Конспект урока по информатике на тему Алгоритмическая конструкция повторение


Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.
Цели урока:
предметные – представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы ; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные – умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.Задачи урока:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;
2) получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;
3) получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм;
исполнитель;
повторение;
циклический алгоритм (цикл);
тело цикла.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами узнаем много нового, и повторим уже ранее изученное.
Актуализация знаний.
1. Алгоритм – это:
а) набор команд для компьютера;б) отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов, предназначенное для конкретного исполнителя;в) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели;
г) инструкция по технике безопасности.
2.Свойство алгоритма дискретность означает:
а) что команды должны следовать последовательно друг за другом;
б) что каждая команда должна быть описана в расчете на конкретного исполнителя;
в) разбиение алгоритма на конечное число простых шагов;
г) строгое движение как вверх, так и вниз.
3.Линейный алгоритм – это:
а) способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур;
б) набор команд, которые выполняются последовательно друг за другом;в) понятное и точное предписание исполнителю для выполнения различных действий;
г) строгое движение как вверх, так и вниз.
4.Человек или какое-либо устройство, исполняющее алгоритм называется:а) автоматом;б) исполнителем;
в) управляющим человеком или устройством;
г) роботом.
5.На кого рассчитан алгоритм, написанный на естественном языке?а) на человека;
б) на компьютер;
в) на робота;
г) на всех одновременно.
6.Свойство алгоритма массовость означает:а) что алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения однотипных задач;
б) что каждая команда должна быть описана в расчете на конкретного исполнителя;
в) разбиение алгоритма на конечное число простых шагов;
г) использование любым исполнителем.
7.Графическое представление алгоритма – это:а) способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур;б) схематичное изображение в произвольной форме;
в) представление алгоритма в форме таблиц;
г) представление алгоритма в виде графика.
8.Какой из документов является алгоритмом?
а) правила техники безопасности;б) инструкция по приготовлению пищи;
в) расписание движения поездов;
г) список книг в школьной библиотеке.
9. Как изображается блок ввода информации?
а) б) в) г)


10. Как изображается блок вычислений (действий)?
а) б) в) г)


Ответы: 1-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-а, 6-а, 7-а, 8-б, 9-а, 10-б.
Изучение нового материала.
Вводим задачу, для решения которой понадобится выполнить много одинаковых действий.
Вводим алгоритмическую конструкцию «повторение».
На основании её, показываем цикл с предварительным условием.
Подробно разбираем решение этой задачи и записи решения в виде блок-схемы. Используем программу «Конструктор алгоритмов».
Рассматриваем задачи программирования исполнителя Робот в среде программирования «КуМир» используя цикл-пока.
Давайте рассмотрим задачу: «Нужно написать алгоритм, выполняя который исполнитель начистит полное ведро картошки»

алг картошка;
нач
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
Взять
Почистить
Положить
кон.
Цикл с заданным условием продолжения работы
Логика работы этой конструкции описывается схемой, показанной на рисунке.
 

 
На алгоритмическом языке эта конструкция записывается так:
 

 Напишем алгоритм той же задачи, но используя цикл-пока:
алг картошка2начнц пока ведро не полное
Взять
Почистить
Положить
кцкон.
Выполняется цикл-ПОКА следующим образом:
проверяется условие (вычисляется значение логического выражения);
если условие удовлетворяется (Да), то выполняется тело цикла и снова осуществляется переход к проверке условия;
если же условие не удовлетворяется, то выполнение цикла заканчивается.
Возможны случаи, когда тело цикла не будет выполнено ни разу.
Задача 1
В 1-й день - пробежать 10 км; каждый следующий день увеличивать на 10% от нормы предыдущего дня. Как только достигнет или превысит 25 км, необходимо прекратить увеличение и пробегать 25 км.
Начиная с какого дня спортсмен будет пробегать 25 км?
Пусть x — количество километров, которое спортсмен пробежит в некоторый i-й день. Тогда в следующий (i + 1)-й день он пробежит x + 0,1x километров (0,1x — это 10% от x).

шаг ix:= x
1 1 10 10
2 2 x+x*0.1 11
3 3 x+x*0.1 12.1
x+x*0.1 Запишем алгоритм решения этой задачи в виде блок-схемы, используя программу «Конструктор алгоритмов»


Ответ: через 11 дней.
Задача 2
Рассмотрим работу робота, закрашивается коридор неизвестной длины. 

 

Гимнастика для глаз

Практическая работа
Задание 1 (выполняется в программе «Конструктор алгоритмов»)
Составить алгоритм решения, следующий задачи и оформить в виде блок-схемы.

Задание 2 (выполняется в среде программирования «КуМир», исполнитель Робот).
Оценивание практической работы.
Домашнее задание: Составить программу для решения следующей задачи и записать в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке. Исполнение алгоритма оформите в виде таблицы.

Выставление оценок.
Что повторили на уроке?
Что Вы узнали нового?
С какими заданиями Вам трудно было справиться?
В чем плюс работы с программами?
Всем спасибо!