Конспект урока по окружающему миру Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба
Урок 1. ПИСЬМО ОТ КОСТИ, МАШИ И МИШИ ЧЛЕНАМ КЛУБА «МЫ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тип урока: вводный
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с учебно-методическим комплектом по окружающему миру для 3 класса (учебником «Окружающий мир», хрестоматией «Окружающий мир», тетрадью для самостоятельной работы «Окружающий мир»); способствовать формированию умений пользоваться условными обозначениями комплекта; содействовать формированию знаний о признаках живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с признаками неживой и живой природы; научатся различать объекты неживой и живой природы Метапредметные:
регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания; коммуникативные - работать с соседом по парте, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее полеЛичностные: видеть красоту природы и искусства
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : ИТИ Технологии, 2008; мультимедиапрезентация со слайд-шоу; контрольно-оценочные листы; учебники, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы; карточки красного, желтого, синего цвета для деления обучающихся на группы
Организационная структура урока
Этап урока, формы работы Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые
способы
деятельности
обучающегося
I. Организация начала урока* Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Создание ситуации успеха. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.
- Проверим готовность к уроку.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите. Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний. Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
- Обратите внимание на выставку учебных пособий Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выделять существенную информацию
* Данный этап необходимо проводить на каждом уроке для формирования регулятивных универсальных учебных действий (эмоциональная, мотивационная готовность к уроку).
Интеллектуальная разминка по курсу «Окружающий мир» всех трех классов (учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы). -С какими из этих книг вы уже знакомы?
-Веками люди считали, что природа позаботилась об их благополучии, создав мир, идеально приспособленный для жизни. Даже страдая от жестокого мороза, ледяного ветра или изнуряющей жары, они не отчаивались, поскольку знали, что та же благодатная природа поможет им выжить в любых обстоятельствах. Лишь современные люди сняли «розовые очки» беспечности и задумались о том, что же на самом деле представляет собой наш мир, насколько устойчиво его благополучие и от чего в конечном итоге оно зависит. Чтобы понять, благодаря чему все живое может существовать на Земле, надо посмотреть на нашу планету со стороны, из того бескрайнего пространства, которое ее окружает, -
из космоса.
-Земля - шар? Есть ли бесполезные ископаемые? Можно ли вызвать искусственный дождь? Какая завтра будет погода?
На все эти и другие вопросы должны быть даны ответы. Наша Земля хранит много тайн -Изучая «Окружающий мир», мы поймем, как все в окружающей нас природе взаимосвязано и взаимозависимо. Человек всегда находился и находится в зависимости от природы. Мы — часть природы и, как часть, без целого существовать не можем из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.
-Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.
- Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся с...
Мы узнаем...
Мы вспомним... Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
- Сегодня на уроке мы... Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно
Мы будем уметь...
Мы сможем поразмышлять...
- Сегодняшний урок мы с вами начнем с повторения. Давайте вспомним, что вы изучали на уроках окружающего мира в первом и во втором классах. В этом нам поможет письмо от Кости, Маши и Миши. Прочитайте его на страницах 5-6 вашего учебника строить речевое высказывание в устной форме
IV. Открытие нового знания, способа действия.
Работа по учебнику, хрестоматии и рабочей тетради. Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.
Обсуждение (возможно в парах, группах). Формулирование вариантов выводов. Обобщение Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует знакомство с учебником.
-Полистайте учебник, самостоятельно познакомьтесь с его содержанием.
-Найдите оглавление в начале книги. Прочитайте названия глав. Сколько их? О чем они расскажут?
-Какие из них вас заинтересовали? Как найти словарик в учебнике? Для чего он нужен? Как учебник подсказывает обучающимся дополнительные источники для поиска ответов на интересующие их вопросы? Какие страницы учебника помогут в подготовке к школьной олимпиаде? Какие условные обозначения помогут вам работать с текстом учебника? Найдите и покажите соседу по парте знаки: «Работа в парах», «Выскажи предположение», «Опыт», «Толковый словарь», «Контрольные задания и вопросы». А он пусть найдет и покажет тебе на страницах знаки: «Повтори пройденное», «Загляни
в словарик в конце учебника», «Напиши нам письмо», «Будь осторожен!», «Работа с физической картой полушарий». Рассмотрите форзацы учебника. Расскажите соседу, что изображено на форзаце в начале учебника, а он пусть скажет, что изображено на форзаце в конце учебника.
-Возьмите в руки учебник «Окружающий мир. 3 класс», часть 1, и познакомьтесь с письмом, которое вам написали Костя, Маша и Миша.
При работе с текстом письма использует прием «Чтение по абзацам». Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.
Высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным.
При чтении письма ученики делают «первую остановку» после абзаца о том, как они изучали материал в 1 классе. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-
- Вспомните, что такое абзац и где следует остановиться, читая «по цепочке»?
- Прочитайте первый абзац.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?
- Используя словари, справочники, дополнительнуюлитературу, вспомните, какие тайны окружающего мира
открыли вы во 2 классе.
- Проверим свои предположения и подробнее узнаем
о предстоящей работе, прочитав письмо до конца.
Организует работу по ознакомлению с хрестоматией
«Окружающий мир».
- Поработайте в группах самостоятельно. Полистайте
книгу, познакомьтесь с ее содержанием и подготовьте ее рекламу «Почему вы советуете одноклассникам прочитать эту книгу?». Это может быть выступление одного ученика, которое предварительно обсудила группа,или, возможно, нескольких детей: разыгрывается ситуация, пропагандирующая книгу.
Организует знакомство с тетрадью для самостоя
тельной работы.
- Обратите внимание на то, что тетрадь поможет вам
проверить свои знания по предмету, углубить их. Особое внимание обратите на форзац тетради, где изобра Высказывают свои предположения, о чем пойдет речь
дальше (о том, как и с помощью чего они изучали материал во 2 классе).
Знакомятся с хрестоматией, готовят рекламу про книгу.
Рассматривают рисунок «Пирамида знаний» в тетради. нравственную
отзывчивость.
Приводить
убедительные
доказатель
ства в диалоге,
проявлять ак
тивностьво взаимодей
ствии.
Преобразовы
вать модели
в соответствии
с содержанием
учебного ма
териала и по
ставленнойучебной целью.
Осуществлять
взаимный
контроль,
планировать
способы взаи
модействия.
Выражать доб
рожелатель
ность и эмо
ционально-
нравственную
отзывчивость.
Осуществлять
итоговый кон
троль, оцени
вать результаты
жена «Пирамида знаний».
- В этой пирамиде 55 ступенек. По мере выполнения
заданий вы будете закрашивать ступеньки «Пирамиды знаний» и продвигаться к ее вершине. Для того чтобы оказаться на вершине, вам необходимо будет правильно ответить: 1) на вопросы рубрики «Готовимся к школьной олимпиаде!»; 2) на вопросы конкурса: «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»; 3) прислать письмо с ответами на эти вопросы в клуб «Мы и окружающий мир».
По итогам выполнения заданий школьников ждут различные призы от школьного клуба «Мы и окружающиймир», с которым они ведут переписку. В конце урока можно предложить обучающимся на листках записать свои пожелания о том, что они хотели бы узнать, изучая «Окружающий мир» в 3 классе, и о своей работе в клубе.
-Проведем динамическую минутку. Разделитесь натри группы.
-Можно ли считать верным высказывание:
1.Солнце - ближайшая к Земле звезда?
2.Один оборот вокруг Солнца Земля делает за месяц?
3.Слой воздуха, который окружает Землю, называют атмосферой?
4.Воды на Земле меньше, чем суши?
5.У хвойных растений никогда не бывает цветков?
6.У всех грибов есть шляпка и ножка?
7.У насекомых восемь ног?
8.Земноводные часть жизни проводят на суше, а часть в воде?
9.Звери выкармливают своих детенышей молоком?
10.Комнатная муха и домовой паук - это домашние животные?
11.Один оборот вокруг Земли Солнце совершает за год?
12.Земля совершает один оборот вокруг своей оси за сутки?
13.Воздух - это смесь газов?
14.Вода является растворителем?
15.Папоротники цветут, но очень редко?
16.Грибы можно вырастить на кусочке хлеба?
17.У насекомых шесть ног?
18.Крокодил - это земноводное животное?
19.Белка - всеядное млекопитающее?
20.Нельзя трогать чужих домашних животных? Выполняют задание динамической минутки. Обучающиеся, получив красные, желтые, синие карточки, соответственно делятся на группы. Каждая группа по очереди выходит к классной доске и отвечает на вопросы учителя в такой форме: при ответе «да» хлопают в ладоши, при ответе «нет» - молча поднимают руки вверх. Одноклассники ведут счет верных и неверных ответов. Ответы на высказывания:
1 .Да.
2.Нет.
3.Да.
4.Нет.
5.Да.
6.Нет.
7.Нет.
8 -Да.
9.Да.
10.Нет.
11.Нет.
12 .Да.
\Ъ.Да.
14 .Да.
15. Нет.
\6.Да.
М. Да.
18. Нет.
19 .Да.
20. Да деятельности, оценивать уровень владения учебным действием; формировать адекватную самооценку. Осуществлять контроль по результату
V. Включение нового в активное использованиОрганизует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Выбирать действия в соответствии с поставлен-
в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового -Сколько наук нужно изучить, чтобы познать окружающий мир? Какие это науки?
-Вы вошли в лес. Остановились. Скажите, что вы можете узнать о жизни леса с помощью органов чувств?
-Что вы узнали о стволе дерева, прикоснувшись к нему?
-Что узнали о ягоде, положив ее в рот?
-С помощью какого органа мы видим разные предметы, различаем свет и темноту?
-С помощью какого органа мы слышим звонок будильника, музыку?
-Можете ли вы найти в темноте часы? Как вы это сделаете?
-Что происходит с веками и ресницами, если в лицо нам дует пыльный ветер?
-Какой орган позволяет нам отличить запах роз от запаха апельсина?
-Как вы узнаёте, что мама печет пирог?
-С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?
-Как мы узнаём, что огонь горячий, а лед - холодный?
-У каждого человека пять органов чувств. Они сообщают человеку о том, что его окружает, и предупреждают об опасности. Берегите органы чувств. Это наши верные помощники.
-Расскажите, как пользуются своими органами чувств животные и как органы чувств им помогают -Очень много наук изучают окружающий мир. География, биология, анатомия, химия, физика, астрономия и др.
-Как пахнет лес, как он красив, увидеть его обитателей.
-Какое оно на ощупь.
-Какая она на вкус.
-С помощью глаз.
-С помощью уха.
-Будем прислушиваться и идти на звук.
-Мы закрываем глаза, чтобы пыль в них не попала. -Нос.
-По запаху.
-С помощью языка.
-Прикоснувшись кожей пальцев рук ной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью
VI. Домашнее задание Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 5-6) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VII. Итог
урока.
Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимися оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
- Наблюдения за погодой позволили узнать, какая она бывает зимой и летом, весной и осенью, как и от чего Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
-Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
-Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?
-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения.
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя меняется. Из наблюдений за растениями и животными узнали, где и как они произрастают и живут, чем питаются, пользу или вред приносят человеку. Из наблюдений и опытов узнали, что происходит с водой и воздухом при нагревании и охлаждении, от чего бывают ветер, туман, дождь, роса, иней.
- Мы будем пользоваться знаниями о природе, которые люди приобрели за много лет до нас путем труда, путешествий, наблюдений и опытов деятельнорти (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)