Статья «Внедрение в школьную практику семи модулей Кембриджской Программы»
Евтушевская Наталья Сергевна
учитель биологии СШГ №12
г.Талдыкоган
Интеграция семи модулей для обучения школьников
Каким будет мир лет через пятьдесят, трудно себе представить. Не смотря ни на что, школа должна подготовить своих учеников к жизни, в связи с этим необходимо воспитать в детях готовность к реальной жизни, развивая необходимые качества, такие как мобильность, адекватность, умение обучаться.
Главная задача Программы курсов – «помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику».
Проводя обычный урок учитель сам старался рассказать и показать ученикам то что знает, но по современным требованиям ведения урока учитель должен являться только консультантом, т.е. направлять обучение учеников, наблюдая и анализируя учебный процесс, преобразования которые происходят в учениках.
Семь модулей данной Программы, направлены на формирование самостоятельной и образовательной личности учащихся.
Первый модуль.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Новые подходы в преподавании и обучении представляют из себя:
А) Разговорное образование и преподавание тому, как совершенствоваться.
Разговор учащихся между собой, разговор учащегося и преподавателя по одной теме дает возможность учащимся изъявлять свою точку зрения относительно темы занятия, соответственно совершенствует речь учащегося. Во время всех занятий должны присутствовать разговор или диалог.
В) Обучение в малых группах, парах
-Деление на группы;
Методы группировки (по форме, цвету, собрать паззл, рассчитаться 12345)
С) Формирование коллаборативной среды в классе. (взаимодействие)
Учитель должен создать обстановку тесного взаимодействия в самом начале урока, установить благоприятный психологический настрой. Притча, видеоролик, муз. минутка
Второй модуль.
Обучение критическому мышлению.
Критическое мышление требует навыки рассуждения и размышления. Учащиеся должны, обдуманно анализировать, обрабатывать информацию методом наблюдения, опыта, размышления и рассуждения. Для привлечения учеников к размышлению и обсуждению темы рекомендуется применять следующие инструменты как:
-дебаты;
-ролевые игры;
-круглый стол;
-составление кластеров (навыки проработки большого объема информации в виде кластера);
-составление алгоритма написания правил;
- поиск и анализ собранного материала;
- «мозговой штурм»;
-постановка целей и задач урока самими учащимися;
-работа с иллюстрациями
-написание эссе - навыки грамотно изъявлять мнение в письменном варианте
-метод «горячий стул» - улучшение навыка изъявлять свои мысли на публике
– реакция учеников (в конце занятия) – самоанализ работы ученика, кратко рассказывают о работе во время занятия
Эти форматы обучения помогают развитию целеустремленности во время занятия, появлению обсуждения тем, грамотно формированной речи, разработка методов решения рассматриваемого вопроса. Рассматривая практическое применение теоретических основ модуля напрашивается вердикт о том, что критическое мышление помогает улучшению целенаправленной, анализирующей, думающей личности ученика.
Третий модуль.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
-взаимооценка,
-самооценка,
-критериальное оценивание, при котором обучающиеся сами могут выдвигать методы оценивания.
-формативное оценивание и суммативное;
-оценочные листы;
-анкетирование (достижения и отрицательные результаты занятия, чего достигли обучающиеся во время занятия)
-стикеры с достижениями и отрицательными результатами занятия.
Четвёртый модуль.
Использование ИКТ в преподавании и обучении
ИКТ помощник преподавателя в налаживании процесса образования, следит за экономией времени преподавателя, помогает вести документы преподавательской деятельности.
-функция интерактивной доски.
-использование электронных тестеров с уже готовыми критериями.
-интерактивные физминутки для создания коллаборативной среды.
-использование электронного учебника на уроке.
-Интернет-ресурсы.
-презентация слайдов обучения.
-выполнение презентаций обучающимися.
Пятый модуль.
Обучение талантливых и одаренных детей
Выработка плана касательно талантливых и одаренных учеников задача не легкого характера, она требует от преподавателя очень углубленной и ответственной подготовки. Поэтому задания на уроках должны быть дифференцированные, а также опережающие и поисковые задания. Преподаватель имеет возможность создать группу из сильных учеников во время урока и поручить им на выполнение задания креативно-творческого типа и т.д.
Шестой модуль.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников.
Хотя мы и проводим занятия в классах, где возраст учеников почти одинаков, но уровень интеллектуального развития у обучающихся может стоять на разных ступенях. К подбору заданий и тем занятий в каждом классе надо подходить по-особенному, выделить классификацию вопросов по уровню сложности, что позволяет ученикам преодолеть вопросы их уровня и подняться на другую ступень сложности, выполнив задания более сложного порядка. Учитель должен применять формы работы на уроке в соответствии с возрастными и личностными особенностями учащихся.
Седьмой модуль.
Управление и лидерство в обучении.
Преподаватель все время независимо от обстоятельств должен контролировать образовательный процесс, он всегда обязан быть главным. Но и обучающийся на занятий должен стремиться к лидерству среди своих сверстников.
Что же удается учителю при интеграции семи модулей в уроки?
Самое главное, что преподаватель может создать атмосферу сотрудничества и вовлечь в активное участие, в собственное образование обучающихся, а также обеспечить эффективную обратную связь между обучающимся и преподавателем. Ведь ученик, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия, является успешным обучающимся. А этот успех зависит от преподавателя, который обязан направить ученика в сторону всестороннего развития личности. Положительный результат урока будет зависеть не от того, насколько понятно и доступно учитель расскажет ученикам о каких-либо событиях, фактах, а, то, как сам ученик сможет их понять и охарактеризовать. Отходя от привычных шаблонов, нужно давать детям возможность ошибаться и учиться на своих ошибках.
Рисунок 115