Обобщение актуального педагогического опыта Тема: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через повышение мотивации к изучению английского языка в условиях ФГОС

Обобщение актуального педагогического опыта
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через повышение мотивации к изучению английского языка в условиях ФГОС»
Автор опыта:
Рецензенты:

Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Данный опыт возник в течении педагогической практики его оформление пришлось на три учебных года 2012-2015.
Мониторинг изучения уровня мотивации учащихся к обучению показал средний уровень у большинства учащихся (Приложение 1).
Проведенное тестирование осенью 2012 года по определению уровня мотивации учащихся к обучению выявил средний показатель у большинства учеников. В ходе бесед было определено, что многие дети не понимают зачем им нужно изучать иностранный язык. Но также стоит отметить, что среди учащихся были дети, которые самостоятельно с помощью телепередач, а также с помощью родителей стремятся к изучению английского языка. Таким образом, было определено, что для учащихся необходимо определить цель изучения предмета, сформировать мощную мотивацию к обучению, тем самым способствовать становлению необходимого уровня коммуникативной компетенции учеников.

Актуальность опыта

В условиях современного развивающегося общества у каждого человека возрастает потребность в ежедневном обогащении собственных знаний и умений. Активное международное взаимодействие, стран, в общем, и каждого человека в частности, диктует требования к современному образованию, а конкретнее к обучению иностранным языкам. В настоящее время так сложилось, что английский язык является наиболее употребляемым в межнациональном общении. Большинство компьютерных программ написано с опорой на английский язык. Потребность в знании английского языка в современном обществе довольно высока. Правильная мотивация при обучении английскому языку в школе может помочь учащимся быстро и продуктивно освоить предмет. Исходя из психологических особенностей человека, наиболее восприимчивы к обучению иностранному языку дети. Именно поэтому в начальной школе необходимо сформировать основные коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) и выработать мощную мотивацию к освоению иностранного языка.
Эта идея полностью отвечает требованиям современного образования в России, которое перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств - научного мировоззрения, чувства ответственности, организованности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.
Таким образом, актуальность проблемы определяется:
-требованиями ФГОС;
-необходимостью повышения мотивации к учению в начальной школе.
-противоречием между недостаточными знаниями учащихся в области иностранного языка и необходимостью развития навыков письма, чтения и говорения учащихся.
Для решения данных проблем автор опыта считает целесообразным организовать исследовательскую деятельность на уроках английского языка для формирования коммуникативных знаний и умений в области иностранного языка с помощью повышения мотивации к обучению.

Ведущая педагогическая идея

Для того чтобы сформировать устойчивые и осознанные умения, необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся. Школьники должны понимать, что знания ценны не сами по себе, а лишь тогда, когда человек умеет их применить в практической деятельности.
Для эффективного обучения иностранному языку необходимо делать все, чтобы детям было максимально интересно, весело, забавно. В большинстве случаев уроки проходят настолько однообразно, монотонно, что школьники просто-напросто скучают, а в таком состоянии крайне сложно что-то понять и запомнить. Главное правило изучения иностранного языка это правильная мотивация и интересные занятия.


Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2012 года (2 класс) по 2015год (4 класс) и проходила в несколько этапов:
I этап- 2012-2013гг. Диагностирование, обнаружение противоречий, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения;
II этап - 2013 – 2014 гг. Корректировка приёмов и методов достижения целей;
III этап - 2014-2015гг. Становление опыта, выявление результативности.


Диапазон опыта

Представленный педагогический опыт применяется в системе уроков английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся в ходе освоения предмета, через повышение мотивации изучения иностранного языка.

Новизна опыта

Заключается в разработке учебных занятий, включающих организацию мотивирующих тренировочных, обучающих, контрольных упражнений для формирования навыков речевого и письменного общения, умений адаптироваться в той или иной социальной среде.

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта основывается на научных работах ученых, занимавшихся вопросами изучения английского языка в младшей школе, а также повышения мотивации к обучению английскому языку.
Изучение и анализ методической литературы по теме показывает, что проблема  развития коммуникативной компетенции рассматривалась многими учеными и методистами:  И.Л. Бим, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовой, В.А. Кельней, А.М. Новиковой, Г. А. Китайгородской, М.В. Пожарской, Р.П. Мильруда, С.Е. Шишовой, А.В. Хуторским и др.
Специальными целями преподавания иностранного языка в начальной школе является формирование умения общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы.
Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время имеет целый ряд отличных от родного языка особенностей овладения и владения им. В то же время по целому ряду характеристик он существенно отличается и от любого другого учебного школьного предмета. Английский язык как учебный предмет характеризуется:
– межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
– многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладеть различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
– многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Принимая во внимание цели обучения иностранному языку в школе, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности в обучении этой дисциплине. Принцип коммуникативной направленности определяет и содержание обучения: отбор и организацию языкового материала, уточнение сфер и ситуаций общения; какие коммуникативные умения необходимы, чтобы вступить в общение, осуществлять его в устной и письменной формах; и с помощью каких средств можно обеспечивать овладение коммуникативной функцией языка.
Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут (а учитель должен им помочь) приобрести элементарные умения пользоваться изучаемым языком для общения. Коммуникативную направленность рациональнее осуществлять на устной форме общения, учитывая способности учащихся 7-10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного, о чем свидетельствуют многочисленные психологические и методические исследования.
И.Н. Верещагина выделяет следующие факторы, от которых зависит продолжительность устной работы:
возраст – чем младше школьники, тем продолжительнее может быть устная работа;
отобранный учебный материал, насколько его характер и объем позволяют обеспечивать информативность первых печатных материалов;
оснащенность учебного процесса. Так, например, при использовании видеозаписи, когда предоставляется возможность видеть ситуацию, слышать звучащую речь и видеть ее печатной в виде титров, можно сократить период только устной работы до 2-3 уроков;
условия обучения, к которым относится наполняемость группы, ее личный состав, квалификация учителя, его личностные характеристики;
особенности английского языка, где орфографическая система в основном строится на историческом принципе написания.
Говоря о важности коммуникативной направленности обучения английскому языку, хочется вспомнить справедливое замечание отечественного методиста о том, что навык живет в тех условиях, в которых он формировался. Это утверждение должно коренным образом поменять отношение учителей к процессу обучения языку и позволить им перейти от переводного метода к коммуникативно-ориентированному. Таким образом, необходимо создать такие условия, чтобы ученики ощутили потребность в использовании иностранного языка, чтобы у них появился мотив к общению на изучаемом языке. В начальной школе одним из эффективных методов обучения иностранному языку может стать игровой.
Исходя из вышесказанного на начальном этапе обучения английскому языку учителю нужно руководствоваться следующими правилами (по И.Н. Верещагиной):
1. Вводя слово, словосочетание, грамматическое явление, подберите ситуацию, которая показала бы детям функцию, назначение этой единицы в общении.
2. Поскольку усвоение материала возможно при многократном его повторении, обеспечьте достаточное количество их, каждый раз привнося что-то новое в подобранные вами ситуации. Все используемые вами упражнения, по возможности, сделайте коммуникативно направленными, а для этого придумывайте задания к ним исходя из реальных условий обучения в конкретном классе.
3. Помня о том, что устное общение, коммуникация есть активное взаимодействие говорящего и слушающего, в ходе овладения материалом обеспечивайте активное участие каждого школьника в этом процессе. Необходимо понимать, насколько урок эффективен с позиции ученика. Здесь следует напомнить о групповой форме работы. Ведь если общение строится во фронтальном режиме, то его интенсивность чрезвычайно мала.
4. Организуя общение учащихся на основе усваиваемого материала, создавайте психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием. А для этого вселяйте в них уверенность, что они уже что-то могут понять, сказать на языке. Есть множество идей, как оформить класс – можно традиционно, используя стенды, а можно использовать все пространство класса, и стены в том числе. Оформите красиво постеры (лучше сделать это с детьми – может получиться менее аккуратно, но более ценно для учащихся), которые будут содержать положительные установки, ориентирующие на взаимоуважение, успех, равенство всех учеников в классе. Больше подчеркивайте их успехи. Учитывайте личные взаимоотношения детей при организации беседы.
5. Общение осуществляется не только устно, но и через чтение. Поэтому при чтении учеником текста обращайте его внимание на содержательно-смысловую сторону читаемого, а для этого шире используйте задания коммуникативного характера, то есть: что узнал, о чем прочитал, как к этому относишься. Не давайте задания повторно прочитать текст.

Условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Для формирования коммуникативной компетенции учащихся в области английского языка необходимы следующие условия:
Целенаправленность и систематичность. Учитель должен поддерживать высокий уровень мотивации учащихся остоянно, чтобы весь материал воспринимался и эффективно усваивался. Любой блок знаний должен подаваться с конкретной целью, которую необходимо озвучивать учащимся. Систематичность поможет отработать все нюансы, учесть все особенности и сделать процесс обучения более плодотворным.
Мотивированность. Так как предмет «Английский язык» довольно серьезный и сложный, мотивация играет огромную роль в продуктивности преподавания этого предмета. Необходимо стараться поддерживать интерес учащихся в ходе всего занятия. Очень важным моментом является разъяснение детям зачем они изучают иностранный язык.
Творческая среда. Учитель должен уделять внимание всестороннему развитию учащихся на любом уроке и в частности на уроке английского языка. Поэтому стоит включать различные виды работы учащихся на занятиях, например, командная работа, индивидуальные задания и т.д..
Психологический комфорт. Комфортный психологический климат в детском коллективе способствует плодотворной работе в течение всего урока. Одна из задач учителя – организация здорового, комфортного психологического климата в коллективе. Недочеты, ошибки учащихся не должны вызывать осуждение, ребенок должен понимать, что это творческий процесс, что все могут ошибаться, но должны стремиться к выполнению заданий без ошибок. Каждый ребенок должен понимать, что он индивидуален и не хуже других.
Личность педагога. Педагог в начальной школе является авторитетом в сознании учащихся, поэтому своим примером он должен показать, на сколько важно внимательное, участливое отношение человека ко всему, что он делает.
Учет возрастных особенностей младшего школьника. Обучение должно проходить на доступном для детского восприятия уровне, сам учебный процесс должен быть посильным, интересным и полезным.


Раздел II

Технология опыта

Изначально следует заметить, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Целью данного опыта является формирование коммуникативной компетенции через повышение мотивации младших школьников к изучению английского языка согласно ФГОС.
Цель опыта может быть достигнута в ходе реализации следующих задач:
повысить мотивацию к изучению английского языка;
включать учащихся в процесс разработки и реализации сценариев нетрадиционных уроков;
организовать реализацию необходимых психолого-педагогических условий для продуктивности учебного процесса;
реализовать требования ФГОС к изучению курса английского языка начальной школы.
интегрировать знания учащихся в различных областях жизни и науки.
Исходя из поставленных задач, руководствуясь требованиями ФГОС, была разработана система повышения мотивации учащихся с целью продуктивного формирования коммуникативной компетенции.
1. Первой ступенью реализации требований ФГОС было познакомить учащихся с новым предметом, новым языком. Изучение любой науки начинается с азов. Первоначально необходимо познакомить детей с понятием иностранного языка, провести аналогию с родным языком, объяснить сходства и различия родной речи и иностранной. Очень важным моментом является доступный мотивированный рассказ о том, зачем человеку вообще нужно знать иностранный язык.
2. В ходе уроков английского языка нами использовался такой метод повышения мотивации к учению, как дневник достижений. Каждый учащийся заводил дневник в котором писал, какую цель по изучению английского языка он ставит на эту четверть, в нем описывались все действия, который ученик выполнял для достижения цели. В конце четверти подводился итог и анализ проделанной работы и результатов.
3. Для эффективного усвоения нового материала стоит использовать такие средства, как игры, сказки, стихи и песни. Игры могут быть любыми, все ограничивается лишь вашей фантазией. Дошкольникам нравятся всевозможные ролевые игры. Например, можно сыграть в «магазин», «больницу», «школу» и т.д. В зависимости от темы игры изучать соответствующие ей слова, фразы, предложения. Используя сказки, нужно читать их на двух языках. Переходить к изучению новой стоит только тогда, когда дети хорошо усвоили смысл иностранного варианта предыдущей сказки. Песенки и стишки нужно заучивать, зная при этом их значение, повторять их регулярно.
Организуя языковое занятие, необходимо всегда поддерживаться основополагающих принципов, которые позволят полноценно осваивать  урок. Таких принципов четыре, направлены они на зрение, слух, разговорную речь, тактильное ощущение. Изучая новые слова, фразы, дети должны слышать, как они произносятся. Это важно для формирования правильного произношения и восприятия языка на слух. Даже многие взрослые при изучении сталкиваются с проблемой аудирования, когда при наличии большого словарного запаса, знаний грамматики, умений читать и переводить тексты, они не могут понять иностранную речь. Поэтому нужно уделять разговору на иностранном больше времени. Также необходимо видеть, как пишутся слова, это поможет с освоением перевода и чтения. Если при изучении отдельных слов ребенок будет видеть, например, на картинке, что они обозначают, то это ускорит процесс запоминания. А еще лучше, если эти предметы, действия можно будет ощутить. Например, потрогать плюшевого мишку, полистать книгу, побегать или попрыгать, одновременно проговаривая соответствующие иностранные слова. Дети должны вслух проговаривать и повторять слова, фразы, предложения. Это будет складываться в копилку опыта по разговорной речи.
4. Все дети любят компьютеры и все что с ними связано. На уроках английского языка была предоставлена возможность смотреть комиксы и одновременно изучать английский язык. Дети слушали фразы и пытались их воспроизвести в тетрадях. что позволило развивать слуховое восприятие языка.
5. Следующим мотивационным мероприятием было вовлечение учащихся в ход подготовки к занятию, были разработаны уроки, которые учитель проводил с одним из учеников, т.е. учащийся был помощником, помогал учителю проверять задания, оценивать выступление одноклассников. Это позволило учащимся не только изучать английский язык, но и попробовать себя в роли учителя, ответственного и компетентного «ученого».
В ходе самостоятельной работы учащиеся учились применять свои знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В результате такого подхода к обучению английскому языку учащиеся всегда с нетерпением ждали занятий, охотно участвовали в разработке и решении заданий.
Раздел III

Результативность опыта

Для мониторинга уровня сформированности умений и навыков учащихся применялось тестирование, разработанное на основе ключевых требований к знаниям учащихся в области английского языка относительно (Приложение 3). Результаты были градуированы по следующим параметрам:
выполнено 0-33% заданий – низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
выполнено 34-67% заданий – средний уровень сформированности коммуникативной компетенции;
выполнено 68-100% заданий – высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции.
Результаты мониторинга представлены в диаграммах. На первом рисунке (рис.1) представлен уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся 2 класса осенью 2012 года

В тестировании в 2015 году участвовали __ человек 4 класса. Результаты тестирования представлены на втором рисунке (рис.2)

Результаты тестирования, проведенного во 2 и 4 классе с интервалом в 3 года, говорят о развитии умений и навыков учащихся в области говорения, письма и грамматики. Учащиеся могут рассказать о своей семье, знают цвета, умеют считать, хорошо проходят аудирование. Им нравится заниматься на уроках английского языка, что показывает анкетирование направленное на выявление уровня мотивации учащихся.
Анализ приведенных выше данных позволяет сделать вывод о позитивной динамике уровня развития коммуникативной компитенции учащихся. Следовательно, используемые учителем методы и формы работы являются эффективными для достижения поставленной цели.

Список использованной литературы

Падей Е. В. Оценка уровня сформированности «коммуникативной компетенции» при обучении английскому языку на начальном этапе: критерии и показатели // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С. 391-393.
Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции посредством электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень). Дис.канд. Пед. наук., Тамбов: – ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 157 с.
Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 28–32.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11–15.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1990. – 247 с.
Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 1998. – 232 с.
Гальскова Н.Д. Межкультурное общение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 3–8.
Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в обучении англ. яз. младших школьников // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5. – С. 7–10.


Диаграмма 2Диаграмма 1 
·