Цифровые образовательные ресурсы в обучении физике.
Цифровые образовательные ресурсы в обучении физике.
Мы живем, работаем, учим и учимся в новых конкретно-исторических условиях. Вопросы реформирования учебного процесса в учебных заведениях разного уровня продвигаются сложно, противоречиво, но вместе с тем неуклонно. Среди школьных учителей идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом новых требований. Большими возможностями в решении многих педагогических задач обладают цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Вопросы и проблемы применения новых информационных технологий в образовательном процессе в настоящее время поднимаются все чаще. В связи с внедрением высоких компьютерных технологий система образования значительно трансформируется и содержательно, и организационно. Использование ЦОР позволяет индивидуализировать процесс обучения, реализовать дифференцированный подход к обучаемым, активизировать познавательную деятельность учащихся, организовать их самостоятельную, творческую и исследовательскую работу, осуществить обратную связь, самоконтроль в интерактивном режиме.
Интернет сегодня предоставляет широкие возможности использования сервисов в педагогической практике. В настоящее время существует множество самых разных сервисов. Рассмотрим более подробно сервис LearningApps. Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org (http://learningapps.org/about.php) является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Эти интерактивные блоки (так называемые приложения или упражнения) общедоступны. По этой причине они не включены ни в какие программы или конкретные сценарии. Ценность этих блоков заключается в их интерактивности. Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся.
Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты. Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика. Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку: Selection – упражнения на выбор правильных ответов; Assignment – задания на установление соответствия; Sequence – на определение правильной последовательности; Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах; Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками. Инструменты используются для подготовки и применения демонстрационного материала, для организации взаимодействия с учениками. В сервисе LearningApps.org имеются инструменты, позволяющие учителю готовить качественные электронные наглядные пособия, аудио/видеоматериалы, а также дистанционно общаться с учениками и коллегами. Notebook (Блокнот) – простейший текстовый редактор. Pinboard («Пробковая доска») – инструмент записи текстовых заметок и загрузки файлов с имитацией прикрепления канцелярскими кнопками к пробковой доске. Все материалы перетаскиваются мышью и закрепляются на виртуальной доске в любом порядке. Etherpad – онлайн-редактор, в котором может совместно работать несколько интернет-пользователей. Mindmap (Ментальная карта) – простой в использовании и наглядный графический редактор ментальных карт. Его можно применять как для демонстрации заранее составленных карт, так и для составления ментальной карты на учебном занятии. Аудио/видеоконтент – инструмент, позволяющий не только загружать аудио/видеофайлы, но встраивать их в приложения. Можно также добавить к видеоролику вопросы, на которые ученики должны ответить после просмотра. Сетка приложений – инструмент создания коллекции из нескольких приложений, чтобы поделиться с другими пользователями. Сервис содержит также такие дополнительные инструменты, как календарь для составления расписания в виде таблицы и чат для общения в сети.
Авторские разработки можно посмотреть по следующим ссылкам:
http://LearningApps.org/display?v=p0untit2501
http://LearningApps.org/display?v=pw9ey3a6t
http://LearningApps.org/display?v=pt0mmbmak
Уроки с использованием ЦОР являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Современный учитель не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационный технологий. Только целенаправленное использование ЦОР расширяет возможность формирования личностных качеств обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.). Все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно использовать многочисленные возможности применения ЦОР в образовательном процессе. Новое время диктует новые условия и требует от учителя иного подхода к преподаванию физики.
Список использованной литература.
Александрова З.В. Особенности технологии применения ЦОР в преподавании физики. - URL: http://www.calameo.com/books/000360984c0f4618dcd19. Дата обращения: 27.02.2014
Возможности создания интерактивных модулей в обучающих приложениях LearningApps.org.- URL: http://si-sv.com/blog/2013-08-01-46. Дата обращения: 4.03.2014
Что такое LearningApps.org? - URL: http://learningapps.org/about.php. Дата обращения: 14.02.2014