Презентация на тему Психолого-педагогическая помощь детям с девиантным поведением в школе
Психолого-педагогическая помощь детям с девиантным поведением в школе Подготовила:Бибикова М.В.,Педагог-психолог МБОУ «Красносельская СОШ» Девиантные дети - это грубые, агрессивные, совершающие правонарушения, злоупотребляющие алкоголем (или даже наркотиками), неуспевающие по всем предметам ученики, состоящие на учете в полиции и в Комиссии по делам несовершеннолетних… Именно их называют девиантными. Именно им посвящены психологические и педагогические научные работы и исследования. О них написаны статьи и учебники. Именно для них составляются специальные профилактические и реабилитационные программы. Их пытаются исправить. Им оказывают социальную, педагогическую и психологическую помощь и поддержку. Что такое девиантное поведение? Ни у зарубежных, ни у отечественных ученых и практиков не сложилось пока единой точки зрения на термин и содержание понятия «отклоняющееся» (девиантное) поведение. Для изучения механизмов возникновения девиантного поведения у подростков используются знания, накопленные в таких научных областях как клиническая психология, нейропсихология, возрастная и семейная психология, юридическая психология, социальная психология и психология личности, психиатрия, педагогика, социология. В настоящее время термин «девиантное поведение» используется представителями различных дисциплин в нескольких основных значениях, достаточно сильно отличающихся друг от друга. В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.В социологии и правоведении под девиантностью понимают социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу различных причин патологической выраженности, имеющей место при психических расстройствах и заболеваниях. Принятым среди большинства исследователей является следующее определение: Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией. Виды девиантного поведения: Антисоциальное (делинквентное) поведение – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Как правило, к асоциальному поведения относят различные проявления агрессии, аморального поведения, бродяжничество, проституцию и т.п.Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – поведение, угрожающее целостности и развитию личности. К этому виду относятся различные варианты аддикций (зависимостей) и суицидальное поведение. Причины девиантного поведения детей и подростков Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуаций характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение) Причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влияние семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияниеследующие особенности взаимоотношений:- положение изгоя в классе,- отвержение со стороны учителей,- ярлык девианта в школе.Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет ктому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог быкомпенсировать личностные неудачи.Отрицательное влияние семьи:- безнадзорность,- попустительство со стороны родителей,- ослабление социального контроля,- дефицит общения,- неодобрение родителями друзей. Целями психолого-педагогической поддержки детей с девиантным поведением в школе являются:- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равных условий для духовного, интеллектуального и физического развития; удовлетворение творческих и образовательных потребностей детей;- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества. Система психолого-педагогической поддержки детей с девиантнымповедением выполняет следующие функции:Восстановительная, предполагающая восстановление техположительных качеств, которые преобладали у ребёнка до появленияпризнаков девиантного поведения.Компенсирующая, заключающаяся в формировании у ребёнкастремления компенсировать тот или иной недостаток усилениемдеятельности в той области, которую любит, в которой может добиватьсябыстрых успехов. Если ребёнок плохо учится, то может преуспевать вспорте, труде и т.д.Стимулирующая функция направлена на активизацию положительнойобщественно-полезной деятельности ребёнка, онаосуществляетсяпосредством осуждения или одобрения, т.е.небезразличного, эмоционального отношения к личности ребёнка, егопоступкам. Развивающая функция направлена на изменение мотивации детей с девиантнымповедением, развитие творческой личности, способной к самореализации.Защитная функция способствует созданию обстановки сочувствия, сопереживания,взаимопонимания «трудному» ребёнку.Корректирующая функция направлена на коррекцию поведения и общения ребенкас целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.Интегрирующая функция обеспечивает взаимодействие всех субъектовобразовательного процесса в оказании помощи ребёнку с девиантным поведением. Таким образом, психолого - педагогическая поддержка выступает кактехнология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, какпроцесс создания психологически комфортных условий для личностного развития,как воспитательная технология. Психолого-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает всебя в качестве первоочередных следующие меры:создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей(социальные педагоги, психологи, медики и др.);создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей иподростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы;создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителейрешению проблем, связанных с детьми и подростками;организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную,психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечениявнимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионныепрограммы, обучающие программы и т.д.);организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантнойнаправленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтомуорганизация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательнопрофилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и времяжизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сферажизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановлениефизических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов исвободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детейи подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования;- информационно-просветительскую работу. Основными видами профилактики являются: первичная, рассматриваемая как комплекс социальных, образовательновоспитательных и психолого-медицинских мероприятий,предупреждающих зарождение поведенческих отклонений унесовершеннолетних;вторичная - комплекс социальных, образовательно-воспитательных,психологических и правовых мер, направленных на предупреждениеформирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних иперехода к уголовно-наказуемым;третичная - комплекс социальных, образовательно-воспитательных,психологических и нормативно-правовых мер, направленных напредотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующихвосстановлению личностного и социального статусанесовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении ивозвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественнополезной деятельности. Основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения среди школьников. • Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений;• Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, тренинги гендерной идентичности, профориентации, социально-бытовых навыков, тренинги подготовки к семейной жизни и т.п.);• Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения);• Организация «альтернативной деятельности» - организация досуга школьников, вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовые мастерских; внедрение программ «специфической позитивной активности» - видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний и т.п.); Укрепление здоровья (внедрение в образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий);Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений детско-подросткового возраста – тревожности, страхов, гиперактивности, агрессии и др.; Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая психолого-педагогическая работа с родителями (например, ведение «Тренингов родительской эффективности» - обучение навыкам общения с детьми и подростками и конструктивным способам поведения в проблемных ситуациях); индивидуальное и семейное психологическое консультирование (помощь в разрешении личностных и семейных проблем родителей или лиц, их заменяющих) Коррекционно-развивающие программы для школьников «группы риска» школьной дезадаптации (развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций; нейропсихологическая коррекция нарушений психического развития);Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. В условиях образовательного учреждения это может быть социально-психологическая служба, специалисты которой готовы оказать поддержку учащимся и членам их семей, а также содействовать в получении необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, оказываемой смежными организациями. Писхолого-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.Следует различать различные виды реабилитации: -медицинскую, -психологическую, -педагогическую, -социально-экономическую, -профессиональную, -бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Психолого-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов. При построении психолого-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения: Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Длясоциального педагога недопустимо категорическое осуждение ребенка,имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов.Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметьнайти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило,Хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, неверят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важнодальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощьсоциального педагога вместе с психологом направлена на определение егобудущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностямподростка учебного заведения и трудоустройство. 3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой,необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантномуповедению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, ане чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложнаязадача, так как зачастую требует изменения не только отношения к томуили иному виду деятельности, но и нормализацию отношений сколлективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемыхподростков свободного времени в четыре раза больше, чем у другихшкольников, и столь же велика разница его качественного использования.Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личныхувлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено,и избыток свободного времени становится для них криминогеннымфактором, существенно влияющим на нравственный обликнесовершеннолетнего.4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях сподростком. В силу отсутствия у дезадаптированных детей опытадоброжелательного, спокойного общения, любое воспитательноевоздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этомудействию. Терпение и выдержка - главные помощники социальномупедагогу в работе с такими детьми.