Статья Применение здоровьесберегающих технологий при обучении математике
Применение здоровьесберегающих технологий при обучении математике
Гилязова Татьяна Борисовна,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 33 »
г.Нижнекамск, Татарстан.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны с пребыванием в учреждениях образования.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Выделяют следующие здоровьесберегающие технологии:
- медико-гигиенические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающая среда создается на уроках, дополнительных мероприятиях, проводимых во внеурочное время. Я остановлюсь на здоровьесберегающих образовательных технологиях, которые применяю на своих уроках.
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления; с первых минут урока, с приветствия создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя;- психолого-педагогические технологии связанные с непосредственной работой учителя на уроке воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; при планировании урока не допускаю однообразия работы; в норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа необходимо выполнить.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты в моих классах дает хоровое проговаривание, как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
На своих уроках использую следующие упражнения для физкультминутки: при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Во время физкультминутки ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево. Игра «Хлопушка»: учащиеся хлопают, если названа неправильная дробь.
На уроках с пятиклассниками использую технологию релаксации. Ученики часто приходят на урок после физкультуры в чрезмерно возбужденном состоянии. В таких случаях провожу дыхательную гимнастику с установками, которая помогает урегулировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Упражнения дают возможность расслабить учащихся и в то же время погрузить их в творческую атмосферу.
Жизненно важной необходимостью является проведение зарядки для глаз на уроках. В кабинете висит таблица «Гимнастика для глаз» (рис. 1). При помощи этой таблицы я провожу с детьми зарядки, которые снимают усталость глаз.
Рис.1. Гимнастика для глаз.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, на уроках рассматриваю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую:
№1.“В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”
Ответ: 7, 12,5,5, 5.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
№2. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
№3. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
№4. Одно число в три раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 50. Найдите эти числа. Большее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 15 и 4; 15 минут.
№5. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 лет и 62 года.
Для более зрительного восприятия материала на стенде «Уголок здоровья» находится плакат о вреде курения (рис.2).
Рис.2. Плакат о вреде курения.
Целесообразно обращать внимание и на гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть принятым для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”