Презентация.Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик при реализации образовательной области «Познание»


Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик при реализации образовательной области «Познание» Воспитатель И.И.Китаева ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА УРОКИ ДОМАНА ИГРЫ А.З. ЗАКА СИСТЕМА РАННЕГО РАЗВИТИЯ М. МОНТЕССОРИРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА ИГРЫ А. СТОЛЯРАИГРЫ ВОСКОБОВИЧА МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАДАЧИ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ;ВЫЯВЛЯТЬ СВОЙСТВА В ОБЪЕКТАХ, ОБОЗНАЧАТЬ ИХ ОТСУТСТВИЕ, ОБОБЩАТЬ ОБЪЕКТЫ ПО СВОЙСТВАМ;ПОЗНАКОМИТЬ С ФОРМОЙ, ЦВЕТОМ, ВЕЛИЧИНОЙ, ТОЛЩИНОЙ;РАЗВИВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ;РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ;ВОСПИТЫВАТЬ ИНИЦИАТИВУ, НАСТОЙЧИВОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ;РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ;РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЮ;РАЗВИВАТЬ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕТЫРЕХ ФОРМ (КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК,ПРЯМОУГОЛЬНИК,КВАДРАТ). ПО МЕРЕ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНЫХ ФОРМ ВОЗМОЖНО ПОЗНАКОМИТЬ С ОВАЛОМ,РОМБОМ НА УСМОТРЕНИЕ ПЕДАГОГА; ДВУХ РАЗМЕРОВ (БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ);ДВУХ ВИДОВ ТОЛЩИНЫ (ТОЛСТЫЙ,ТОНКИЙ). ТРЕХ ЦВЕТОВ (КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ)ЦЕЛЕСООБРАЗНО ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЦВЕТОВ В СПЕКТРЕ; КОМПЛЕКТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ НАГЛЯДНОСТЬ, СИСТЕМНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ, ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ; СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ, ПОДВИЖНЫЕ,СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ) ВНЕ ЗАНЯТИЙ, В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ГРУППЫ (ИЗО- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АППЛИКАЦИЯ, РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ,ПРЕДМЕТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ) ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ как настольно-печатные (изготовитькарты к играм «рассели жильцов», «какой фигуры не хватает», «найдиместо фигуре», «головоломки»; в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обоз-начаются кодовыми карточками. Почта — адрес на посылке, письме, открытке обозна-чается блоками, адрес на домике обозна-чается кодовыми карточками. в подвижных играх (предметные ориентиры, Обозначение домиков, дорожек, лабиринтов); ЦепочкаСуть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т.д. Второй ряд Магазин. Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам. Архитектор.Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы . Этот блок может использоваться при постройке. уроки Голенна Домана Развивает логику, воображение Развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием Обеспечивает гармоничное развитие Учит читать Голенн Доман Стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определятся тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей».А что бы он мог выбрать, нужно ему эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия Г. Домана Правила: И родители, и ребенок должны заниматься с удовольствием. Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего; Невозможно заставить ребенка заниматься тем, что ему не нравится; Больше всего на свете дети хотят учиться; Учимся читать Первые слова, которые вы предложите должны быть короткими и знакомыми ребенку (мама, папа, имена др. членов семьи, клички животных. Учим глаголы (сидеть, прыгать, спать...) Схема обучения такая же: 25 слов в день, из них 5 новых. Соединяем слова:- цвета (ОБРАТНАЯ СТОРОНА КАРТОЧКИ ОКРАШЕНА В СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЦВЕТ);- СЛОВА-АНТОНИМЫ;- ПЕРЕХОД К СЛОВОСОЧЕТАНИЯМ. Читаем предложения:- простые;- сложные;- уже книга. Книга должна отвечать следующим требованиям: 1. Словарный запас книги должен составлять от 50 до 100 слов; 2. Должно быть не более одного предложения на страницу; 3. Высота печатного шрифта - не менее2,5 см; 4. Текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них. Сложение и вычитание (сначала использовать карточкиот 1 до 20; каждое занятие - из трех разных примеров) Количество (понадобятся карточки из белого картона 27x27 см до 100 шт., с одной стороны точки, а с другой — обозначение количества точек цифрой) Учимся считать Анатолий Зак Использует различные виды игровых полей, многообразие игровых полей зависит от: Типов элементов (геометрические фигуры, предметы, отдельные детали) Взаимного сочетания элементов Характера повторяемости элементов в клетках Местоположения свободной клетки Все занятия заканчиваются коллективной проверкой результатов Что такое саморазвитие? Что такое дидактически подготовленная среда? Система раннего развития Марии Монтессори Система раннего развития Марии Монтессори Предоставляет каждому ребенку свободу выбора; Педагог не вмешивается в самостоятельные действия детей, создает им условия для занятий; Особенность — разновозрастные группы (младшая группа — дети от 3 до 6 лет; средняя группа — дети от 6 до 9 лет; старшая группа — дети от 9 до 12 лет) Поэтапные действия педагога: Цель педагога — поддержать интересы ребенка и обеспечить индивидуальный подход к нему. I. готовит среду, которая привлечет малыша и будет удобной для его работы. II. работает с детьми , поведение которых мешает остальным (направляет их действия в разумное русло). Перенаправляет энергию «нарушителя спокойствия» на конструктивную деятельность. III. наблюдает за детьми, не нарушая их поисков и работы. Ребенок сам выбирает игру, а педагог показывает при необходимости, как справиться с заданием. - любая игра начинается с презентации; - после презентации предоставить возможность ребенку поиграть самому;- заканчивается игра уборкой. Как играть? возраст Что развивается Игры и игрушки От рождения до 2-3 лет речь Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания и т.п. От рождения до 3 лет Осязание, вкус, обоняние Вкусовые банки, теплые кувшины, коробочки с запахами, шумящие коробки, клавишная доска и т.п. От 1,5 до 3 лет Координация движений Мягкие «удавы»,скамеечки, шведская стенка и качели, большие мячи От 1,5 до 4 лет Мускульная «умелость» Спортивный уголок, мешки, набитые ватой или тряпками, которые нужно таскать на веревочке От 2 до 4 лет Умение поддерживать порядок Совки и щетки для заметания мусора, тряпка для вытирания воды, коробки для игрушек От 2 до 6 лет слух Музыкальные инструменты, кассеты, диски с записью детских песен. Обязательна и классическая музыка От2,5 до 6 лет Социальные навыки Игры, в которые необходимо играть вдвоем, втроем, большой компанией. От 3,5 до 4,5 лет Умение писать Рамки-вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски От 4 до 4,5 лет Тактильные ощущения Игры с бусинками, маленькие мячики с разными наполнителями, игрушки из различных материалов, «мини-бассейны» с крупой От 4,5 до 5,5 лет Чтение Самодельные книжки с картинками и словами, кубики и карточки с буквами ЦВЕТНЫЕ ЧИСЛА Х. КЮИЗЕНЕРА АБСТРАКТНОСТЬ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ Набор содержит 241 палочку; в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в см. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число семь обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». ЦВЕТНЫЕ ЧИСЛА Х. КЮИЗЕНЕРА Задачи: - совершенствование интеллекта детей дошкольного возраста;- развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук;- формирование математических представлений (освоение состава десяти, соотношения целого и части);- развитие творческих способностей (умение осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить);- совершенствование и развитие психических процессов (внимание, мышление, память, речь, воображение);- ознакомление с классификацией геометрических фигур, формирование умения осуществить зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур;- развитие у детей комбинаторных способностей;- формирование навыков устных вычислений, создание предпосылок для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема, вычислительные машины. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА, А. СТОЛЯРА - совершенствование интеллекта детей дошкольного возраста; - развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук; - развитие у детей творческих, комбинаторных способностей; - формирование психических процессов; Игры Воскобовича несут в себе способы обучения чтению, развития математических навыков, конструирования, развития творческих способностей. Творческое конструирование Геоконт Великан Творческое конструирование Геоконт Великан Что развивает - различение цветов радуги; - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; - умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; - внимание, память, элементы логического мышления; - воображение, творческие способности; - пальцевую и кистевую моторику рук. Как игратьИгра размещается на стене. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу. Творческое конструированиеПрозрачный квадрат Творческое конструированиеПрозрачный квадрат Что развивает - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; - умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.Описание Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу. С «Прозрачным квадратом» можно играть индивидуально и вместе с друзьями (игра «Вертикальное домино»). Творческое конструированиеЧудо-крестики 2 Творческое конструированиеЧудо-крестики 2 Что развивает- сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера); - умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей; - внимание, память; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук;- умение определять количество предметов и порядковый номер.ОписаниеРебенок складывает «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («крестики» накладываются друг на друга), «дорожки» («крестики» прикладываются друг к другу). И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу Творческое конструированиеЛогоформочки 5 Творческое конструированиеЛогоформочки 5 Что развивает - освоение названий и структуры геометрических фигур, пространственных отношений (верх, низ, лево, право); - составление предметных силуэтов из частей; - внимание, память, воображение; - умение сравнивать, анализировать, синтезировать; - мелкую моторику рукОписаниеРебенок в увлекательных играх конструирует из частей эталонных фигур предметные силуэты («грибки», «качели», «бантики» и многое другое) при помощи линейки на игровом поле, на столе, по словесному диктанту. Предлагаемые игры: «Вершки-корешки», «Перекрестки», «Мозаика», «Логомозаика», «Крестики-нолики», «Чудесный логомешочек». Играем в математикуПрозрачная цифра Играем в математикуПрозрачная цифра Что развивает - умение сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению полосок; - умение составлять цифры от 0 до 9 по образцу и памяти; - объем и концентрацию внимания, память, умение анализировать, сравнивать;- воображение, творческие способности;- мелкую моторику рук. Как играть Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает полоски и составляет цифры сначала по образцу, потом по памяти. Конструирует из полосок на пластинках предметные силуэты.С «Прозрачной цифрой» можно играть индивидуально и вместе с друзьями (игра «Вертикальное домино»). Математические корзинки 10 Математические корзинки 10 Что развивает- умения составлять числа первого и второго десятка, складывать и вычитать в пределах 10, различать полное, неполное множество; - внимание, память, элементы логического мышления; - мелкую моторику рук.ОписаниеРебенок вкладывает грибки в «корзинки», положенные на столе, заполняет «корзинками» ячейки игрового поля и грибками - свободные места в «корзинках». Накладывает грибки на «корзинку» «-дцать», составляя числа второго десятка. Играем в математикуСчетовозик Играем в математикуСчетовозик Что развивает- освоение порядкового и количественного счета; - соотнесение цифры и количества; - сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка;- сложение чисел, решение простейших арифметических задач; - внимание, память, элементы логического мышления; - мелкую моторику рук.ОписаниеРебенок продевает шнурок сквозь отверстия, обкручивает его вокруг кнопки и таким образом выделяет нужные цифры, знаки, решает задачи. Играем в математикуКораблик "Брызг-Брызг" Играем в математику Кораблик "Брызг-Брызг" Что развивает- внимание, память, мышление, речь; - мелкую моторику рук;- математические представления о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов и их порядковом номере, цифровом ряде;- умение решать логико-математические задачи.ОписаниеДети прикрепляют флажки к мачтам по цветам радуги (горизонтальные, вертикальные, диагональные ряды), решают логико-математические задачи на поиск флажка по признакам. Играем в математикуВолшебная восьмерка 2 Играем в математику Волшебная восьмерка 2 Что развивает- освоение количественного счета, моторного образа цифр, пространственных отношений; - умение сравнивать, анализировать, синтезировать, проводить тактильный и оптический анализ цифр; - внимание, память;- координацию «глаз-рука»;- мелкую моторику рук.ОписаниеРебенок составляет цифры от 0 до 9, подкладывая части цифр (палочки) под резинку или прикрепляя шнурком. В старшем возрасте мысленно моделирует цифры при помощи слов из считалки «Эники Логика и воображениеГеовизор Логика и воображениеГеовизор Что развивает- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение создавать симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; - умение рисовать фигуры по схеме, словесному алгоритму и собственному замыслу; - внимание, память, элементы логического мышления; - воображение, творческие способности; - пальцевую и кистевую моторику рук.ОписаниеРебенок маркером отмечает точки координатной сетки, соединяет их линией на пленке или листе бумаги и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры, узоры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу. Рекомендации"Геовизор" - отличное дополнение к игре "Геоконт". Но может выступать и самостоятельным пособием. Логика и воображениеКвадрат Воскобовича 2-хцветный Логика и воображение Квадрат Воскобовича 2-хцветный Что развивает- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук.ОписаниеСкладывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения - 1000000.  Логика и воображениеКоврограф "Ларчик" Логика и воображениеКоврограф "Ларчик" Что развиваетматематическое, речевое развитие, экологическое образование, знакомство с предметным миром и многое другое.  ОписаниеКоврик прикрепляется к стене, пособия располагаются на нем и далее организовываются игры по методическому пособию или придумываются самостоятельно.РекомендацииОтлично подходит для проведения групповых занятий  Чтение через игруТеремки Воскобовича Чтение через игру Теремки Воскобовича Что развивает - знакомство с буквами, звуками, различение твердости-мягкости, звонкости-глухости; - составление слогов, освоение слияния звуков в слоге; - знакомство с орфографическими исключениями русского языка;- конструирование слов и простых предложений; - использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов; - внимание, память, мышление; - мелкую моторику рук.Как играть Ребенок конструирует слоги, вкладывая кубик в теремок; составляет слова, соединяя теремки с кубиками. Освоить орфографические исключения помогает игра «Да-Нет», составление слов – игры «Паровоз, вагончики», «Перевертыши», «Заменялки», «Переставлялки», «Дерево», «Загадалки», «Цепочки». Чтение через игруЗабавные буквы Чтение через игруЗабавные буквы Что развивает- знакомство с буквами, тренировка навыков чтения, звуковой анализ слов; - внимание, память, мышление, воображение речь.ОписаниеРебенок, играя с карточками, запоминает буквы, выполняет задания на звуковой анализ слов, поиск заданной буквы. Чтение через игруКонструктор букв 3 Чтение через игру Конструктор букв 3 Что развивает- освоение моторного образа буквы, составление букв из частей; - координацию «глаз-рука», зрительную дифференциацию; - внимание, память, умение сравнивать, анализировать, синтезировать, проводить тактильный и оптический анализ букв; - творческие способности; - мелкую моторику рук.ОписаниеРебенок составляет буквы, подкладывая части игры (модули) под круглую резинку, решает логические задачи с буквами.РекомендацииЭтот вариант игры отличается от «Конструктора букв 1» большим размером и поэтому может использоваться для игр с группой детей. Чтение через игруЭрудит "Снеговик" Чтение через игруЭрудит "Снеговик" Что развивает- знакомство с буквами, тренировка навыков чтения, составление слов, словотворчество; - внимание, память, мышление; - координацию «глаз-рука»;- мелкую моторику рук.ОписаниеРебенок продевает шнурок сквозь отверстия, закручивает его вокруг кнопки и таким образом составляет слова из букв С, Н, Е, Г, О, В, И, К. С помощью указанного в инструкции списка подбирает слова со «звездочкой» и придумывает свои слова. Система педагогических принципов при реализации образовательной области «Познание» Принцип обучения деятельности. Принципы адаптивности, психологической комфортности и развития. Принцип целостного представления о мире. Принцип обучения деятельности. Этап занятия Действие детей Объект работы Время работы Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию игра Демонстрационный и раздаточный материал 3 – 5 мин. Дидактическая игра, помогающая закрепить новое игра Раздаточный материал 7 – 10 мин. Итог занятия Проговариваем что делали, чему научились 2мин. Принципы адаптивности, психологической комфортности и развития. Предлагаются задания, которые стимулируют креативность мышления, стимулируют логическую деятельность, формируют навыки самоконтроля и саморегуляции. Принцип целостного представления о мире. Авторские наработки по формированию у детей представлений о взаимосвязи таких предметных областей, как математика, окружающий мир и бескомпьютерная информатика. Использование в непосредственно образовательной деятельности в качестве средства передачи информации графику Паппи, диаграммы Эйлера-Венна и модели текстовых задач. В работе с одаренными детьми целесообразно использовать элемент программы Л.Венгера «Одаренный ребенок» по ознакомлению с пространственными отношениями, включающими практическое моделирование и символизацию. Формы образовательной деятельностиОбразовательная область «Познание»Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Цель: Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Задачи: Развитие основных групп общеучебных умений:- интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);- организационных (определять цель деятельности, планировать её, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);- коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, в предложенных ситуациях; опираясь на общее правило поведения, делать выбор, какой поступок совершить). Формирование основных групп предметных умений:умение производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерение величин с помощью произвольно выбранных мерок; умение читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью изученных моделей);узнавать в объектах окружающего мира изученные геометрические формы;строить цепочки рассуждений. Формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу обучения в целом.Развитие внимания и памяти.Развитие креативности и вариативности мышления. Развитие оценочных умений Младший и средний возраст - оценивать полученный результат вместе с педагогом;Старший возраст – оценивать полученный результат самостоятельно. Умение читать и записывать сведенья об окружающем мире на языке математики Младший возраст – с помощью предметных рисунков;Средний возраст – с помощью предметных действий и сюжетных рисунков;Старший возраст – с помощью таблиц и пиктограмм, с помощью схем и логических моделей. Совместная деятельность педагога и детей Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов дня Числа 1-10 Натуральное число как результат счета. Модели чисел. Независимость числа от величины предметов его составляющих, их пространственного расположения и расстояния между ними. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами. Счет по образцу и заданному числу, представленному в виде множества с участием анализаторов. Сравнение количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (4-5,5-6,6-7,7-8,9-10). Запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми. Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один). Дидактические игры:«Что растет на грядке?», «Собираем вещи», «Собираем урожай», «Магазин игрушек», «Сколько?», «Назови по порядку», «Поезд», «Мебель», «Кто знает, пусть дальше считает», «Найди ошибку» «Назови следующее число», «Автомобили», Подвижные игры: «Возьми число», «У медведя во бору», «Птички».Пальчиковые игры:«Мы делили апельсин», «В гости», «Перчатки».Игры драматизации:«Три поросенка», «В гостях у Винни –пуха». Величины Длина. Практическое изменение величин наложением и приложением. Сравнение 3- 5 объектов по длине, ширине, толщине. Дидактические игры:«Найди пару», «Длинный – короткий», «Сравни деревья по толщине», «Самый высокий, длинный, тяжелый», «Кому что?», «Что выше?», «Забавные человечки».Практическое моделирование:«Сложи», «Гаражи», «Построй спортсменов».Подвижные игры:«Путешествие».Сюжетно-ролевые игры:«Семья», «Оденем куклу на прогулку», «Строимся на зарядку». Элементы геометрии Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Упражнения на закрашивание заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Классификация геометрических фигур по названию (общим признакам). Дидактические игры:«Волшебный сундучок», «Отгадай», «Догадайся, что я вижу», «Найди свою варежку», « Что изменилось?», «Узнай на ощупь», «Узнай форму предмета», «Составь фигуру».Практическое моделирование:«Составь узор», «Построй крепость».Игровые упражнения:«Найди крышу домика», «Выложи дорожку».Подвижные игры: « Фонарики». «Разложи в коробки», «Пузырь»..Игры-драматизации:«Мы строим дом»Пальчиковые игры:«Дружба», «Теремок». Ознакомление с пространственными и временными отношениями Ориентация на плоскости относительно выбранного предмета с помощью слов: на, под, за, рядом,, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху-вниз, слева-направо (различение положения предметов на рисунке). Ориентация в пространстве относительно себе как точки отсчета. Формирование временных представлений о последовательности частей суток:утро-день-вечер-ночь. Ориентация во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала-потом, раньше-позже. Дидактические игры:«Помоги зайчику добраться до дома», « «Что изменилось?», «Мастерская ковров», «Части суток», «Кто быстрее пройдет лабиринт», « Где звенит колокольчик», «Ищи и найдешь», «Ориентировка на листе бумаги».Игра - драматизация:«Кукла купила мебель», «Вверх по ступеньках»Подвижные игры:«Встань где скажу», «Прятки». « Вперед – назад», «Осьминожки», «День и ночь»Дидактическое упражнение:«Зайчики по домам». Признаки предметов Выделение такого свойства (признака) предметов как общее название. Выделение предметов из группы по общему названию, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенным свойствам. Дидактические игры:«Лото «Огород»», «Что нарисовано на картинке», «Четвертый лишний», «Лесная школа», «Найди свою маму», «Собери вместе», « Что в мешке»Конструирование:«Разные дорожки», «Заборчик», «Домик», «Найди свой цвет».Подвижные игры:«Медведь и пчелки», «Охотники и зайчики».Игры-драматизации:«В гостях у Айболита», «Убираем в шкафу». Отношения Научить детей сравнивать группы предметов путем наложения и приложения: равно, не равно и столько же Дидактические игры:«Собери цветочков столько, сколько, покажу», «Сосчитай игрушки на елке», «В каком ряду больше?», «Разноцветные шарики», «Где больше?», «Поезд», «Накорми рыбок».Подвижные игры:«Прятки», «Сколько же», «Кто больше наберет снежков».Сюжетно-ролевые игры:«Ходим в гости». Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий , сюжетных рисунков. Дидактические игры:«Найди и расскажи», «Составь рассказ по картинке», «Что с начала, что потом».Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по улицам города». Конструирование Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций, конструкций или рисунков из 2-5 деталей Дидактические игры:«Дорисуйте, что не хватает?», «Конструктор фантазер», «Загадки», «Волшебный рисунок», «Строим дом», «Геометрическая мозаика». Сюжетно-ролевые игры: « Город конструкторов», «Мы инопланетяни». Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Числа 1-10 Демонстрационный материал: «Числовые карточки», «Большой и маленький»Дидактические пособия: «Поезд», Развивающие игры: «Натуральный ряд» ( по сказке Белоснежка и семь гномов») Родительское собрание на тему: «К познанию мира – через познание себя».Консультация на тему:Информационный лист: « Сегодня на занятии»,Семинар-практикум. Тема: «Как научить сравнивать группы предметов с помощью составления моделей».Информационный лист:»Сегодня на занятии». Величины Игротека: «Разноцветные шнуры и ленты»Дидактическое пособие «Три медведя». Круглый стол: «Развитие воображения детей в занимательных играх по математике».Консультация на тему: «Развитие пространственного мышления детей и умение ориентироваться на листе бумаги». Элементы геометрии Дидактические пособия : «ТИКО». Лото: «Геометрическая мозайка». Игровой дидактический материал: «Мягкий конструктор». Мастер класс для детей и взрослых: «Моделирование» (оригами).Выставка литературы в уголке для родителей по теме: «Сенсорная культура». Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воображению дошкольников» Ознакомление с пространственными и временными отношениями Подбор сюжетных и предметных картинок по сезонам: «Весна. Лето, Осень, Зима».Демонстрационный материал «Картинки и загадки».Игротека: «Времена года». Круглый стол: «Использование природного материала для развития детского творчества».Памятка: «Что такое величина? Путешествие в пространство». Признаки предметов Игровой дидактический материал: «Веселые пуговицы», «Разноцветные бусы»Игра парами: «Найди ошибку», Семинар практикум тема: «Формирование алгоритма пересчета и сравнение числа».Информационный лист: «Проверим себя» . (тестовые задания). Отношения Тематический подбор картинок «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Цветы».Игровой дидактический материал «Длины», «Счетные палочки». Опрос анкета: «Какие трудности в использовании наглядных счет спытывают дети».Консультации на тему: «Игровой самомассаж кистей рук», «Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики».Пальчиковая гимнастика. Конструирование Тематический подбор картинок «Рыбы», «Насекомые», «Профессии», «Человечки», «Схемы», «Знаки». Познакомить родителей с практическими пособиями по интеллектуальному развитию детей М.В. Корепановой С.А.Козловой «Моя математика» и А.В.Горячева «Все по полочкам». Тестовые задания для развития навыков самоконтроля и самооценки. Задачи на сложение и вычитание. Демонстрационный материал : «Счет предметов?».Подбор сюжетных картинок «Что было?», Игра - инсценировка «Теремок».Дидактический материал: «Части и целое». Досуговая деятельность: «Нарисуй и расскажи математическую задачу».Родительское собрание «Игры детей дома с использованием занимательного математического материала». Спасибо за внимание!