ситуации в задании "Эхо". Но за счет того, что у некоторых детей отсутствуют координация между слухом и голосом, данные упражнения оказались для них сложными, но все же эти школьники пытались активно их выполнять. Однако качество исполнения вокально-интонационных задач была ниже, что соответствовало "3", "2" баллам.
Ученики успешно выполняли первое задание, но испытывали трудности при интонировании второго, которое требовало большего внимания, слуховой и умственной активности. В их пении проявлялась неуверенность. Требовались дополнительные указания и пение самого экспериментатора для стимуляции вокально-интонационных и слуховых проявлений. Некоторые дети из этой группы смогли частично выполнить вторую задачу с дополнительным показом экспериментатора необходимой для воспроизведения интонации.
В результате исследования нами были выявлены дети, у которых уровень вокального интонирования был низким и составил 57,8 %. Они фальшиво интонировали как на одном звуке (тонике), так и на отдельных звуках, или на последовательностях интервалов, предложенных педагогом. Многие из них были не в состоянии выполнить ни одно, ни второе задание. Причинами были неразвитость слуха и голоса, недостаток вокально-хорового опыта. А невыполнение заданий свидетельствует о недостаточном вокально-слуховом воспитании и о низкой вокально-интонационной культуре в целом. И все же для детей было характерно проявление заинтересованности и желание научиться петь.
Таким образом, результатом диагностирования детей с целью выявления в них слуховых, вокальных, интонационных данных и воспроизведения определенных мелодических оборотов показали, что школьникам сложно самостоятельно чисто интонировать.
В следующей серии констатирующего эксперимента мы на основе методики определения вокально-слуховых умений и навыков изучали особенности выявления общих компонентов, входящих в содержательную сущность вокально-слуховых способностей школьников.