Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетания, предложениях с детьми 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. «Приключения Буратино».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 41»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетания, предложениях
с детьми 6 лет
с общим недоразвитием речи 3 уровня.
«Приключения Буратино».
Образовательная область: речевое развитие.

учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №41»
Человечкова Ольга Владимировна
Иваново 2014г.
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетания, предложениях.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- закрепление правильного произношения звука [Р];
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
- совершение навыков образования родительного падежа множественного числа имен существительных;
- совершенствование навыков употребления предлога «на», согласования прилагательных с существительными;
- развитие памяти, внимания.
Образовательная область: «Физическое развитие»:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепление понятий: «звук», «твердый звук», «звонкий звук».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитание интереса к занятиям через игровые приемы;
- воспитание уважительного отношения и взаимодействия детей друг с другом и педагогом;
- воспитание умения сосредоточиться на задании, навыков самоконтроля.
Оборудование: зеркало, предметные картинки со изображением предметов, в названии которых есть звук [Р], звуковой домик, изображения сказочных героев Буратино, Пьеро, таз с картинками, удочки, магнитная доска

Организационный момент:
- Посмотрите, ребята, у нас гости. А вместе с ними пришел житель сказочного города.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
- Молодцы! К нам приехал Буратино. Послушайте, какой звук есть в середине слова Буратино?. (Звук [Р]). С каким звуком будем играть? (Мы будем играть со звуком [Р]).
Что нужно, чтобы звук [Р] получался четким? (Чтобы звук Р был четким, нужно делать гимнастику для язычка).
Основная часть:
- Правильно, молодцы! Покажем Буратино, как мы делаем гимнастику для язычка?
Дети садятся перед зеркалом.
(Образовательная область «физическое развитие»)
1. «Заборчик – трубочка».
Улыбайся, народ, потом губы вперед.
И так делаем раз шесть, все, хвалю, начало есть.
2. «Маляр».
Будем наводить порядок, маляров возьмем бригаду.
Язычок вверх поднимаем и побелке помогаем.
3. «Чьи зубы чище?»
Зубы верхние — смотри:
Чищу чисто изнутри.
5. «Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.
6. «Грибок»
Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.
7.«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз —
У неё такой круиз.
9. «Дятел»
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Буратино грустный, потому что потерял Золотой ключик. Как же быть, ребята, бедному Буратино? (Мы поможем ему).
Как мы доберемся до сказочного города? (Мы поедем на машине.)
- Заведем мотор! Машина едет, а мы ведем пальчиком по дорожке и четко произносим, как рычит мотор (РРРРРРРР).
Анализ артикуляции звука Выставляется карточка артикуляционного уклада звука [Р]
-Ребята, как мы произносим звук [Р]?(губы в улыбке, язычок поднят вверх и дрожит, горлышко поёт)
Характеристика звука. (Образовательная область «познавательное развитие»)
- Ребята, звук [Р] согласный или гласный?(Звук Р согласный)
- Звонкий или глухой? (Звук Р звонкий)
- твёрдый или мягкий? (Звук Р твёрдый)
- каким цветом обозначается? (Мы обозначаем звук [Р] синим цветом) (выкладывает цветовое обозначение звука).
- Вот мы и приехали в сказочный город. Посмотрите, ребятки, как здесь тепло и красиво.
Дыхательная гимнастика. (Образовательная область «физическое развитие»)
- Смотрите, бабочки прилетели и на носик деткам сели. Что нужно сделать, чтобы бабочка улетела с носика? (Надо на бабочку подуть.) Дети дуют на бумажных бабочек
Развитие фонематического слуха. (Образовательная область «речевое развитие»)
- Вместе с бабочками прилетели звуки. Буратино бросает вам звуки, а вы что делаете? (ловим). Какой звук вы будете ловить?(Мы будем ловить звук [Р]).
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р К,
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
А теперь слова:
Груша, белка, яблоко, прищепка, самолет, лимон, кран, погремушка, портфель, лиса, ручка, диск.Автоматизация звука Р в слогах. (Образовательные области «речевое развитие», «физическое развитие»)
- Молодцы! Отправляемся дальше по волшебному городу. Прошел дождик, что на асфальте? (Лужи) Какая огромная лужа, как перебраться через нее? (Нужно пройти по камешкам). А в ней волшебные камешки, вы идете по ним пальчиками и называете слоги («переходят» указательными и средними пальцами обеих рук по камням, которые сделаны из фактурного материала), проговаривая слоги:
РА-РО-РУ-РЫ РО-РУ-РЫ-РА РУ-РЫ-РА-РО
Автоматизация звука Р в словах. Развитие внимания, памяти (Образовательная область «речевое развитие»)
Логопед показывает на картинку Пьеро.
- Ребята, кого мы встретили? (Пьеро). Пьеро говорит чистоговорки, но он забыл окончание предложения, ответы висят на доске, поможем Пьеро? (Да)
Ры-ры-ры, у на с в руках….(шары).
Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух … (перо).
Ру-ру-ру, любит крот свою … (нору).
Ар-ар-ар, вот летит … (комар).
Ор-ор-ор – у Ромы…(топор).
Ур-ур-ур, во дворе накормим … (кур).
А еще Пьеро хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятать картинки, а вы догадаетесь, какую картинку спрятал Пьеро. Дети закрывают глаза, логопед убирает картинку: «Что пропало?» Дети называют пропавшую картинку.
- Пьеро благодарит вас за игру и желает нам доброго пути! Идем дальше искать ключик, который потерял Буратино.
Пальчиковая гимнастика «Дом» (Образовательная область: «физическое развитие»)
Что это за беспорядок? Столько книг разбросано. Ребята, что нужно сделать с книгами? (Расставить их по местам).
Давайте построим домик для этих книг, домик для звуков.
Я хочу построить дом, Кончики пальцев сомкнуты под углом
Чтоб окошко было в нем, Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально
Чтоб у дома дверь была, Ребра ладоней прижаты друг к другу
Рядом чтоб сосна росла, Пальчики растопырены и смотрят вверх
Чтоб вокруг забор стоял, Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.
Пес ворота охранял, Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз
Солнце было, Кисти рук скрещены, пальчики растопырены.
Дождик шел, Потрясти кистями
И тюльпан в саду расцвел. Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.
Автоматизация звука Р в словах. Развитие навыков звукового анализа. (Образовательная область «речевое развитие»)
Выставляется звуковой домик. Вот какой красивый дом у нас получился, а книги эти с секретом. Хотите узнать какой секрет? В книге есть картинки. Расставим картинки по местам? А что есть в этом домике? (В доме звуковые схемы). Зачем они нужны? (Схемы нужны, чтобы определить место звука в слове). Сможете это сделать? У каждого из вас книга с картинками. Как вы будете справляться с заданием? (Мы определим место звука [Р] в слове и поставим картинку в правильное окошечко.) (Слова: воРобей, Рак, каРандаш, Рыба, Ракета, ,топоР, помидоР, мухомоР).
Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Образование родительного падежа множественного числа имен существительных. (Образовательная область «речевое развитие»)
Буратино говорит: «На картинке много карандаша». Правильно он говорит? (Нет)
А как правильно сказать? (Много карандашей)
Один воробей – много воробьев. Одна рыба – много рыб…. (прописываешь все слова)
(Слова (виногРад, Роза, гоРох, самоваР, Ромашка, ЖиРаф).Теперь Буратино не будет допускать таких ошибок. Идем дальше?
Физминутка:. (Образовательная область: физическое развитие)
Разноцветные горошки
Разбежались по дорожке (Дети разбегаются)
Птички весело клюют, (Присели на корточки «клюют горошинки»)
Мне горошки не дают. (Поворот головы вправо-влево)
Дайте мне горошинку, (Руками «просят»)
Я такой хорошенький. (К себе прижимают руки)
Логопед раскладывает кружочки, на которые наклеены картинки в названии которых есть звук [Р].
Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Употребление предлога «на». (Образовательная область: «речевое развитие»)
- У нас есть ведро, что мы можем сделать с горошинками? («Мы можем их собрать в ведро»). Дети собирают горошинки, проговаривая: «На горошинке рыба. На горошинке комар» (прописываешь все варианты)
Автоматизация звука Р в предложениях. Согласование прилагательных с существительными. (Образовательная область: «речевое развитие»)-Посмотрите, ребята, что случилось. В ведре была красная краска и все предметы стали какие? (красные). У меня красный шар. А у вас? Дети вынимают картинки из ведра и проговаривают: «У меня красный карандаш. У меня красный забор…(прописываешь все варианты)
-Ой, ребята, а что это? (Логопед указывает на письмо). Хотите узнать, что в нем написано? (Хотим) Сейчас я его прочитаю. Его написала черепаха Тортилла. Она пишет, что «Золотой ключик» у нее, он находится на дне пруда, но в пруду очень много ненужных вещей накопилось. Если мы выловим эти предметы из пруда, то мы сможем достать ключик.. (Дети берут удочки и «вылавливают» картинки, называя что достают (Я достаю ручку)… (прописываешь все варианты) (Картинки: Ручка, кРовать, Робот, маРка, тоРт, КуРтка, самоваР, мухомоР, тРактоР).Вот и ключик!
Буратино так обрадовался, что мы нашли ключик, что все слова перепутал. Он говорит: «Ручка пишет Ирой. Правильно?» (Неправильно, Ира пишет ручкой) (прописываешь все варианты)
Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (Мы играли со звуком [Р])
Вам понравилось путешествие в сказочный город?
Вы молодцы, помогли Буратино, четко и правильно произносили звук Р.
Что больше всего понравилось?
А что было самым сложным?
Ребята, как вы думаете, кто был самым активным?
Кто старательнее всех произносил звук?
Буратино благодарит вас за помощь и дарит призы.