Конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков ансамблевой игры на уроках специальности в классе аккордеона»
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 8» города Курска
Конспект открытого урока преподавателя
ЛАРИНОЙ ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
(первая квалификационная категория)
Тема: «Развитие навыков ансамблевой игры на уроках специальности в классе аккордеона»
Коллективное исполнительство весьма привлекательно тем, что приносит радость совместной работы. Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный музыкант из него вырастет. Слово ансамбль означает совместное исполнение, а также согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями. Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности обучающихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнёра», умение слышать солиста и помогать ему.
На каждом занятии необходимо уделять время ансамблевой игре упражнений. Сегодня мы покажем несколько упражнений на различные приемы исполнения в ансамбле.
Упражнение №1. Проигрывание гаммы. Это упражнение собирает внимание, обязывает следить за ровностью звука и за темпом. Здесь необходимо следить за аппликатурой. Порядком движения меха, а также следить за динамическими оттенками. Это и все последующие упражнения мы будем играть, под метроном.
Упражнение №2. Здесь поочередное вступление голосов. Каждый исполнитель должен следить, чтобы не пропустить свое вступление.
Упражнения №3 и 4. При исполнении этих примеров нужно обратить внимание на гармонию, которая дается здесь в арпеджированном виде.
Упражнение № 5. Часто в ансамблях требуется воспроизвести непрерывность в звучании. На одном инструменте это невозможно, так как движение меха ограничено его сменой. В этом упражнении указана смена движения меха по партиям; при этом общее звучание ансамбля не прерывается.
Произведение, над которым мы будем сегодня работать, называется - «МОЛНИИ». Рассказ о композиторе Романе Бажилине. Надо сказать, что музыка Романа Бажилина в основном программна. Каждая пьеса имеет яркий образный характер, связанный с различными впечатлениями. Это картины природы - «Краски летнего вечера», «Русская осень», портретные зарисовки - «Цилиндр», «Упрямая овечка», жанровые сцены - «Рассказ ковбоя», «Карамельный аукцион» и др. Здесь презентация – диск.Мы можем предположить, что однажды, попав в грозу, Роман Николаевич и написал своё произведение «Молнии».
Давайте обратим внимание на слово Enerjicamente ,которое стоит в начале произведения. Это итальянское слово, которое переводится, как энергично, напористо. Как вы думаете, к чему относится это обозначение: к темпу или к характеру. Конечно к характеру, но отсюда вытекает и темп – подвижный.
Самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку. Первый аккорд содержит в себе две функции - совместное начало и определение последующего темпа. Для определения темпа мы сымитируем капли дождя - ударом кисти по меху - два такта.
Первые 4 такта – вступление. Поработать над синхронностью. Это тема молний. Она будет звучать на протяжении всей пьесы.
1 цифра - появляется новая тема. Назовём её тема ВЕТРА. Показать динамику на фразе из 4 тактов.
2 цифра - фортиссимо, первый порыв ветра. Шумят и качаются кроны деревьев.
3 цифра - диминуэндо в 4 шага, ветер постепенно ослабевает.
4 цифра – начало дождя. Чёткое стаккато.
5 и 6 цифры - постепенное нагнетание, усиливается ветер, дождь всё настойчивей.
7 цифра - начинается буря, но внезапно она стихает, выдержать точно паузу.
Отработать синхронное снятие.
В 9 цифре - появляется кластер-это аккорд, который исполняется произвольным нажатием нескольких рядом стоящих клавиш.
Ребята, вам понравилось, как вы сыграли? Как вы думаете, у нас получилась картина грозы? Конечно, есть ещё много недоработок, ярче нужно делать акценты Инне, чётче играть стаккато Саше. Вот это и будет вашим домашним заданием.
В завершении нашего урока хочется сказать, что коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.