ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ V ВИДА
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ V ВИДА
Татарникова Ирина Валентиновна
ГОБОУ «Минькинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»
184376, Мурманская область, Кольский район, с. Минькино, д. 135
irtatarnikova@mail.ru
Я слышу и забываю,
я вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю. (Китайская поговорка)
Как и всякий предмет в специальной (коррекционной) школе-интернате V вида, математика должна способствовать формированию правильной речи учащихся, но более чем любой другой – развивать логическое мышление, учить логическому анализу, последовательности изложения материала, учить умению рассуждать. На уроках математики не только формируются вычислительные навыки и умения, но и развивается интеллект учащихся. В коррекционные задачи уроков математики входят момент развития памяти, внимания, работа над моторикой.
Всегда начинаю работу в новом классе с изучения возможностей класса: речевые и умственные способности, речевая патология, психические особенности (стеснение, волнение, мыслительные возможности, вычислительные навыки). Изучаю личность ребенка по протоколам обследования, речевым картам, эпикризам, в беседах с логопедом, воспитателем. Использую полученные сведения для организации дифференцированного и индивидуального обучения. В классе всегда есть группы сильных, средних и слабых учащихся. Разделив класс на такие группы, подбираю работы для самостоятельного выполнения на уроках, дома, на контрольной работе в соответствии с возможностями и способностями учащихся. Это могут быть работы одинаковые по количеству заданий, но разные по сложности, или одинаковые по сложности, но разные по объему.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приёмах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, недоразвитие или своеобразие развития, которых выступают как вторичные нарушения, степень выраженности которых детерминирована глубиной первичной речевой патологии. В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности.
В решении задач формирования самостоятельной связной речи, обогащения словарного запаса учащихся, создания условий для развития диалоговой среды помогают новые информационные технологии, которые позволяют учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала.
Уроки с использованием интерактивной доски «Smart» провожу с 2008 года. Использование интерактивной доски дает возможность живого взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивает постоянный обмен информацией. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом (что особенно важно для учеников нашей школы), поддерживает постоянный контакт с ними. Преподаватель вслух комментирует свои действия, постепенно вовлекает учащихся в обсуждение предложенных тем. Благодаря наглядности и интерактивности все учащиеся класса на уроке активны, при этом у них обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки.
Использование интерактивной доски позволяет сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания. Задания, выполняемые с их помощью, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта. Применение интерактивных средств на уроках математики дает целый ряд преимуществ и учителю, учащимся.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем коррекционной школы. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке.
Из своего личного опыта работы с интерактивным оборудованием хочу подчеркнуть преимущества доски в работе с тестовыми заданиями в режиме просмотра, показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников, для всей аудитории. Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования на основе моделей, объектов, явлений, эффектов и свойств с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета. Пробую работать фронтально с помощью интерактивной доски, анализируя выполнение предложенных заданий, чтобы лучше подготовить учащихся к тестовому контролю. Хочу подчеркнуть, что и мне, и моим ученикам такая форма работы понравилась. И результаты теста бывают выше, чем обычно. Контроль осуществляется немедленно, что позволяет в рамках одного урока проводить промежуточный контроль по усвоению определенного материала с возможностью работы над ошибками. Учащиеся могут проводить самоконтроль, осуществлять самооценку. Хорошо также с помощью иллюстраций объяснять задачи на составление уравнений. Даже обыкновенная, хорошо продуманная методическая презентация на интерактивной доске воспринимается иначе, чем просто на обыкновенном экране, так как у учителя есть возможность преподносить ее, комментировать, следить за реакцией аудитории, не будучи привязанным к компьютеру.
Через уроки и внеклассную деятельность стараюсь вызвать у учащихся желание творить, мыслить. Задача эта трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.
Проектная технология позволяет пройти путь познания вместе с детьми. Пусть то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебников.
В развитии учащихся важную роль играет интеграция уроков математики с другими предметами. «История» часто бывает в гостях на наших уроках. История названия тех или иных понятий, деятельность ученых, старинные задачи, истории открытий различных формул и правил – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики. А хорошее знание литературы, умение сочинять позволит выпустить интересную газету, составить сообщение по той или иной теме.
Наряду с развитием творческих и умственных способностей провожу постоянную работу по формированию правильной речи учащихся, по предупреждению дисграфии. Для этой цели провожу следующие виды работ:
Проговаривание и произнесение слов – математических терминов как индивидуально, так и фронтально.
Введение слов в активный словарь на уроке, придумывание предложений с новыми словами, со словосочетаниями.
Работа со словом, имеющим несколько значений, придумывание предложений с данным словом в нескольких значениях на уроке, на самоподготовке. Стараюсь проводить эту работу так, чтобы слова были с разными падежными окончаниями, в единственном и множественном числах.
Задачи решаем с вопросительными словами, учу употреблять вопросительные слова: «какой», «чему», «сколько» и т. д.
Работаю не только над содержанием, но и над названием темы урока. Пишу тему на доске, иногда пропускаю буквы, чтобы ученики вписали их сами. Диктую название темы урока, ученик записывает ее на доске на слух. На уроке как можно больше должны говорить учащиеся и писать тоже.
Один-два раза в неделю провожу словарный диктант.
В кабинете математики есть пополняемый предметный словарь, предназначенный для терминов, употребляемых на уроках. Эти слова закрепляются на самоподготовке.
В середине урока провожу физкультминутку, пальчиковую гимнастику.
Применение информационных технологий при обучении математике в коррекционной школе имеет следующие преимущества:
Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).
Возможность самореализации детей с наиболее тяжёлой речевой патологией (сенсомоторная алалия, тяжёлая степень дизартрии) для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).
Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям).
Выбор разноуровневых, репродуктивных, частично-поисковых, творческих заданий.
Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.
Сокращение сроков реабилитации.
Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала).
Различные стили обучения, возможность обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Одной из задач коррекции детей с нарушениями речи является развитие умственных способностей аномального ребенка, помощь в адаптации его в современном мире. Главная задача учителя – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным.
ЛИТЕРАТУРА
Что такое учебный проект?/М. А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010.
Гомулина Н. Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании. Диссертация. М., 2003
Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002.
Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (1 - 4 классы). – М.: Педагогика. – 1980
Школа для детей с ТНР / Под ред. Левиной Р. Е. – М. – 1961
Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
15